Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: А.С.Пушкин "Зимняя дорога", 3 класс,программа "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коновцева Наталья Владимировна

Тема: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_lit_cht_3_kl.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока

по литературному чтению

Учитель: Коновцева Наталья  Владимировна, первая квалификационная категория

Класс: 3 «Д»

Куртамыш,2018г.

Паспорт урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «Д»

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Оборудование: учебник, презентация

Тема: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Цель: Расширять представления о жизни и творческой деятельности Ивана Алексеевича Бунина

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить обучающихся со стихотворением «Зимняя дорога»

- Формировать у детей общее понятие об интонации чтения, совершенствовать технику чтения.

Развивающие:

-Развивать учебную самостоятельность, самооценку;

-Развивать навыки выразительного чтения;

-Развивать внимание, умение обучающихся выражать свои мысли по отношению к прочитанному.

Воспитывающие:

- Прививать любовь к поэтическому слову;

-Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • Прививают любовь к чтению.

Личностные результаты:

  • Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться;
  • Проявляют интерес к изучению учебного предмета;
  • Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Действуют с учетом выделенных ориентиров;
  • Определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку;
  • Организовывают свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • Формируют умения ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

  • Учатся слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

Тихо садитесь.

Актуализация знаний

Вспомните, что вам было задано?

Кто готов рассказать стихотворения?

Выучить стихотворение

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета.

Открытие нового

Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением Пушкина, посвящённом родной природе «Зимняя дорога». 

Предположим, о чём оно?

Дело в том, что Пушкину приходилось много путешествовать не по своей воле (ссылки). Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели.

Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. И часто такую тройку называли «борзая». Во время такого переезда в 1828 году и было написано стихотворение.(слайды)

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Что взволновало вас в этом стихотворении?

Какие непонятные и незнакомые слова вы услышали в данном стихотворении?(слайды)

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. Ям – почтовая станция, посёлок, где проезжие меняли лошадей.

«Вёрсты полосатые» - столбы, которые стояли вдоль дороги через каждую версту. Их красили чёрно-белыми полосами. Верста – мера длины, немного больше одного километра.

Смогли ли вы разобраться после первого чтения в смысле стихотворения?

Что мы должны сделать, чтобы разобраться в смысле стихотворения?

Прочитаем ещё раз стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и проникнем вглубь пушкинской лирики, почувствуем его настроение.

Каким бывает настроение?

Какие картины вы увидели, читая это стихотворение?

Все эти картины создают в лирическом произведении, чей образ?

Какой образ создаёт автор?

Что автор говорит о луне? Как вы понимаете «пробирается»?

Прочитайте следующие 2 строки.

Какой образ создаёт автор?

Подходят ли поляны, изображённые на двух рисунка?(слайд)

Что интересного заметили?

Почему автор дважды употребил это слово?

А могут ли быть поляны печальными?

Как называется такой приём, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет?

Найдите ещё в первом четверостишье пример олицетворения.

Итак, приём олицетворения используется автором, чтобы показать постепенное передвижение. Сначала лирический герой смотрит в небо, затем его взгляд перемещается на землю, а затем – на дорогу.

Прочитаем второе четверостишье.

Тройка борзая

Как вы её представили?

Прочитайте последние 2 строки.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Колокольчик.

Зачем он нужен лошади?

Какое у вас настроение вызывает звон колокольчика?

А у Пушкина?

Какие строки говорят об этом?

Пушкин написал, что колокольчик «утомительно гремит». Как вы думаете, почему звук колокольчика кажется утомительным?

Перечитайте 3 четверостишье.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Почему автор употребил словосочетания «в долгих песнях ямщика»? Что можете сказать об этом ямщике?

Как меняется настроение ямщика? Почему?

Как ты понимаешь слова «сердечная тоска»?

«сердечная тоска» - это когда плохо, грустно; человек иногда не понимает, почему ему скучно, нехорошо, ничего не радует – тогда говорят, что это «сердечная тоска»

Перечитаем 4 четверостишье.

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

Как вы понимаете «вёрсты полосаты»?

Обратите внимание на многоточие, почему автор использует их?

Многоточие – это знак недоговорённости, глубокой паузы, скрытой грусти, о которой человек не хочет говорить.

Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека.

Во второй части настроение лирического героя на какое-то мгновение изменяется.

И чем же заканчивается стихотворение? Какие образы мы увидели?

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина.  Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

Ответы обучающихся

Слушают учителя, рассматривают слайды

Слушают стихотворение

жаль лирического героя, тоска

Ямщик, вёрсты полосатые

Нет

Перечитать

Радостным, тоскливым

зимняя ночь, светит луна, земля покрыта снегом

зимней дороги

луна

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Ответы обучающихся

нет, только человек

олицетворение

пробирается

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

веселья

грусти

Зачитывают строки надоедливо, монотонно

чтобы скоротать время, ямщик поёт песню

«разгулье удалое» - «тоска сердечная»; он видит скупую картину природы, эти песни близки к сердцу, но даже они не могут развеселить его

Ответы обучающихся

Многоточие-пауза

Слушают учителя

К: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения.

К: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других;

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

П:ориентируются в своей системе знаний.

Итог урока

Сегодня отлично поработали…

С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

Как называется стихотворение?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Ответы обучающихся

Р: давать самооценку

Рефлексия

Вернёмся к портрету Пушкина. Каким вы его увидели?

Удалось сегодня передать «поэзии прекрасные мгновенья»?

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Разным: то грустным, то весёлым.  Пушкин в своих стихах умеет  печалиться и восхищаться. От простых и ясных картин переводит разговор на сложные вопросы жизни. «Зимняя дорога» - раздумье о своей судьбе

Р: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Информация о домашнем задании

Выучить наизусть 8 строчек стихотворения.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока по литературному чтению.Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок

Технологическая карта урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...