Использование приёма антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению

Использование приемов антиципации в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёма антиципации на уроках литературного чтения
в начальной школе

Приём антиципации, или прогнозирования, является важным инструментом на уроках литературного чтения в начальной школе. Он помогает ученикам предвосхищать содержание текста, понимать его основную идею и развивать навыки чтения.

Антиципация — это способность человека предвидеть или предугадать содержание, опираясь на имеющийся опыт и знания. На уроках литературного чтения антиципация помогает ученикам активно включаться в процесс чтения, анализировать текст и делать выводы.

Цели использования приёма антиципации:

  • стимулирование интереса к чтению;
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • улучшение понимания текста;
  • формирование навыков прогнозирования и анализа.

Виды антиципации на уроках литературного чтения:

  1. Первичная антиципация — ученики предполагают содержание текста до его прочтения на основе заголовка, иллюстраций, имени автора или аннотации.
  2. Вторичная антиципация — во время чтения ученики прогнозируют дальнейшее развитие сюжета, характеристики героев и т. д.
  3. Итоговая антиципация — после прочтения текста ученики анализируют, насколько их предположения совпали с содержанием, и делают выводы.

Методы использования приёма антиципации:

  • Обсуждение заголовка и иллюстраций. Учитель может попросить учеников предположить, о чём будет текст, основываясь на заголовке и иллюстрациях.
  • Работа с аннотацией. Ученики читают аннотацию к тексту и пытаются понять, какие события и персонажи в нём будут описаны.
  • Прогнозирование развития сюжета. Учитель задаёт вопросы, которые помогают ученикам предсказать, как будут развиваться события в тексте. Например: «Как вы думаете, что произойдёт дальше?», «Какие события могут произойти с героями?».
  • Обсуждение персонажей. Ученики могут предположить, какие черты характера будут у героев, как они будут развиваться в течение сюжета.
  • Анализ ситуации. Учитель может предложить ученикам представить себя на месте героя и предположить, какие действия он предпримет в определённой ситуации.

Использование приёма антиципации на уроках литературного чтения помогает ученикам не только лучше понять текст, но и развить навыки анализа, прогнозирования и критического мышления. Это способствует более глубокому и осмысленному чтению, а также повышает интерес к литературе.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание содержания) — это важный приём, который помогает ученикам лучше понять и запомнить прочитанное. На уроках литературного чтения в начальной школе антиципацию можно использовать следующим образом:

  1. Введение в тему урока. Перед чтением произведения учитель может задать вопросы, которые помогут ученикам предположить, о чём будет идти речь в тексте. Например, можно показать иллюстрацию к произведению и спросить, что дети видят на картинке, какие события могут происходить в тексте.
  2. Работа с заголовком и подзаголовками. Учитель может попросить учеников предположить, о чём будет идти речь в произведении, опираясь на заголовок или подзаголовки. Это помогает активировать внимание и интерес к чтению.
  3. Обсуждение персонажей и событий. Перед чтением учитель может кратко рассказать о персонажах или событиях, которые будут описаны в тексте. Ученики могут предположить, какие черты характера у персонажей, как будут развиваться события.
  4. Прогнозирование содержания. Учитель может попросить учеников предположить, чем закончится история, какие события будут наиболее важными. Это помогает развивать критическое мышление и умение анализировать текст.
  5. Обсуждение иллюстраций или картинок, связанных с текстом. Ученики могут предположить, какие сцены или события будут изображены на иллюстрациях. Это помогает визуализировать текст и лучше понять его содержание.
  6. Использование опорных слов и выражений. Учитель может выделить ключевые слова или выражения в заголовке или начале произведения и попросить учеников предположить, как они будут развиваться в тексте.
  7. Обсуждение похожих произведений. Если ученики уже знакомы с произведениями этого жанра или автора, можно попросить их предположить, какие черты будут характерны для данного текста.
  8. Работа в группах. Ученики могут обсудить свои предположения в группах, поделиться своими мыслями и аргументами. Это способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде.
  9. Проверка предположений. После чтения произведения ученики могут сравнить свои предположения с тем, что они прочитали. Это помогает оценить точность антиципации и понять, насколько хорошо они поняли текст.
  10. Обсуждение возможных выводов и уроков из текста. Ученикам можно предложить подумать, какие выводы или уроки можно извлечь из прочитанного, основываясь на их антиципации. Это способствует более глубокому пониманию текста и его смысла.

Использование приёма антиципации помогает сделать уроки литературного чтения более интересными и эффективными, а также способствует развитию читательских навыков у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что  успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы.  Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Использование приёма «Кластер» на уроках математики в начальной школе.

Опыт работы по введению геометрических понятий....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

«Активные методы и приёмы обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

  Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обу...