Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Галина Сергеевна Бардина

Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"

Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика»".

Цель: Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении.

Задачи:

Образовательные:

-       познакомить с новыми авторами В. Луниным и Н. Матвеевой и их произведениями;

-       познакомить со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении;

-       совершенствовать навыки сознательного, беглого, правильного чтения;

-       закрепить навыки слогоделения и постановки ударения, анализа текста, выделения главного, обобщения; 

-       расширять словарный запас младших школьников через проведения словарной работы по теме урока;

-       попытаться выявить характеристики звуков через речевую разминку;

-       совершенствовать навык выразительного чтения и чтения целыми словами;

-       активизировать «вдумчивое чтение», т. е. умение размышлять над прочитанным посредством внимательного прочтения и слушания произведения, и его анализа.

Воспитательные:

-       способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию учащихся через раскрытие основной идеи стихотворений, как литературного жанра;

-       прививать любовь к чтению через применение на уроке разных видов чтения (по фрагментам, выборочное чтение),  работы над произведением, проведение словарной работы, речевой разминки и работы над скороговорками;

-       воспитывать интерес к художественной литературе, поэтическому слову;

-       способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплачивания классного коллектива.

Развивающие:

-       способствовать развитию речи учащихся посредством проведения словарной работы, организации беседы по произведению в ходе урока и работы над пословицами;

-       развивать речевые умения, творческие способности, умение отгадывать загадки;

-       способствовать развитию техники чтения: работать над выразительностью, осознанностью и темпом чтения посредством применения разных видов чтения: по фрагментам, выборочное чтение;

-       способствовать развитию наблюдательности, развивать умение прогнозировать события посредством метода предугадывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx921.14 КБ
Microsoft Office document icon teh._karta_uroka_po_lit._chteniyu_1_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, ребята! Урок литературного чтения!

Слайд 2

А, о, у, ы, и, э.

Слайд 3

Самолёты взлетают У-У-У-У-У Машины едут Ж-Ж-Ж-Ж Лошадки поскакали ЦОК-ЦОК-ЦОК Рядом ползёт змея Ш-Ш-Ш-Ш Летела муха около уха Ж-Ж-Ж-Ж Летела оса около носа С-С-С-С Летел комар и звенел З-З-З-З Сел на лоб, а мы его ХЛОП! Поймали, послушали З-З-З-З звенит… А, пусть летит!

Слайд 4

Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча! Два щенка ушли ворча.

Слайд 5

Слух Слушать Выслушать Прислушаться На уроке нужно уметь __________ учителя. Нужно уметь____________ товарища . Чтобы услышать тихие звуки нужно ____________ слушать выслушать п рислушаться.

Слайд 6

Закончи предложения Я сегодня узнал… Я могу себя похвалить за то, что …. Сегодня на уроке мне было трудно… Своей работой на уроке я… (доволен/недоволен), потому что… Стихотворение мне показалось (интересным/неинтересным), потому что…



Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНО»

Методист: Юренкова В. С. _______________

Технологическая карта урока литературного чтения

учителя начальных классов

Бардиной Галины Сергеевны

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика».

Цель урока

Знакомство со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении.

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить с новыми авторами В. Луниным и Н. Матвеевой и их произведениями;
  • познакомить со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении;
  • совершенствовать навыки сознательного, беглого, правильного чтения;
  • закрепить навыки слогоделения и постановки ударения, анализа текста, выделения главного, обобщения; 
  • расширять словарный запас младших школьников через проведения словарной работы по теме урока;
  • попытаться выявить характеристики звуков через речевую разминку;
  • совершенствовать навык выразительного чтения и чтения целыми словами;
  • активизировать «вдумчивое чтение», т. е. умение размышлять над прочитанным посредством внимательного прочтения и слушания произведения, и его анализа.

Воспитательные:

  • способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию учащихся через раскрытие основной идеи стихотворений, как литературного жанра;
  • прививать любовь к чтению через применение на уроке разных видов чтения (по фрагментам, выборочное чтение),  работы над произведением, проведение словарной работы, речевой разминки и работы над скороговорками;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, поэтическому слову;
  • способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплачивания классного коллектива.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи учащихся посредством проведения словарной работы, организации беседы по произведению в ходе урока и работы над пословицами;
  • развивать речевые умения, творческие способности, умение отгадывать загадки;
  • способствовать развитию техники чтения: работать над выразительностью, осознанностью и темпом чтения посредством применения разных видов чтения: по фрагментам, выборочное чтение;
  • способствовать развитию наблюдательности, развивать умение прогнозировать события посредством метода предугадывания.

