МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по чтению

Щучкина Ирина Николаевна

Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы. Но проблема формирования и развития навыка чтения остаётся и на современном этапе развития – актуальной.Почему же эта проблема актуальна в современном мире? Да потому, что XXI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что приводит к информационным взрывам. Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Щучкина Ирина Николаевна

учитель начальных классов, ГБОУ гимназия №399

Красносельского района Санкт-Петербурга

Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решению этой проблемы. Но проблема формирования и развития навыка чтения остаётся и на современном этапе развития – актуальной. Почему же эта проблема актуальна в современном мире? Да потому, что XXI век – век информационных технологий. Поток информации так огромен, что приводит к информационным взрывам. Начальная школа, чаще всего, является первым и главным пунктом, благодаря которому происходит знакомство с текстами; формирование и дальнейшее развитие навыка чтения.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов и у родителей. Как помочь детям справиться с трудностями при чтении?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей.

НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЧИНЫ:

  1. Привычка медленно читать.  Она выражается в том, что дети медленно водят пальцами под словом, заостряя свое внимание на правильности чтения слогов, размеренно протяжно произносят слово. Помогают убрать эту привычку упражнения «чтение с помощью одного волшебного пальчика».
  2. Органическая причина. Это задержка развития ребенка, выражающаяся в расстройстве чтения – дислексия. В этом случае необходимы индивидуальные усиленные занятия с логопедом и психологом.
  3. Психологические причины. Одна из главных психологических причин, влияющих на низкую скорость чтения – негативное представление ребенка о себе, низкая самооценка.

Причин и трудностей соответственно много, и способы помощи существуют разные. Я рассмотрю упражнения, направленные на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Условно упражнение, направленное на улучшение качественных показателей техники чтения  можно разделить на пять групп.

ПЕРВАЯ ГРУППА – ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Это группа упражнений направлена на воспитание у учащихся зоркости к зрительному образу слова.

1. Какая буква, слог, слово лишнее?

  • а, у, о, н, ы
  • мо, ро, ло, са, но
  • море, морской, мороз, моряк

2. Что общего в словах и чем они отличаются?

  • ком – ром – сом – дом – том
  • мол –моль

3. Собери слово из букв.

  • рток – крот
  • асил – лиса – сила

4. Слова -  наоборот

  • Воз – зов, рот – тор, сор – рос

5. Игра – прятки. Всем детям раздаются одинаковые книги . Учитель дает задание найти определенное слово на нужной странице за 10 секунд.

ВТОРАЯ ГРУППА – ПРОИЗНОШЕНИЕ.

С целью совершенствования произношения используются различные упражнения

1. Проговаривание скороговорок

  • В один клин Клим колоти

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно

  • Стучать ладонью по столу
  • Загибать поочередно пальцы
  • Сжимать пальцы в кулаки

2. Упражнения по постановке дыхания

  • Вдох и на выдохе чтение: Маша, Саша, Паша, Даша, наша, каша
  • Вдох и на выдохе чтение: рак, мак, бак, лак, так

Слова считываются с экрана. Задача упражнения – удерживать дыхание до сих пор пока не кончится строка

3.Артикуляционная гимнастика

  • Гусенок – рот приоткрыт, язычок двигается в быстром темпе влево, вправо
  • Уколы - рот закрыт, язычок колет внутренние стороны щек
  • Спортсмен бежит по стадиону – рот закрыт, 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, следующие 30 секунд против часовой стрелки

ТРЕТЬЯ ГРУППА – ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.

Упражнения направлены на то, чтобы помочь детям овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. За короткое время ребенок должен успеть не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: обобщить, сгруппировать.

  1. Назови одним словом: лось, жираф, косуля, верблюд - ……

                                             уж, удав, гадюка, кобра, питон - …….

  1. Раздели слова на группы: земляника, малина, яблоко, клубника, апельсин, мандарин, черника, смородина, персик, крыжовник
  2. Найди лишнее слово: береза, клен, сосна, тополь, осина, липа

                                                ель, сосна, кедр, лиственница, ствол

                                                цыпленок, ягненок, утенок, гусенок, индюшонок

  1. Исправь ошибки: Воробей чирикает

                                     Курица кукарекает

                                     Гусь крякает

                                     Кукушка кукует

                                     Сорока воркует

                                     Утка гогочет

                                     Голубь стрекочет

  1. Найди связь между парой слов, подбери недостающее слово:

Стрелка – часы, колесо - ……

Коза – капуста, белка - …….

Палец – кольцо, ухо - ……

Кофта – шерсть, шуба - …….

Ваза – стекло, кастрюля - ……

Чай – печенье, суп - …….

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА – РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

  1. Игра «составь слова». Из слогов нужно составить различные слова: си, ко, ар, лок, бан, ни, ка, лав, так, стре, ла
  2. Игра «кто больше составит слов из одного длинного слова»: составь как можно больше слов из слова градостроительство. Выигрывает в этой игре тот кто называет последнее слово. Разрешается составлять слова дома вместе с родителями, только должно выполняться условие – при опросе, если ребенок не может объяснить значение придуманного слова, то слово не засчитывается

ПЯТАЯ ГРУППА – УПРАЖНЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ

 С ЧТЕНИЕМ ТЕКСТА.

  1. Для детей читающих 20-30 слов в минуту используется упражнение под названием «чтение с помощью двух волшебных пальчиков». Правило выполнения: каждое слово в тексте ребенок выделяет указательными пальцами с двух сторон. Смотрит на все слово. Если узнал его сразу – называет. Если слово не узнал, то разрешается читать по слогам. Цель упражнения – научить детей смотреть на целое слово.
  2. При чтении в диапазоне от 35 до 60 слов в минуту используется упражнение «чтение с помощью одного волшебного пальчика». Правило выполнения: каждое слово в тексте ребенок выделяет одним пальцем, ставя его под середину слова. Здесь не разрешается медленно водить пальцем под словом. Палец переходит отрывисто от середины одного слова до середины другого. Это ускоряет мыслительный процесс, дает возможность сосредотачивать внимание на целом слове.
  3. Многократное чтение текста «Марафон»

Первый раз дети читают текс про себя. Задача – понять смысл текста. Второй раз этот же текст читается вслух. Третий раз – чтение с помощью трафарета. Трафарет закрывает в тексте начало, середину или окончание слов. Но и текст для детей уже знакомый. Задача – постараться при чтении восстановить смысл отдельных слов и текста в целом.

Целесообразно для развития и автоматизации умения быстро и правильно читать, использовать в тексте слова единой слоговой структуры. Например:

 Таня гуляла в долине по берегу реки. Недалеко от реки была гора, а в горе зияла дыра. Это была пещера. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая - то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. В долине была тишина.

Таня гуляла в долине по берегу реки. Недалеко от реки была гора, а в горе зияла дыра. Это была пещера. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая - то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. В долине была тишина

Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется.

Темп чтения растёт постепенно в течение всех лет обучения и находится в определённой взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Над развитием чтения у учащихся необходимо работать систематически. Этому способствует, прежде всего, их заинтересованность в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает систематическое выполнение заданий и упражнений, перечисленных выше, которые они с удовольствием выполняют, работая над текстом.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ, ПРИЁМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ.

Также, мной были испробованы, ещё ряд приёмов и методов стимуляции чтения, направленных на улучшение качественных показателей техники чтения.

1.Синквейн – резюмирует, синтезирует информацию, описывает материал в краткой форме, развивает умение находить главное.  

2. Брейн-ринг - урок-игра с командами по замыслу «Что? Где? Когда?».

3. «Толстые и тонкие вопросы» - «тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

4. Групповая работа – выполнение разнообразных заданий в группах сменного состава.

5.Элементы проектной деятельности.

В связи с внедрением новых стандартов, на уроках литературного чтения появляется новый вид работы, который так и называется проекты на уроках, где учащиеся под руководством учителя, при помощи родителей, учатся находить, добывать нужную информацию. Они создают, воплощают на самые различные темы уроки-презентации, которые дают положительный результат, как для ребят, так и для учителя. Ребята становятся самостоятельными, успешными и уверенными в себе, в своих силах.

В заключении хочется сказать, что овладение ребятами полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время. Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» - М.: Просвещение, 1991г.
  2. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганюк Л.В. «Мастерская учителя» - М.: ВАКО, 2018г.
  3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение, 2011г.
  4. Шклярова Т.В. «Сборник самостоятельных работ» - М.: «Грамотей», 2017г.  
  5. Куртлацкова О.Н. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - Мастер класс, 2011
  6. Шанский Н.М. «В мире слов» - М., 2015
  7. Шмаков С., Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию»  - М., 1993
  8. Начальная школа. Журналы последних выпусков 2010 – 2018г.
  9. Издательский  дом  « Первое Сентября» № 3 ,2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья "Эффективные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе"...

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения

Методы и приемы работы на уроках литературного чтения...

«Методы и приемы учебного проектирования на уроках литературного чтения в начальной школе» (Блок №2 Учимся видеть проблемы)

Во втором блоке представлены задания на развитие способности видеть проблемы. Они направлены на одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зре...