«Активные методы и приёмы обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
материал по чтению (2 класс)
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активные методы и приёмы обучения на
уроках литературного чтения в начальной школе»
Главная задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для решения целей обучения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Исходя из этого, считаем, что выбранная нами тема является актуальной в наше время.
Объект исследования для нашего проекта – был процесс обучения младших школьников литературному чтению.
Предмет исследования – активные методы и приёмы обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования – подобрать активные методы и приёмы обучения на уроках литературного чтения для учащихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
рассмотреть понятие, специфику активных методов обучения;
раскрыть основные аспекты использования активных методов обучения на уроках литературного чтения;
изучить особенности использования активных методов обучения в курсе литературного чтения в начальной школе;
подобрать методы и приёмы обучения для использования в своей работе.
Литературное чтение – школьный предмет, требующий большого труда. Из урока в урок необходимо стараться воспитывать у учеников любовь к родному языку, литературе, и, прежде всего – пробуждение интереса к ней. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому учителя при подготовке к урокам всегда стараются подбирать такой материал, который был бы интересным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока. В этом и могут помочь активные методы обучения.
Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.
Игра облегчает контакты в группе, обмен мыслями, понимание конкретных проблем и поиск способов их решения. В ходе игры реализовываются различные потребности участников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она также помогает перебороть робость, застенчивость. Деятельность данного типа может принести много удовлетворения, она даёт радость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
Как известно, игра – любимое и привычное занятие для ребёнка. Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов значительно активизирует познавательную активность младшего школьника. На таких уроках развивается самостоятельность, инициатива, творчество школьника, пробуждается интерес к учению и снимается напряжение. Нестандартные уроки помогают формировать навыки учебной работы, которые, в свою очередь, определяют успешность в обучении.
Задания, которые дети получают на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще, и постоянно развивает их речь.
Задания могут быть разнообразны:
заполнить анкету (тест);
ответить на письма героя произведения;
подготовить подпись к иллюстрациям из произведения и т.д..
Вот некоторые игры, которые мы выбрали для организации своих уроков с целью интеллектуального развития учащихся на уроках литературного чтения.
Игры на формирование умения анализировать:
найди пару: для героя положительного или отрицательного;
найди лишнее: после прочтения текста можно предложить ребятам выбрать из списка событий то, которого не было в произведении;
загадки: очень удачным будет начать работу над произведением с загадки о герое. Это заинтересует учащихся и настроит их на дальнейшую работу на уроке
Одним из видов игровых активных методов является кроссворд. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, выдумки. В таком кроссворде могут быть зашифрованы имена героев произведения, названия городов, улиц, сооружений, которые упоминаются в произведении. Кроме того во время работы с кроссвордом, учащиеся могут повторять правописание слов, т.е. учитель может осуществлять межпредметную связь с русским языком. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала.
Составление кроссвордов же самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, потому что в процессе работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость
Для тренировки памяти можно использовать различные игры, направленные на развитие определённого вида памяти.
Игра «Кто больше?» тренирует моторно-слуховую память.
Учитель произносит предложение – одно из событий из прочитанного произведения, и указывает на кого-нибудь из ребят. Тот должен повторить это предложение и добавить своё событие, указывая на следующего ученика. Он повторяет те предложения, что были уже произнесены, и добавляет своё и т.д.
Следующая игра «Корректура» направлены на развитие внимания и зрительной памяти.
Учитель пишет на листке бумаги несколько предложений с пропуском некоторых слов в предложении из изучаемого произведения. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу поправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт листок второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Играют несколько соревнующихся пар.
Игра «Кто быстрее!» проводится для определения скорости мыслительных процессов.
Необходимо быстро вписать недостающие названия предметов, вещей и т.д. в описание какой-либо картины из художественного произведения.
Динамично помогают начать урок литературного чтения такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок литературного чтения, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок литературного чтения активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
В процессе урока литературного чтения учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. Например, этот метод очень эффективно работает при изучении сказок А.С. Пушкина. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают их в секторы.
При организации самостоятельной работы так же важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы для групповой работы.
Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» – один из методов решения проблемы. Проходит он в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема: вопрос может быть взят как из учебника после текста, так и предложен учителем. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему герой произведения поступил именно так? Правильно ли он сделал? Ответы группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить в данной ситуации? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках литературного чтения. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую и в конце урока появляются замечательные творения.
При завершить урока литературного чтения можно применить такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Включение в урок дидактических игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми.
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось. Детям не нравится молча сидеть и запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними - покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
Уроки литературного чтения, как впрочем, и любой другой урок, с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучению,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- позволять активизировать коммуникативные навыки учащихся.
- Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:
- не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
- методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
В заключение хотим отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов.
Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Учить читать – что это значит? Просто это и легко? Или трудно и сложно? На протяжении многих веков предлагались различные технологии, авторские методики, варианты разнообразных подходов к решени...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»
В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...

Интерактивные методы и приёмы обучения на уроках английского языка в начальной школе
Данный материал содержит несколько методов нескучного обучения английскому языку на всех этапах урока....
Использование приёма антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе
Использование приемов антиципации в начальной школе...