Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Емельянова Екатерина Николаевна

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_f.tyutchev.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Учитель:  Емельянова Екатерина Николаевна

Тема урока

Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения

Задачи

  1. Создать условия для анализа стихотворения;
  2. Учить понимать замысел поэта;
  3. Развивать умения осознанного чтения, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь работать с текстом стихотворения, распознавать эпитеты, сравнения, сравнивать строфы (четверостишье и пятистишье), уметь читать выразительно;

Метапредметные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Личностные:

формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы

Основные:

учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 3 кл., рабочая тетрадь «Литературное чтение»  3 кл., портрет Ф.И. Тютчева.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, репродукция картины «Зима»,

звукозапись стихотворения, Презентация Smart  Notebook, фото природы.

Используемые технологии и приемы

Технологии развития критического мышления (кластер, синквейн), приёмы АМО («Корзина идей», «Словесное описание», «Словесное чтение»)

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

-Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

-Покажите свое настроение?

-К какому уроку вы приготовились?

-Чем мы занимаемся на уроке литературного чтения?

- Какие умения необходимы для успешной работы?

Проверка своего рабочего места.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Высказывают мнения о деятельности на уроке.

Нацеливание на успешную деятельность.  (Регулятивные УУД)

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. (Личностные УУД)

Планировать учебное сотрудничество.  (Коммуникативные УУД)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Цель этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Приготовились к речевой разминке.

Ваша задача произносить звуки четко, читать целыми словами.

Слайд  «Речевая разминка»

-Прочитайте 1 чистоговорку с вопросительной интонацией, 3 чистоговорку с восклицательной интонацией

- Прочитайте чистоговорки шепотом.

- Каким словом можем объединить эти предложения?

-  Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?

- У кого из поэтов могут быть такие слова, строки?

чародейкою, околдован, очарован, луч косой, ослепительной красой.

- С творчеством, какого писателя познакомились на прошлом уроке?

Слайд «Составление фамилии автора»

-Сегодня на уроке продолжим знакомство с Ф.Тютчевым, с новым состоянием природы, с её чарующим волшебством

 

- А какой он зимний лес?

Слайд «Корзина»

Прием «Корзина идей»

- Откройте учебник с. 124, исследуйте страницу. -Чем будем заниматься на уроке?

Слайд «Тема урока»

Тема урока: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

-Сформулируем учебные задачи из слова «урок»

Слайд «Задачи  урока»

Учебные задачи:

  1. Учиться анализировать произведение;
  2. Развивать умение работать с текстом;
  3. Осознанно читать текст;
  4. Контролировать своё чтение.

Выполняют речевую разминку

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения.

Составляют КЛАСТЕР по теме: «Зима»

Подбирают слова и осуществляют самопроверку

Предположения детей

 

Записывают, какие изменения приносит в лес зима.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной   форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения(Коммуникативные УУД)

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока, осуществлять действия по реализации плана (РегулятивныеУУД)

III.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 Цель этапа: подвести детей к пониманию, красоты  зимней природы.

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ  Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»

- Послушаем, как поэт описывает зимний лес?

-Какие картины   вы смогли представить себе в воображении?

- Что вас больше всего впечатлило?

-Кто лес сделал сказочным?

- Подберем эпитеты к слову «зима».

- Ребята, какие образы возникли, когда слушали стихотворение?

- Кто такой Чародей?

- Что испытал автор, когда увидел зимний лес?

                                                   

                                                                   

                                                                        физми

        Словарная работа

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

Анализ текста

-О чем это стихотворение?
- Почему Зима названа поэтом чародейкой?
- Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
- Чем очарован зимний лес?
- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
- Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
-  Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?
- У каких предметов бывает бахрома? Что из себя представляет бахрома?
- А снежная бахрома у леса? Что это?

Индивидуальная работа  с текстом. Повторное чтение, анализ прочитанного.

-Сколько строф в стихотворении?

-Сколько строчек в одной строфе?

-Как  называется такой вид строфы?

-Прочитайте 1 строфу

- Какие волшебства творит Чародейка зима?

