Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

г. Кирс Верхнекамского района»

«Утверждаю»                                                                                 «Согласовано»                    

Директор КОГОБУ СШ с УИОП г. Кирс                                   Зам. директора по УВР      

____________________Н.В. Шибанов                                         ________Н.Г. Рудакова      

Приказ № ________от ____________.                                         ___________________      

Рабочая программа

по литературному чтению

4 класс

Составитель:

Утёмова О.А.

г. Кирс

2019 год

Программа по предмету  «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, И.В. Карпеевой  -   «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2016 г.

                    Рабочая программа по литературному чтению составлена из расчета 4 часа в неделю (34 недели) – 136 часов.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись,  контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира

в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;

• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых  особенностей гимна);

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видами искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных впроизведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальныхи живописных произведений.

В области предметных общих учебных действий выпускник научится:

 ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

 самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

 пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

 читать по ролям литературное произведение;

 создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

 реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

 свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

 свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

 разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

 понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

 уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

 осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

 осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

 профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Содержание учебного курса

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (15ч)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (14ч)

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (12ч)

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас. (10ч)  

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а)  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б)сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г)формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д)выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (13ч)

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
  2. участие воображения и фантазии в создании произведений;
  3. диалоги с современным детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать… человеком (9ч)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда (14ч)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество(11ч)

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам. Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее (6 ч)  

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения.

Раздел «Круг чтения»

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист — ясный сокол»*.

Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака — золотая бабка».

Былины:

а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

б) новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII–первой половины XX в.:

В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

А. Пушкин «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

М. Лермонтов «Парус»;

Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;

А. Фет «Это утро, радость эта...»;

И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»;

Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;

В. Хлебников «Кузнечик»;

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

Б. Пастернак «Опять весна»;

А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

Л. Андреев «Петька на даче»;

М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;

В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» (в сокращении)*.

Классики русской литературы XX в.:

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;

С. Михалков Государственный гимн Российской Федерации;

Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

А. Кушнер «Сирень»;

В. Соколов «О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;

Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»*;

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;

Л. Улицкая «Бумажная победа»;

М. Вайсман «Шмыгимышь»;

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;

С. Маршак «Как поработала зима!..»;

А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература:

древнегреческий Гимн природе;

древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Календарно- тематическое планирование

Дата

Наименование раздела.

Тема урока.

Кол – во

часов

По плану

Факт

 

1.

Постигаем законы волшебной сказки. Древние представления о мире. (21ч)

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.  

1

2.

Земной и волшебный мир в волшебных сказках. На материале древних книжных миниатюр.

1

3.

Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Древнегреческое сказание «Персей»

1

4.

Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Поход в «Музейный Дом». Картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусские иконы  с изображением Георгия Победоносца.

1

5.

Миф как способ жизни человека в древности. Отражение древних представлений о красоте и порядке  в земном мире в трёхчастной композиции

1

6.

Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем».

1

7.

Входная проверка техники чтения.

1

8.

Особенности героя волшебной сказки. Представления о волшебном мире, волшебном предмете и волшебном помощнике.

1

9.

Особенности героя волшебной сказки. Русская сказка «Сивка-бурка».

1

10.

 Особенности героя волшебной сказки.  Русская народная сказка «Сивка-бурка». Анализ сюжета.

1

11.

Особенности героя волшебной сказки. Русская  народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

1

12.

Отслеживание особенностей русской народной сказки Русская сказка "Крошечка-Хаврошечка".

1

13.

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в русских народных сказках.  "Морской царь и Василиса Премудрая".

1

14.

Русская народная сказка «Морозко».

1

15.

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол».

1

16.

Отслеживание особенностей народной сказки. «Финист - ясный сокол».

1

17.

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

18.

Составление плана-пересказа к сказке «Иван- царевич и серый волк».

1

19.

Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка».

1

20.

Работа с текстом. «Алтын-сака - золотая бабка».

1

21.

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки»

1

22.

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. (19ч)

Былина как эпический жанр. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

1

23.

Характеристика эпического героя. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Особенности чтения былин.

1

24.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Поход в «Музейный Дом». Иллюстрации к этой былине И. Билибина.

1

25.

