Мастер – класс для учителей начальных классов по теме: «Развитие навыка антиципации на уроках литературного чтения»
презентация к уроку по чтению
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие гости! Ведущей педагогической идеей работы над совершенствованием навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения является построение учебно –воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося. Основная мысль нашей работы предусматривает вариативность форм осмысленного, вдумчивого чтения, которое способствует интеллектуальному развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению. Нам всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые нас волнуют: - как учить без принуждения; - как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске через самостоятельное чтение; - как сформировать желание пополнять знания, умения и навыки.
Тема мастер – класса «Развитие навыка антиципации на уроках литературного чтения» Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения чтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков . Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие задачи: Дидактические: искать пути развития интереса к книге и стремления к чтению. Развивающие: развивать память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие возможности и умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Воспитательные: формировать самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм и определенные нравственные, эстетические и мировоззренческие позиции. Социализирующие: приобщать к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучать общению.
Формирование УУД. Регулятивные - умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат. 2. Познавательные. - умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. 3. Личностные. - умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности. 4.Коммуникативные. - умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.
Алгоритм технологии мастер – класса 1.Презентация учителем – мастером 2.Представление системы учебных занятий 3.Проведение имитационной игры: - учебное занятие со слушателями -демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися 4.Моделирование: - выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели в режиме технологии учителя – мастера. - обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей. 5. Рефлексия: - дискуссия по результатам совместной деятельности учителя - мастера и слушателей.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с новыми приемами и методами работы над чтением учащихся, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Упражнения на развитие навыка антиципации Доскажи строчку. Ло – ло – ло – как на улице … (светло) Ул – ул - ул – у меня сломался … (стул) Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не … (любила). Занимательные модели. - е- (мел, сел, лес) е - - (еда, ели, ела) е - - - (енот, езда, ерши) -е - - (леса, село, пела) Слова-невидимки Я толстый и большой. С - - - Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - - На мне кузнечики звенят. С - - - А я - конечный результат. И - - - (слон, стон, стог, итог)
Для совсем маленьких школьников можно предложить такой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Упражнение «Пол-арбуза»
Чем полезно? Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение «Потерянные буквы» Книжн... полочка. Нов... футболочка . Больш ... ложка. Рыж... кошка. Бобик все котлеты съел, Он делиться не ....... Ок- ок - ок — мы построим ....... Юк- юк - юк — поломался наш ...... Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение «Шерлок» На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение «Зазеркалье»
Упражнение «Бешеная книга» Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами. Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге. Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение «Решётка»
Упражнение «Угадай»
Итог занятия. Рефлексия -В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме «Мастер-класс». Синквейн – это быстрый мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщенных понятий, информации и развития речи. Он позволяет излагать личное отношение к изучаемой теме.
Спасибо за внимание. Дорогие коллеги! В своём мастер – классе мы хотели показать, как проявить у детей интерес к чтению. Мы благодарны вам за поддержку и активное участие. Хотим пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!
Список использованной литературы 1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 1995 2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.– World Wide Printing , Duncanville USA, 1997 3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003 4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005 5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции 4. Анализ лирических произведений.– М. Педагогический Университет «Первое сентября». 6.Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ , 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для учителей начальных классов по работе с детьми разного уровня развития речевых навыков
Данные рекомендации составлены по развитию навыков языкового анализа и синтеза у обучающихся, имеющих Общее недоразвитие речи, задержку психического развития с учётом разного уровня сформированности р...
Система работы классных руководителей с родителями учащихся начальных классов. Опыт учителя начальных классов Туевой Т.В.
Сотрудничество с родителями-успех работы классного руководителя....
Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"
Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3 дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...

Мастер- класс для учителей начальных классов "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"
Развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ограниченными возможно...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».
Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...

Мастер – класс для учителей начальных классов на тему: «Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Повысить профессиональное масстерство педагогов....
