Урок литературного чтения в 1 классе. В.Берестов Прощание с другом
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Фёдорова Елена Николаевна

Конспект урока составлен в рамках итогового проекта по курсу "Методика смыслового чтения". 

На уроке ставится и реализуется цель: организовать понимание авторского замысла обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:

литературное чтение

Тема: 

В. Д. Берестов «Прощание с другом»

Тип урока:

урок решения частных задач

Класс:

1 

Автор урока:

Федорова Елена Николаевна

УМК:

«Школа России»

Учебник: 

Азбука 1 кл. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.

Цель: 

-организовать понимание авторского замысла обучающимися

Задачи:

- развивать умение вести диалог по содержанию литературного текста;

- учиться анализировать литературное произведение;

-выделять способы понимания автора;

- развивать умение выразительно читать произведение, адекватно передавая в чтении интонации автора

Структурный

компонент урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность обучающихся

Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания)

-Сегодня мы познакомимся с произведением В.Д. Берестова.

-Давайте поставим перед собой цель работы на уроке?

-Что нам помогает понять авторский замысел?

Понять замысел автора, зачем он написал это стихотворение и что хотел сказать.

Жанр

Значения слов

Построение произведения

Настроение текста

Авторские приемы.

Подготовка к чтению 

( цель: настроить на восприятие нового текста)

-Есть ли у вас друзья? Кого можно назвать другом?

-Дружба должна быть взаимной или необязательно?

-Прочитайте заголовок  текста.

Какие чувства он у вас вызывает? Почему?

- Различны ли значения у слов расставание и прощание?

-Можно ли по названию определить, о каком друге написано стихотворение?

Да  (Это тот, кто не бросит в беде, надёжный товарищ, с кем интересно общаться и т.д.)

Дружба должна быть взаимной. Взаимное доверие, привязанность, общие интересы.

Прощание с другом

Название вызывает чувства грусти, тоски, печали. Ведь друг – это тот, с кем хочется быть рядом и не расставаться.

Расстаются не навсегда, на время, а прощаются насовсем. От этого ещё грустнее.

Первичное чтение и понимание

(цель: тренировать навык чтения, слушания, понимания)

-Закройте глаза, сядьте, чтобы вам было  удобно, и послушайте стихотворение.

-Понравилось ли вам произведение?

-О чём оно? (Ответы детей фиксируются на доске)

-Вот сколько разных мнений. Будем разбираться.

-Какой жанр? Докажите.

Если мы хотим понять автора, надо более внимательно прочитать текст.

Прощание с другом

Он сбежал у меня на глазах.
Я его провожаю в слезах.
Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили.

Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.

Но открытой оставили дверь,
И сердитый бежит он теперь.

Как чужой, и шипит он и колется.
Проводил я его до околицы.
И в колючей траве он исчез,
И в дремучий отправился лес.

 О ёжике, о дружбе, о побеге, о заботе, о грусти…

Это стихотворение, так как есть рифма.

Чтение с анализом текста ( цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать понимание его интонационно)

Построчный анализ текста 

Он сбежал у меня на глазах.
-Что значит «сбежал»?

-Как вы понимаете  выражение «на глазах»? Какими другими словами можно его заменить?

-Какое чувство вызывает эта строчка?

Я его провожаю в слезах.

-Как вы понимаете слово «провожаю»?

-«В слезах» - это как?

-Какое чувство вызывает эта строчка?

Мы с ежом замечательно жили,
-Кто же был другом нашему герою?

-Слово «мы» о чём нам говорит?

-Как вы понимаете слово «замечательно»?

-От чьего имени рассказывается история?

-Кому же на самом деле было «замечательно»?
Уважали друг дружку, дружили.

-Что значит «уважали»?

-О чём нам говорит словосочетание «друг дружку»?

Позволял он потрогать брюшко.

-Что значит «позволял»?

-Значит, какое чувство испытывал?

Он с ладошки лизал молоко.

-Какую высказанную мысль подтверждают эти слова?

У него была милая рожица.

-Как вы понимаете  выражение «милая»?

-Обратимся к строчке чуть выше. Автор использует слово «брюшко», а сейчас слово «рожица».  Есть что-то общее в этих словах?
Не любил он колоться и ёжиться.

-Что мы узнаём о ёжике?

Но открытой оставили дверь,

-На что указывает маленькое слово «но»?

-Для чего открывают дверь?

-Какое действие даёт эта возможность?

И сердитый бежит он теперь.

-Почему ёж сердитый?

-Почему автор использует слово «бежит»?

Как чужой, и шипит он и колется.

-Как вы понимаете  выражение «чужой»?

-Как ведёт себя ёж теперь?

-Понимает ли герой причину такого поведения ежа?

