Технологическая карта урока по литературному чтению.Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: 

Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

- знать отличительные признаки бытовой сказки;

Умения:

- применять знания о жанровых особенностях народной сказки;

- читать правильно осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

- определять жанр произведения;

- различать жанровые разновидности сказок: о животных, волшебные, бытовые;

- группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи: 

Ознакомление учащихся с жанром бытовой народной сказки, формирование умений выявлять особенности жанровых разновидностей народных сказок на примере русской народной сказки «Самое дорогое».

ЭТАПЫ УРОКА

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг (навести порядок, помочь библиотекарю организовать выставку и т.п.).

На выставке представлено 8—10 книг. Это в основном знакомые детям народные сказки (о животных, волшебные), 2—3 другие книги (стихи для детей, авторская сказка, сборник малых жанров фольклора), а также бытовые сказки (в т.ч. сказка «Самое дорогое»). Детям предлагается найти книги, которые попали на выставку случайно, исключить лишние, аргументировать выбор.

Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, исключают лишние, аргументируют свое решение.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Когда на выставке остались только народные сказки, учитель предлагает вспомнить, какие разновидности народных сказок существуют (о животных, волшебные).

Для этого на верхнюю полку поставить только книги о животных, а на вторую – волшебные.

Группируют книги в соответствии с заданным условием, аргументируют свое решение.

Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить особенности сказок о животных. Это осуществляется в ходе проверки домашнего задания. Учитель предлагает прочитать индийскую сказку «Ссора птиц», определить, кто является героями сказки, основную мысль.

Учитель предлагает вспомнить и назвать особенности волшебных сказок, сравнить их с особенностями сказок о животных, вспомнить, какие волшебные предметы, фантастические существа в них встречаются, какие происходят чудеса.

Целесообразно основные признаки сказок о животных и волшебных сказок зафиксировать на доске:

о животных

волшебные

Герои – животные

Герои – люди

Животные ведут себя как люди, благодаря проявленным качествам характера они выходят из трудных ситуаций

С героями происходят чудеса, им помогают выйти из трудной ситуации волшебные существа или предметы

Выразительно читают сказку «Ссора птиц», отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль, выделяют существенные признаки сказок о животных.

Ученики обобщают свои представления о волшебных сказках, называют их отличительные существенные признаки, в качестве аргументов приводят примеры из ранее прочитанных сказок.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения.

Познавательные УУД: выдвигать предположения

Создание проблемной ситуации

На третьей полке осталась одна книга со сказками (бытовыми), которая не попала ни в первую группу, ни во вторую. Дети читают ее название, учитель предлагает сделать предположение, о чем пойдет речь в сказке, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в сказке с таким названием?» или «Что для вас самое дорогое?»

Фиксация затруднения:

- Можем ли мы с уверенностью сказать, на какую полку нужно поместить эту книгу? (К какому виду относится эта сказка (о животных, волшебная или к другому виду)? Почему?

Прогнозируют сюжет, героев по обложке книги.

Оценивают наличие необходимой для ответа на вопрос информации, выделяют пробелы.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Поисковый этап

Обучение планированию деятельности 

Учитель задает ученикам вопросы: «Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?».

Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.

В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:

1. Прочитаем сказку «Самое дорогое», определим героев, их характер, последовательность событий, основную мысль.

2. С опорой на таблицу проверим, является ли эта сказка произведением о животных или волшебной сказкой.

3. При необходимости, определим основные черты нового вида сказок, запишем их в таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра.

Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Практический этап (реализация плана)

Учитель организует следующую работу:

1. Первичное чтение сказки «Самое дорогое» (учителем или детьми). При чтении сказки детьми можно использовать приемы: чтение с остановками и антиципацию (Как вы думаете, как поступят герои? Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки сказки).

2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (Благодаря какому «чуду» герои живут хорошо и счастливо? Подберите пословицу к сказке. Какова основная мысль данной сказки? В чем проявляется мудрость и характер русского народа?).

3. Работа в группах. Учитель предлагает детям обсудить и с помощью таблицы определить, можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам).

Проверка выполнения задания осуществляется в ходе коллективной дискуссии: заслушиваются ответы, аргументы, учащиеся делают вывод о том, что данную сказку нельзя отнести ни к первой группе, ни ко второй.

4. Выделение особенностей новой сказки и коллективное заполнение таблицы осуществляется в ходе обобщающей беседы: главные герои – люди, описывается ситуация из жизни, могут встречаться волшебные предметы и существа, но герои выходят из трудной ситуации без их помощи, а благодаря своим качествам (трудолюбию, смекалке и др.).

Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что в сказке «Самое дорогое» дается описание случая из жизни людей. Предлагает подобрать синонимы слова «жизнь» (использовать при необходимости словари): повседневная жизнь, уклад, быт.

Учитель предлагает назвать новую группу сказок, опираясь на подобранные синонимы. В таблицу записывается название – бытовые.

Читают или слушают сказку, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы.

Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа.

Формулируют с помощью учителя основную мысль сказки.

Выделяют существенные признаки прочитанной сказки, сравнивают с информацией таблицы, выявляют сходства и отличия прочитанной сказки от признаков сказок, указанных в таблице, делают выводы.

Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Делают выводы, формулируют ответы на основе проведенных наблюдений, коллективно заполняют таблицу.

Подбирают синонимы, работают со словарем.

Предлагают свои варианты названия.

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре.

 выдвигать предположения

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель организует рефлексию, например, в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.

Рефлексия относительно достижения результата – разрешения проблемы:

На какую полку мы поставим последнюю книгу? (Можем оставить ее на третьей полке). Как называется третья группа сказок? Каковы ее особенности?

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Понравилась ли вам прочитанная на уроке сказка? Чему она нас учит?

Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору:

- прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев;

- пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры);

- найти и прочитать другую бытовую сказку, где главными героями также будут старик и старуха.

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.

Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям.

Планируют дальнейшую работу со сказкой исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Гармония" “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель:познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.Задачи урока:образовательные:  познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,способствовать формированию у у...

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка «Самое дорогое»

Кроссворд по  литературному чтению. Русская народна сказка «Самое дорогое» 3 класс  УМК Школа 21 века...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан». Задачи урокаДидактические: 1. Развивать...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "ПНШ" 3 класс Тема: Бытовые русские народные сказки. «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с бытовыми сказками «Солдатская шинель» и «Волшебный кафтан».Задачи урокаДидактические:1. Развивать п...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Русские народные сказки. Иван - царевич и Серый волк" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки...