"Осень" (отрывок) А.Майков конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Клюева Алевтина Александровна

Цели:
 -расширять представления учащихся о жизни и творчестве А.Н.Майкова, показать красоту поэзии А.Н.Майкова.
- формировать умение анализировать поэтический текст.
- содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников.
- развивать эмоции и познавательный интерес.
- воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; определяют впечатление от прочитанного; выражают своё отношение к прочитанному, обосновывают его; придумывают иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывают о них; обозначают ритм стихотворения путём прохлопывания; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы.

Личностные: привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своём впечатлении.

Метапредметные: регулятивные – выполняют учебные действия в устной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные – получают нужную информацию, задавая вопросы; воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_osen_a.maykov.zip266.03 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                               средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино

                                         Пушкинского муниципального района

              Конспект урока по литературному чтению

                           для учащихся 2 класса

                «Осень…» (отрывок) А.Н.Майков 

 

                                                               подготовила

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                Клюева Алевтина Александровна

                                       Пушкино   2015

Тема: А.Н. Майков «Осень»

 Природа не слепок, не безумный лик,

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

 В неё есть любовь, в ней есть язык.

                                               ( Ф.И. Тютчев )  

                             

       



Цели:
 -расширять представления учащихся о жизни и творчестве А.Н.Майкова, показать красоту поэзии А.Н.Майкова.
- формировать умение анализировать поэтический текст.
- содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников.
- развивать эмоции и познавательный интерес.
- воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; определяют впечатление от прочитанного; выражают своё отношение к прочитанному, обосновывают его; придумывают иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывают о них; обозначают ритм стихотворения путём прохлопывания; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы.

Личностные: привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своём впечатлении.

Метапредметные: регулятивные – выполняют учебные действия в устной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные – получают нужную информацию, задавая вопросы; воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения.


Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Портрет А.Н. Майкова, таблицы с названиями поэтических средств,
выставка книг, музыкальные произведения, пейзажные зарисовки.


Ход урока:
1. Организационный момент
.
Вхождение в урок: учитель читает стихотворение, а дети, продолжая стоять, выполняют упражнения и повторяют слова вместе с учителем.
 Из глубокого колодца                          
(руки «О»)
  Солнце медленно встает.                       (руки над головой)
  Свет его на нас прольётся,                    (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
 Луч его нам улыбнется,                        
( руки параллельно вытянуты)
  Новый день оно  начнет.                         (руки вниз широко)


С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки. Присаживайтесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,

Выразительно читать.


Целеполагание: ребята, как вы понимаете «выразительно читать»?
- Выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы.
-  Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это нужно?
-
Кто выразительно читает, тот представляет картину, написанную в стихотворении, учится видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить - хороший, приятный собеседник, его приятно слушать.
-  Я бы добавила, что выразительное чтение помогает заглянуть в удивительный мир поэзии. А что значит
удивляться? Подберите синоним к этому слову.         -Восхищаться, радоваться, восторгаться.

2. Проверка домашнего задания.

  2 – 3 ученика читают рассказ М.М. Пришвина «Полянка в лесу».

   Остальные оценивают их чтение, им помогает памятка, которая вывешена на доске.

1.Выразительно  ли  читал?
2. Соблюдал  ли  нужную интонацию?
3. Правильно  ли  выдерживал  паузы?
4. Выделял  ли  голосом  особые  места?
5. Не  было  ли  ошибок  в  словах?

Затем предлагаем ответить на следующие вопросы:

- Расскажите, что происходит в осеннем лесу.

- Что писатель чувствовал в осеннем лесу?

- Почему лесную осеннюю полянку М.М. Пришвин сравнивает с островом?

3. Актуализация знаний.
-  Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете «душа, язык природы»?  

-- Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.
- На какие две большие группы можно разделить все литературные

произведения?
- Поэзия и проза.

- К какой группе относится произведение М.М. Пришвина «Полянка в лесу»?

- Это проза. Рассказ.
- Что такое прозаическое произведение?                                                                                -
Нестихотворное литературное произведение.
- Что такое поэзия?                                                                                                                    Это стихотворное произведение. В нём есть рифма.
- Как называют автора стихотворного произведения?                                                  
Поэт.
- С творчеством каких поэтов мы уже познакомились на уроках литературного чтения?
- А.С. Пушкин, А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др.

