Е. Пермяк «Бумажный змей».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кострикина Елена Ивановна

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность  учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремленность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    Е. Пермяк «Бумажный змей».  

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Е. Пермяк «Бумажный змей»

Задачи:

Образовательные:

  1.  ознакомить с содержанием литературных произведений: Е. Пермяк «Бумажный змей»

Развивающие:

  1. создать условия для ознакомления с произведениями о детях, для формирования умения работать с текстом, развития навыков выразительного чтения, чувства юмора;

Воспитательные:

3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Планируемые результаты (УУД):

Познавательные:общеучебные - ознакомление с произведением Е. Пермяка «Бумажный змей»,    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; логические - овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения; построение рассуждений.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация, тест, выставка книг Е. Пермяка.

                          Мочало, дощечки, моток ниток, карточки с этими словами для словарной работы.

                          Модель бумажного змея.

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

 Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

  1. Актуализация знаний

Эпиграф: Живи, не скупись, да с друзьями делись. (на доске)

а) Работа с выставкой книг

– Посмотрите на выставку книг.

– Что общего у этих книг?

Кто автор, что вы о нём знаете?

– Чем отличаются?

1 слайд (портрет Е.А. Пермяка)

III. Постановка цели урока

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями  Е. Пермяка.

 

- Назовите произведения Е. Пермяка., которые читали раньше. («Самое страшное», «Торопливый ножик»…)

 - Что писал Пермяк?  Назовите жанр.                                       (рассказы)

-   Для кого писал Е. Пермяк свои произведения?                   (для нас, детей)

  • Знакомство с названием.

- Давайте познакомимся с названием рассказа который мы будем читать сегодня . Для этого возьмите карточку №1и выполните задание.

Карточка №1

Расставь буквы по порядку.

3

2

8

1

4

6

5

7

3

1

4

2

м

у

й

б

а

н

ж

ы

е

з

й

м

- Ребята, а что это может быть за змей? (слушаем без комментариев)

- Почему бумажный?   (слушаем без комментариев)

Я взял бумагу, щепки, клей,

Весь день сидел, потел,

Бумажный змей - воздушный змей

Я смастерить хотел.

Просмотр презентации о воздушных змеях

1) работа с учебником

 

Откройте книгу  “Литературное чтения” на странице 76  и прочитайте название произведения.

VI. Знакомство с произведением Е. Пермяка “Бумажный змей”  

1) Работа с текстом до чтения.

– Давайте попробуем догадаться, о чём будем читать?

Показать детям макет воздушного змея.

 

– Кто герои произведения?

– Как будут развиваться события?

– Трудно предположить, нужно прочитать текст.

 3. Слушание текста.

1) Чтение учителем (дети следят)

! В конце перед последним абзацем - ПАУЗА! Дочитываем.

 - Так чему же не научились дети?  (обучающиеся высказываются, учитель не комментирует)

- Почему они не научились этому? (дружбе, товариществу и т. д.) Чтобы понять это, нужно ещё раз перечитать произведение. Надеюсь, что читая рассказ мы тоже будем учиться чему-то новому.

4. Чтение текста и работа по содержанию.

1 абзац читает один ребёнок.

- Ребята, кто из вас запускал бумажного змея и видел, как развивается хвост?

- Какое чувство вы испытывали, когда змей был уже высоко в небе? (радость, гордость…)

- Какие условия должны быть? (погода, ветер, мастерство, компания …)

- Давайте почитаем дальше и поищем ответы.

2 абзац – читает ученик.

- Что задумал сделать Боря? (змея)

- Что для этого у него было? (бумага, дранки)

 - Что такое «дранки»? (зачитываем объяснение)

- Мог ли Боря запустить змея? (нет)

 - Чего ему не хватало? (мочала, ниток)

3 абзац – читает следующий ученик.

 - Что задумал сделать Сёма? (запустить змея)

- Что было у Семы?  И сколько? (нитки, целый моток)

- Мог ли он один сделать змея? (нет)

- Чего не хватало Семе? (мочала, листа бумаги)

Физкультпауза.

4 абзац – читает ребёнок.

- Кто ещё хотел запустить змея? (Петя)

- Что было у Пети? (мочало)

- Что такое мочало? (2 ребёнка зачитывают значение этого слова из разных словарей)

Как понять выражение «Он его давно припас…»? (приготовил заранее)

5 абзац - читаетодин ребёнок.