Основные термины, понятия

Планируемый результат

Предметные умения:

  1. Совершенствовать познавательные и исследовательские умения по работе с текстом;
  2. Совершенствовать работу по развитию навыка чтения целыми словами;
  3. Формировать умения  работать над словом, грамотно ставить ударение, изучать этимологию слова.

 Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению, чтению.

2. Формировать умение выказывать своё отношение к героям, анализировать характеры и поступки героев.

3. Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1. Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формулировать тему и цель урока совместно с учителем.

3. Планировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

1. Уметь прогнозировать содержание художественного произведения.

2. Уметь выделять существенную информацию.

3. Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

4. Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебник,  иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

5. Формировать умение на основе анализа произведения делать выводы.

 Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение слушать и понимать других.

2. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Уметь обосновывать и аргументировать собственную точку зрения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

 

Книгопечатная продукция:

1. Учебник «Литературное чтение», УМК «Планета Знаний», Э. Э. Кац, 1 класс, с. 51 – 53.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Проектор.

3. Интерактивная доска.

Экранно-звуковые, наглядные  пособия, раздаточный материал:

  1. Мультимедийная презентация в PowerPoint  по теме: «Звучащий мир поэзии».
  2. Книги для пятиминутного чтения.
  3. Физкультминутка.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Пятиминутное чтение любимой книги.
  3. Актуализация знаний.
  4. Совместное определение темы, цели урока.
  5. Открытие новых знаний.
  6. Физкультминутка.
  7. Продолжение работы по теме урока.
  8. Итог урока.
  9. Рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к деятельности.

1 минута

1. Приветствие.

Слайд 1

- Доброе утро, ребята.  Начинаем урок литературного чтения.

 Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

                   Выходя поутру из ворот

                   Понимаешь, у каждого в жизни

                   Предостаточно бед и забот.

                   Разве любы нам хмурые лица

                   Или чья-то сердитая речь?

                   Ты улыбкой сумей поделиться

                   И ответную искру зажечь.

                   Подарите улыбки друг другу…

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Порадуйтесь весеннему солнышку, которое греет нас уже вторую неделю.

- Сегодня на уроке я желаю вам узнать что-то полезное и нужное.

Приветствуют учителя, настраиваются на серьезную работу.

Настраиваются на серьезную и продуктивную работу на уроке.

Слушают чтение стихотворения учителем.

Слушают учителя.

II. Пятиминутное чтение любимой книги

5 минут

- Ребята, сейчас мы проведем с вами традиционно пятиминутное чтение ваших книг.

- Приготовились читать их.

- После прочтения нужно выйти к доске и рассказать о прочитанном отрывке.

- Дома вы выполняли задания после стихотворения «Пляска» на с 47. Одним из заданий было нарисовать танцующий предмет, про которые не говорится в стихотворении. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети в течение пяти минут читают отрывок из своей книги.

После прочтения готовятся кратко пересказать его.

Демонстрирую рисунку, рассказывают о том, что нарисовано.

III. Актуализация знаний.

7 минут

1. Речевая разминка.

- Ребята, продолжим наш урок литературного чтения с речевой разминки.

- Посмотрите на доску.

Слайд 2

А, о, у, ы, и, э.

- Послушайте задание.

- Произнося эти звуки, делаем вдох носом – выдох через рот.

- При выдохе произносим определённый звук.

- Повторяем звуки предметов.

Слайд 3.

Самолёты взлетают У-У-У-У-У

Машины едут Ж-Ж-Ж-Ж

Лошадки поскакали ЦОК-ЦОК-ЦОК

Рядом ползёт змея Ш-Ш-Ш-Ш

Летела муха около уха Ж-Ж-Ж-Ж

Летела оса около носа С-С-С-С

Летел комар и звенел З-З-З-З

Сел на лоб, а мы его ХЛОП!

Поймали, послушали

З-З-З-З звенит…

А, пусть летит!  

- А для того, чтобы читать чётко и правильно поработаем над стихотворением С. Михалкова.

- Послушайте стихотворение.

Слайд 4.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

- Теперь прочитайте его медленно, только шевеля губами, как будто это немое кино. Приступили.

- Попробуйте прочитать стихотворение вслух, выразительно с  разными интонациями:

весело, удивлённо, сердито, обиженно.

Слушают учителя.