Былина «Илья Муромец и Святогор», как промежуточное явление между мифом и эпосом.

1

26.

Былина «Илья Муромец и Святогор».

1

27.

Проникновение фабульных элементов истории в жанры устного народного творчества. Былина "Садко".

1

28.

Былина "Садко», как промежуточное явление между волшебной сказкой и историческим повествованием. Поход в «Музейный Дом».

1

29.

Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса  Христиана Андерсена «Русалочка»

1

30.

Развитие сказочной «этики». Анализ художественного произведения. Ганс Христиан Андерсен "Русалочка".

1

31.

Анализ художественного произведения. Ганс Христиан Андерсен "Русалочка".

1

32.

Работа с текстом. Ганс Христиан Андерсен "Русалочка".

1

33.

Связь с народной сказкой. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

34.

Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной сказки. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

35.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках.

1

36.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». История вторая. Мальчик и девочка.

1

37.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». История пятая. Маленькая разбойница.

1

38.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». История шестая. Лапландка и финка.

1

39.

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

1

40.

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре».

1

41.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. (19ч)

Особенности поэтического взгляда на мир. В. Жуковский «Славянка».

1

42.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. В. Жуковский «Весеннее чувство».

1

43.

Сравнительный анализ художественных произведений. На материале стихотворений В. Жуковского «Весеннее чувство», Д. Самойлова «Красная осень»

1

44.

Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. На материале стихотворений Д. Самойлова «Красная осень», картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».

1

45.

Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Н. Заболоцкий «Сентябрь».

1

46.

Использование художественных приемов в произведениях.

1

47.

Использование художественных приемов в произведениях. Н. Заболоцкий    " Оттепель".

1

48.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворения Ивана Бунина «Нет солнца, но светлы пруды..».

1

49.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворения Ивана Бунина «Детство».

1

50.

Наблюдения за особенностями жанра рассказа. В. Набоков "Обида".

1

51.

Приемы понимания прочитанного. В. Набоков "Обида".

1

52.

Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. В. Набоков "Обида" и  Э. Шанкс «Наём гувернантки».

1

53.

Приемы понимания прочитанного.  В. Набоков "Грибы", "Мой друг, я искренне жалею..."

1

54.

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

1

55.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства с живописными и музыкальными произведениями. Юрий Коваль "Лес, Лес! Возьми мою глоть"», С. Лучишкина «Шар улетел».

1

56.

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе».

1

57.

Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Бориса Сергуненкова «Конь Мотылёк» и картины П. Филонова «Нарвские ворота».

1

58.

Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом».

1

59.

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

1

60.

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. (14ч)

 Драматизм рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Анализ картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

61.

Л. Андреев «Петька на даче». Приём контраста.

1

62.

Наблюдения за особенностями жанра рассказа. Выразительность средств художественного языка.

1

63.

Драматизм рассказа.  Сложность характера героя и развитие его во времени. Леонид Андреев "Петька на даче".

1

64.

Драматизм рассказа. Антон Чехов "Ванька". Наблюдения за особенностями жанра рассказа.

1

65.

Сложность характера героя. Антон Чехов "Ванька"

1

66.

А.П. Чехов «Мальчики». Герои рассказа – наши сверстники.

1

67.

Антон Чехов "Мальчики". Выразительность средств художественного языка.

1

68.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Жанровые особенности.

1

69.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Особенности героя сказочной повести.

1

70.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом.

1

71.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом.

1

72.

Человек в мире культуры. Его прошлое. Настоящее и будущее. Готовимся  к олимпиаде.

1

73.

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

74.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. (14ч)

Ирина Пивоварова « Как провожают пароходы».

1

75.

Ирина Пивоварова "Как провожают пароходы" Развитие событий в рассказе. Кульминация.

1

76.

Драматизм рассказа. Людмила Улицкая "Бумажная победа"

1

77.

Особенности героя рассказа в произведении Людмилы Улицкой "Бумажная победа"

1

78.

Поход в «Музейный Дом». Зинаида Серебрякова "Катя с натюрмортом", Пабло Пикассо "Девочка на шаре"

1

79.

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Мир ценностей героев.

1

80.

С. Козлов «Давно бы так, Заяц!».

1

81.