- Почему мальчики сидят на пригорке и горюют? (не могут запустить змея)

- Почему не могут запустить змея? (Каждый сам за себя, не хотят делиться, не умеют работать сообща…)

- Какие слова подсказывают, что каждый сам за себя? (Боря – прижал, Сема – зажал, Петя – за пазухой прячет (движением показать))

- Почему так ведут себя дети? (не научились делиться, не научились дружить…) (НЕ ОЦЕНИВАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

!- Давайте читать дальше.

6 абзац - читаем самостоятельно  

- Другие ребята запустили змея? (да)

- Условия позволяют это сделать?(конечно)

- Зачитайте ещё раз условия при, которых можно запускать змея? (есть ветер, нет дождя, светит солнце,…)

- А Боря, Сема и Петя НЕ МОГУТ!

- Дочитываем?

7 абзац - читает ребёнок.

- Как вы думаете, почему автор опять повторяет слова, которые были в начале рассказа?

(хотел показать, как хорошо, весело запускать змея; как здорово и интересно играть или что-то мастерить вместе…)

- Так чему же НЕ НАУЧИЛИСЬ мальчишки?  (дружить, работать в команде…)

Физкультпауза.

4) Словарная работа.

3 слайд

На доске карточки со словами:

- Мочало  

-Дранки  

 Определение слова мочало читает Русанова Лиза.

Степанов Максим читает чем заменить мочало для изготовления змея.

Шведчиков Вова читает значение слова дранки.

А теперь сравним с учебником.

Читают Васильева Полина и Панферов Федор.

 

5. Закрепление.

- Я предлагаю вам самим придумать окончание этой истории. «Что было бы, если мальчики ПОНЯЛИ свои ошибки?»

* Дети работают группами. Время работы 3-5 минут.

* Заслушиваем окончания рассказов.

– Найдите в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

– Объясните выражение “ У всех всё есть, а у каждого чего – нибудь, да не хватает.”

- Чем заканчивается рассказ.

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление материала.  

  1. Работа в тетради на печатной основе «Литературное чтение»

с. 47

- Взаимопроверка выполненной работы.

2. Работа с тестом.

( Детям даётся тест по содержанию произведения. При работе с тестом учащиеся пользуются текстом).

3. Самопроверка тестирования. 

4 - 6 слайды

VIII.  Итог урока.  

– Что значит “дружить?

Если бы дети умели дружить, изменилась бы их жизнь, настроение?

- Ребята, прочитав рассказ «Бумажный змей», каждый из вас какой вывод для себя сделал?

- Объясните значение пословицы “Живи, не скупись, да с друзьями делись.”

IX. Рефлексия.  

- Что на уроке вам понравилось?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Подумайте, как вы сегодня работали на уроке и украсьте «хвост» змея! (дети оценивают свою работу, прикрепляя к «хвосту» цветные «бантики», которые они достают из конверта №2)

Карточка №2

Оранжевый «бантик»

Работал хорошо, было интересно!

Зелёный «бантик»

Работал отлично, узнал много нового!

Синий «бантик»

Очень старался! Узнал новые слова!

Жёлтый «бантик»

Много понял! Я - молодец!

– Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение "Бумажный змей"

Презентация к изложению...

Конспект урока по технологии на тему "Бумажный змей" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование навыка работы с бумагой; изготовление бумажного змея.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое оригами; технику безопасности;- уметь: изготавливать бу...

Е.Пермяк "Бумажный змей", В.Берестов "Сережа и гвозди", 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению Е.Пермяк "Бумажный змей", В.Берестов "Сережа и гвозди", 1 класс...

Урок изобразительного искусства в 3 классе( перспектива) на тему: «Лети, лети, бумажный змей!».

Урок изобразительного искусствав 3 классе( перспектива) на тему: «Лети, лети, бумажный змей!». по программе:«Изобразительное искусство и художественный труд» (Т....

Конспект урока технологии 4 класс, УМК "Перспектива" Тема: «Модель воздушного змея из бумаги» Изделие: «Воздушный змей».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Модель воздушного змея из бумаги»Изделие: «Воздушный змей». Цели деятельности учителя: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование у...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Лети, лети бумажный змей!" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на форме бумажного змея.Задачи урокаПланируемые резу...