 Проводил я его до околицы.
-
Как вы понимаете слово «околица»? Прочитаем в толковом словаре Ожегова. Околица – это изгородь вокруг деревни или  у края деревни, вообще край деревни. Место вокруг селения, рядом с ним.

-Осознал ли герой свою ошибку? Понял ли он, почему ёжик убежал?

И в колючей траве он исчез,

-Для чего автор использует слово «колючий»?

-Как вы понимаете слово «исчез»?

И в дремучий отправился лес.

На что указывает слово «отправился»? Отличается ли он от слов «сбежал», «исчез»

Убежать тайком или быстро, чтобы не догнали.

В присутствии героя. Не скрываясь.

Недоумения. Если это друг, зачем сбежал. Интерес. Что заставило друга так поступить.

Расставаясь с кем-то довести до какого-то места.

Слёзы  выражают боль, горе, обиду, беспомощность.

Жалость к герою, он не хочет прощаться.

Ёж. Это дикое животное, которое живёт на свободе.

Ёж жил не в лесу, а с героем.

Хорошо, прекрасно, всё нравилось.

От имени героя.

Герою.

-Уважать, значить прислушиваться к мнению и принимать интересы другого.

Это было взаимно.

Разрешал. Значит можно не всем.

Доверие. Не боялся, что его обидят.

Ёж не боится человека. Ведёт себя, как домашнее животное.

Привлекательная, приятная.

Эти слова ласковые. Они говорят нам о маленьком размере частей тела. А также о том, что герой испытывает нежность к ежу.

Строки подтверждают доверие ёжика.

На противопоставление. В первых четверостишьях всё было хорошо. Сейчас всё изменится.

Это вход или выход.

Это возможность уйти, сбежать., освободиться.

Он сердит, потому что его держали в неволе.

Спешит, торопится, чтобы не поймали.

Далёкий, не родной. Значит взаимной дружбы не было.

Ёж ведёт себя как дикое животное. Он защищается, рассматривает человека как угрозу.

Герой расстроен. Он считал, что ежу с ним было хорошо.

Край. Конец деревни.

Герою грустно, он провожает ежа до самого края деревни. Но не пытается его вернуть, а значит понял, что ежу будет лучше на свободе.

Трава колючая, как и ёж. То есть дикая. Ёж на своём месте, там где должен быть, в природе.

Ушёл быстро, незаметно

Теперь он на свободе, не торопится.

Итоговое понимание

( цель: формировать умение обобщать понятое,  умение формировать идею произведения и доказывать свою точку зрения)

- Кто является героем произведения? По каким словам вы это поняли? (подтверждаем словами из текста)

-Кого герой подразумевал под словом «друг»?

-Может ли ёж стать настоящим другом человеку? Почему?

-Что не учёл герой?

-Какие чувства вызывает герой? Что вы ему посоветуете?

-Какова главная мысль текста?

-Меняется ли тон при чтении стихотворения? Каким он должен быть в начале, в середине, в конце?

Герой произведения ребёнок. Это мальчик.

Это ёж. Дикое животное.

Он не может быть полноценным другом человеку.

Для дружбы важно взаимное доверие, привязанность, общие интересы.

Герой добивается дружбы путём удержания ежа в неволи. Он ведёт себя с ним как с домашним животным (кошкой, собакой). Дикие животные должны жить в природе.

Сочувствие. Можно завести собаку.

Диким животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали. Дикие животные должны жить в естественных условиях, в природе. Человек не в праве вмешиваться в жизнь дикой природы.

Да. Сначала тревожно, грустно, затем – ласково, доверительно, а в конце – уважительно.

Рефлексия.

- Сумели мы определить настроение и интонацию автора?

- Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно?

- Говорит ли ваше чтение о том, что вы поняли стихотворение?

– Выполнили ли мы поставленную на уроке задачу?

–Что помогло выполнить эту задачу?

Да, мы определили.

Да. (Несколько человек читают  стихотворение)

Мы читали по предложениям, разбирали значения ключевых слов, определяли жанр и настроение героя. Нам помогло внимательное, вдумчивое, медленное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...

Урок по литературному чтению 2 класс В. Берестов "Хитрые грибы".

Урок по литературному чтению 2 класс В. Берестов "Хитрые грибы"....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....

Урок-креатив. Литературное чтение 1 класс "В. Берестов «Альбом для рисования». А. Лельевр «Белые гуси»"

Тема.  В. Берестов «Альбом для рисования». А. Лельевр «Белые гуси». Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умениеосмысливать прочитанное; развивать уме...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс В.Берестов "Кошкин щенок"

Стихотворение Валентина Берестова "Кошкин щенок" рассказывает о кошке, которой дали выкормить маленького щенка. Щенок был очень маленький, у него было родителей и чтобы с...