Сергей Козлов "Давно бы так, заяц!". Работа над выразительными средствами произведения.

1

82.

Сергей Козлов  «Лисичка». Работа над выразительными средствами произведения.

1

83.

Владимир Соколов «О умножение листвы…». Работа над выразительными средствами произведения.

1

84.

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок). Работа над выразительными средствами произведения.

1

85.

В. Соколов «Все чернила вышли…». Работа над выразительными средствами произведения.

1

86.

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

1

87.

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».

1

88.

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком. (13ч)

Сказочная повесть. Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

89.

Жанровые особенности, роднящие сказочную  повесть с рассказом и сказкой. Сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

1

90.

Сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Выразительные средства повести.

1

91.

Герои сказочной повести. Сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".

1

92.

Сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла.

1

93.

Авторская сказка. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

1

94.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философское содержание сказочной повести.

1

95.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Работа с текстом.

1

96.

Константин Паустовский «Теплый хлеб».

1

97.

К. Паустовский «Теплый хлеб». Выясняем, что помогает человеку стать человеком.

1

98.

К. Паустовский «Теплый хлеб». Работа с текстом.

1

99.

Поход в «Музейный Дом». Леонардо да Винчи "Мона Лиза (Джоконда)"

1

100.

Обобщение темы «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения»

1

101.

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда.  (17ч)

Поход в «Музейный Дом». Знакомство с настоящим писателем.

1

102.

Мария Вайсман  «Шмыгимышь». Жанровые особенности рассказа.

1

103.

Мария Вайсман "Шмыгимышь". Взаимоотношения обрядов и праздников.

1

104.

Особый язык художников и поэтов. Поход в «Музейный Дом». Велимир Хлебников «Кузнечик».

1

105.

А. Ахматова «Тайны ремесла». Картина мира, создаваемая поэтом.

1

106.

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Поход в «Музейный Дом».

1

107.

Особый язык художников и поэтов Александр Кушнер "Сирень"

1

108.

Особый язык художников и поэтов. Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

1

109.

Особый язык художников и поэтов. Афанасий Фет "Это утро, радость эта…"

1

110.

Особый язык художников и поэтов. Фёдор Тютчев "Как весел грохот…"

1

111.

Особый язык художников и поэтов. Михаил Лермонтов "Парус"

1

112.

Особый язык художников и поэтов. Максимилиан Волошин "Зелёный вал…"

1

113.

Особый язык художников и поэтов. Самуил Маршак «Как поработала зима!..»

1

114.

Самуил Маршак "Как поработала зима". Работа над  выразительностью чтения.

1

115.

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок) «В тот год осенняя погода…»

1

116.

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок) «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

1

117.

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

1

118.

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество. (12ч)

Алексей Пантелеев «Главный инженер». Первичное восприятие текста.

1

119.

Алексей Пантелеев "Главный инженер". Тема и основная мысль текста.

1

120.

Алексей Пантелеев "Главный инженер". Составление плана. Анализ содержания текста.

1

121.

Анна Ахматова "Памяти друга". Представление о разнообразии выразительных средств авторской поэзии.

1

122.

Анна Ахматова "Памяти друга". Использование приемов олицетворения, сравнения и контраста.

1

123.

Представление о разнообразии выразительных средств авторской поэзии. Николай Рыленков "К Родине".

1

124.

Представление о разнообразии выразительных средств авторской поэзии. Николай Рубцов "Доволен я буквально всем…"

1

125.

Представление о разнообразии выразительных средств авторской поэзии. Дмитрий Кедрин "Всё мне мерещится…"

1

126.

Жизнь древнего жанра гимна во времени. Гимн Природе, Государственный Гимн Российской Федерации.

1

127.

Средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

128.

Средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций А.Пушкин «Везувий зев открыл…»

1

129.

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего».

1

130.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. (7ч)

Путешествие в Казань. В мастерской художника.

1

131.

В мастерской художника. И. Колмогорцева «Мост через Казанку», «Казанский кремль»…

1

132.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада.

1

133.

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…».

1

134.

М. Яснов «Снизу вверх посмотрел…». Итоговая проверка техники чтения.

1

135.

Обобщение по теме «Человек в мире культуры».

1

136.

Обобщение изученного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...