Смотрят на доску.

Произносят звуки  а, о, у, ы, и, э, делают вдох носом – выдох через рот.

При выдохе произносят определённый звук.

Слушают учителя.

У-У-У-У-У

Ж-Ж-Ж-Ж

ЦОК-ЦОК-ЦОК

Ш-Ш-Ш-Ш

Ж-Ж-Ж-Ж

С-С-С-С

З-З-З-З

ХЛОП!

З-З-З-З

Слушают учителя.

Читают стихотворение шепотом, про себя.

Читают стихотворение вслух,  выразительно с  разными интонациями:

весело, удивлённо, сердито, обиженно.

Слушают учителя.

IV. Совместное определение темы, цели урока.

3 минуты

- Теперь мы перейдём к изучению новой темы.

- Посмотрите на доску.

Слайд 5.

Слух

Слушать

Выслушать

Прислушаться  (то есть слушать, напрягая слух)

- Читаем хором по слогам данные слова.

- Что общего у слов?

- Какой корень у этих слов?

Слайд 6.

На уроке нужно уметь слушать учителя.

Нужно уметь выслушать товарища.

Чтобы услышать тихие звуки нужно прислушаться.

- Вставьте в предложения слова, пропущенные по смыслу.

- Почему очень важно иметь слух, уметь слушать, выслушать или прислушаться?

1. Игровое упражнение «Угадай звук».

- Сейчас вы послушаете различные звуки.

- Постарайтесь угадать, кому данные звуки могу принадлежать звуки.

1. Звук птиц.

2. Звук шелеста листьев.

3. Звук жужжания пчелы.

4. Звук комара.

5. Звук топота копыт лошади.

6. Звук взлёта самолета.

- Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Где нам могут встретиться звуки? В каких произведениях?

- Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться слушать, прислушиваться, будем учиться выслушивать своих товарищей, будем учиться быть внимательными к звучащему миру, узнаем, какими способами можно передавать звуковые впечатления в поэзии, и продолжим совершенствование своих читательских навыков.

Слушают учителя.

Смотрят на доску.

Читают по слогам.

Корень

Слух – слуш

Слушают учителя.

Вставляют слова в предложения с пропущенными словами.

Человек, умеющий слушать, выслушивать, прислушиваться,  быстрее усваивает новое, является хорошим собеседником, замечает больше вокруг себя, развивается быстрее.

Прослушивают различные звуки природы.

Дети слушают  записи звуков  и угадывают,  кто или что может издавать такой звук.

Звуки, звучание в поэзии, звучащий мир в поэзии.

В сказках, стихотворениях, рассказах.

Ответы детей.

Слушают учителя.

V. Открытие новых знаний.

8 минут

1. Словарная разминка

- А сейчас откройте учебник на с. 51.

- Прочитайте внимательно первый столбик слов, читая, думаем над их значением.

- Читаем хором по слогам.

- Теперь читаем шепотом.

- Ребята, приведите примеры ситуаций, когда мы можем волноваться, быть  взволнованными или волнующимися? 

- Читаем слова второго столбика.

- Читаем хором по слогам.

- Теперь читаем шепотом.

- Покажите молча значение этих слов.

- Почему очень важно иметь слух, уметь слушать, выслушать или прислушаться?

2. Работа по теме урока.

Введение в тему урока.

- Сейчас я начну читать текст по учебнику.

- Ваша задача  слушать меня с закрытыми глазами.

- После прочтения, нужно ответить на вопрос:  

- Что услышали Фюсь и Каркузябра в удивительной комнате? 

Читаю текст на с. 51.

После прочтения:

- Что услышали Фюсь и Каркузябра в удивительной комнате? 

Работа в парах «Посиди, послушай!»

- Закройте глазки и минутку посидите тихо, а потом расскажи товарищу, что услышал. 

- Что вы услышали сейчас?

Открывают учебник на с. 48.

Читают слова словарной разминки:

вол-не-ни-е                 слух

вол-но-вать-ся          слу-шать

взвол-но-вать-ся       вы-слу-шать

вол-ну-ю-щий-ся      при-слу-шать-ся

Ответы детей. 

Большая радость, горе, огорчение, неудача, предвкушение давно желаемого, ожидаемого.

Показывают мимикой и жестами значение слов второго столбика.

Человек, умеющий слушать, выслушивать, прислушиваться,  быстрее усваивает новое, является хорошим собеседником, замечает больше вокруг себя, развивается быстрее.

Слушают учителя с закрытыми глазами.