Прочитайте 2 строфу

- Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
- Какой названа цепь у Тютчева?

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

- Прочитайте 3 строфу

- В какое время суток поэт увидел этот лес?

-  С кем автор сравнивает лес?

Слайд «Понятие приема олицетворение»

- Какую главную поэтическую мысль хотел передать поэт?

-Чему учит стихотворение?

- Заглянем в нашу «Корзину идей» и вспомним, что мы увидели в зимнем лесу?

Слушают стихотворение

Высказывания  детей

Подбирают эпитеты

Подбирают синонимы: колдовство, маг, волшебник, колдун.

Он был удивлен, восхищен, поражен.

нутка

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать.

Отвечают на вопросы, предложенные для анализа произведения: словарная работа, поиск информации в соответствии с критериями

3

5

пятистишие

читают, анализируют, отвечают на вопросы

околдовывает лес снежной бахромою, делает лес неподвижным

невесомая, легкая, как пушинка, сотканная из множества снежинок

снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево

утром

не мертвец и не живой

знакомятся с новым литературным приемом

Зима живая, природа живая

Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться

красотой природы

зачитываются высказывания детей и сравниваются с описанием леса в стихотворении

Выполнять пробные  учебные действия; фиксировать индивидуальные затруднения; саморегулировать в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)

Выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать  свое мнение; учитывать разные  мнения (Коммуникативные УУД)

Находить и выделять необходимую информацию(отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

 (Познавательные УУД)

Применять правила делового сотрудничества

(ЛичностныеУУД)

Работа в группах

- Возьмем волшебные кисти и создадим словесный портрет главной героини.

-Работать будем в группах.  

Первая группа получает задание: подобрать строки из стихотворения к образам 

1. Зима

2. Лес

3. Солнце

   

Вторая группа работает над выразительностью чтения и литературными приемами стихотворения.

 

Третья группа составляет синквейн слова «Чародейка», «Зима»


Вспоминают правила работы в группе

Лес, который переливается и сверкает в лучах солнца. Зима, которая околдовала лес. Солнце освещает лес.

Постановка  пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза), эпитеты, олицетворение, сравнение

Представляют свои работы

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков.(Познавательные УУД)

Выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; учитывать разные мнения (Коммуникативные УУД)

Применять правила делового сотрудничества(Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку (Регулятивные УУД)

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.

-  Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке.

-Легко ли понять стихотворение?

-Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков (Познавательные УУД)

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии (Коммуникативные УУД)

V.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИТОГ УРОКА.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 - Пришло время подвести итог урока.

-Какое стихотворение мы читали на уроке?

-Кто его автор?

-Чему учились на уроке?

- Чему можете научить одноклассников?

Критерии для сравнения

Мы узнали, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою  Зимою…»

Какая тема?

Какое настроение?

Какие образы?

Какие чувства?

Какие приёмы?

Подводит итог урока

Заполняют таблицу

Анализировать и синтезировать объекты с целью выделения признаков  составления целого из частей и наоборот(Познавательные УУД)

Соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. (Коммуникативные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку (Регулятивные УУД)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( НА ВЫБОР)

Даёт комментарий к домашнему заданию.

  1. Учебник с. 124 Выучите стихотворение наизусть.
  2. Р.т. с. 67 задание 5
  3. Учебник с. 125 вопрос 4

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Убирают свои рабочие места.

VII. ОРГАНИЗОВАННОЕ ОКОНЧАНИЕ УРОКА

-Сегодня  на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса увиденного Тютчевым. Поэт представляет природу живой, имеющий свой язык.

Приложение

 

Критерии для сравнения

Мы узнали, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою  Зимою…»

Какая тема?

О жизни леса в зимнюю пору

Какое настроение?

 Спокойное, торжественное, таинственное.

Какие образы?

Зимы-Чародейки, Леса, Солнца

Какие приёмы?

Сравнение снега с бахромою, олицетворение поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо

Эпитеты чудная, неподвижный, волшебный, легкий, ослепительный 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Стихи о зиме".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...