- Назовите фамилии поэтов, которые писали о природе, рисовали картины пейзажа?
-
 А.С. Пушкин, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др.
-  Постепенно осень поселилась в наших садах, парках, дворах, русские поэты очень любили осеннее время года и воспевали ее в своих стихах. Обратите внимание на выставку книг, которая представляет самую маленькую часть из всех книг, посвященных природе.

    4. Вступительная беседа перед работой над новым произведением.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.




Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу.
Мне сегодня хочется отметить ваши замечательные рисунки. Благодаря им в классе создалась осенняя атмосфера.
-  Дети, что помогло вам увидеть красоту осенней природы?
-  
Внимательное отношение к окружающей нас действительности.


Физминутка

Мы листочки осенние
На веточках сидели,
Дунул ветер, полетели,
Полетели, полетели и…
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял


Повертел их. Покружил
И на место посадил.



    5. Изучение нового материала.
Осень наступила, осень золотая
Листья закружила в листопадных стаях
Стаи те из листьев разнесла по лесу
Осень наступила, время лучше нету.


-  Все деревья и даже кусты разукрасила осень. По-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, как были летом, так и останутся. Вот и остались ели да сосны по-летнему, темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем осеннем уборе. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…
Спешит, торопится осень, все новые и новые краски находит она для своей картины, серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Невеселая картина получилась, но есть в ней что-то замечательное…
Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством русских поэтов, а именно с творчеством
Аполлона Николаевича Майкова и его стихотворением «Осень». Я просила подготовить небольшое сообщение о биографии Майкова А.Н.


Сообщение ученика.  А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.


-  Прежде чем мы познакомимся с текстом стихотворения «Осень», давайте выполним словарную разминку и найдём в словарике, что значат слова: любо, вешняя, «щёки горят», вплоть.


Чтение стихотворения учителем.

 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

     После слушания предлагаю следующие вопросы.

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение молча, без речедвижения.
  3. Первый ряд – чтение хором вслух.
  4. Второй ряд – чтение парами по 2 строчки.
  5. Третий ряд – чтение цепочкой по 2 строчки.
  6. К какому роду литературы относятся эти стихи?    Пейзажная лирика.
  7. Что описывает поэт?  Уголок природы.

  1. Найдите признаки осени, описанные в стихотворении.

Золотой лист, сучья трещат, листья ногой загребать, свянул последний цветок.

  1. Каково отношение автора к осени ?

Он любит осень. «Любо в лесу мне бежать».

  1. Какие чувства испытывает поэт осенью? Меняется ли его настроение? Почему?

Сначала картина грустная, а потом автор весел.

  1. Почему он весел?

За осенью придёт зима, а затем весна; в природе не бывает плохого времени года.

- Да, действительно осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.
Но вслед за осенью придет зима со своими красотами, а дальше долгожданная весна и лето. Но в природе нет плохого времени. Сейчас мы с вами совершим прогулку в осенний лес.

      Показ слайдов «Прогулка в осенний лес»
-  Что вы чувствовали, когда гуляли по осеннему парку? (ответы детей). Я вижу, что осенний пейзаж тронул ваши души, восхитил ваше воображение. Но он удивлял и заставлял восторгаться не только вас, мои юные читатели. У меня в руках – шкатулка мудрых мыслей: высказывания писателей, пословицы и поговорки. Давайте мы откроем ее и прочитаем содержание высказываний.

  1. Ноябрь – сентябрю внук.
  2. Сентябрь – чародей цвета.
  3. Сентябрь – пора золотой осени.
  4. Ноябрь – ворота зимы.
  5. Ноябрь без топора мосты наводит.
  6. Сентябрь холоден да сыт.
  7. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
  8. Упал с дерева один лист – жди ни.
  9. «Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». (К.Г.Паустовский)
  10. «Лес учит человека понимать прекрасное».( А.П.Чехов)
  11. «Нет ничего изобретательнее, чем природа» ( Цицерон)


7. Итог урока. Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами А.Н.Майкова (ответы детей). Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет любви и доброго отношения в ваших делах.



8. Рефлексия. У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока в, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над, чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Осень», сделайте к нему рисунок, передайте свое отношение к этому времени года. На рисунке запишите самые красивые строки этого стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...