Шуршание шторы, тихий хруст чего-то в углу, скрип двери, звон посуды в шкафу.

С закрытыми глазами слушают тишину.

Ответы детей.

VI. Физкультминутка.

1 минута

«ТРОПИЧЕСКИЙ ЛИВЕНЬ»

- Сейчас мы с вами будем имитировать Тропический ливень. Какое новое слово прозвучало?

Имитировать – подражать.

- Сначала  потрем ладошки. Увеличиваем скорость

- Теперь медленно пальчиками по парте начинаем постукивать.

- Стучим ладошками по коленкам, топаем ногами по полу и в обратном порядке.

- А теперь давайте сравним нашу имитацию с настоящим тропическим ливнем! Закрыли все глазки.

Прослушивание мелодии «Тропический ливень»

Закрывают глаза, расслабляют мышцы тела, отдыхают, слушая мелодию и голос учителя.

Трут ладошки, увеличивая скорость.

Пальчиками постукивают по парте.

Стучат ладошками по коленкам, топают ногами по полу и затем в обратном порядке.

Слушают мелодию тропического ливня.

VII. Продолжение работы по теме урока.

7 минут

- А теперь переверните страницу, с. 52.

- Поэты Виктор Лунин и Новелла Матвеева тоже умеют прислушиваться к разным звукам и передавать их в своих стихотворениях. Давайте знакомиться с их стихотворениями.

- Теперь внимательно послушали первое стихотворение Виктора Лунина «Жук».

После прочтения:

- Где оказался жук?

- С чем автор сравнивает жизнь жука?

- Что значит в плену?

- Что значит жестяная банка?

- Что можно сказать про последнее предложение?

- Как показать при чтении, что это восклицательное предложение?

- А почему поэт просто точку не поставил?

- Теперь попробуйте прочитать это стихотворение самостоятельно вслух.

После прочтения:

- Какие буквы Виктор Лунин часто использовал?

- Что вы можете рассказать про звук [Ж]?

- Что нам показал автор с помощью этого звука?

- А к какой группе животных относится жук?

-  А теперь давайте послушаем стихотворение Новеллы Матвеевой.

- Подумайте, можно ли сказать, что она тоже умеет прислушиваться к разным звукам и передавать их в своих стихотворениях.

После прочтения:

- Какую букву больше всего использовала Н. Матвеева?  

- Расскажите про этот звук.

- Что нам показал автор с помощью этого звука?

- Давайте попробуем передать  шуршание листьев при чтении. Как будем читать?

- Попробуйте хором прочитать это стихотворение.

Открывают учебник на с. 52.

Слушают учителя.

Слушают Виктора Лунина «Жук».

В железной банке.

С пленом.

В неволе.

Консервная банка без воздуха.

Он с восклицанием.

Голосом.

Показать эмоциональность.

Читают вслух стихотворение.

Букву Ж.

Согласный, всегда твердый.

Жужжание жука.

Насекомое.

Слушают стихотворение Н. Матвеевой.

Слушают учителя.

Букву Ш.

Шуршание листьев.

Тихо, плавно.

Читают стихотворение хором.

VIII. Итог урока.

2 минуты

- С каким стихотворениями мы сегодня познакомились? С какими авторами познакомились на уроке? 

- Какие это стихотворения по настроению, эмоциям?

- Какие произведения особенно понравились? 

- С помощью чего можно передать окружающие нас звуки?  

С помощью голоса – имитируя звуки, с помощью поэзии и прозы – сочиняя стихи, рассказы, с помощью кисти – рисуя картины, музыки – воспроизводимой посредством музыкальных инструментов.

«Жук» Виктор Лунин и «Молчание листика» Новелла Матвеева.

Взволнованное, грустное.

Спокойное.

Делятся своими впечатлениями о наиболее понравившемся стихотворении, объясняют свой выбор.

IX. Рефлексия.

2 минуты

- Посмотрите на доску и продолжите фразу.

Слайд 7.

1. Я сегодня узнал…

2. Я могу себя похвалить за то, что….

3. Сегодня на уроке мне было трудно…

4. Своей работой на уроке я… (доволен/недоволен), потому что…

5. Стихотворение  мне показалось (интересным/неинтересным), потому что…

Проводят рефлексию деятельности с помощью незаконченных фраз на презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс

Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Проверка знаний по разделу «Родина». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Родина».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов - А.В.Жигулин, Д.С.Дрожжин, И.С.Никитин....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....