Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сайетова Гульнара Мубаракьяновна

Тема урока: Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

Задачи:

  • знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  • продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
  • обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
  • развивать воображение.
  • развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  • отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  • прививать любовь и интерес к чтению;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  • развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления, проблемный вопрос

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах), работа в паре.

Средства обучения:

-учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света», 2 часть

- карточки для работы в паре

-презентация Microsoft PowerPoint

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.

- Доброе утро, ребята! Я желаю вам, позитива на целый день, а на уроке чтоб вы были активными, бодрыми! Меня зовут Гульнара Мубаряковна и я сегодня проведу урок литературного чтения. Садитесь! Все приготовились, успокоились и начнем наш урок.

II. Проверка Д.З.

- Ребята, дома вы должны были выучить отрывок из сказки Алексея Николаевича Толстого «Кот сметанный рот». Давайте мы с вами прослушаем нескольких учеников, а остальных на следующем уроке.

III. Развитие умений формулировать тему и цели урока.

- Кого  ловил кот в сказке «Кот сметанный рот»?

- На кого еще может охотиться кот? (на птиц)

- Тема урока с чем связана?

- С какими птицами связана  тема урока, мы узнаем поиграв в игру «Найди лишнее»  

СЛАЙД

- Назовите произведения, героями которых являются животные?

- У нас остался лишним рисунок к рассказу Михаила Пришвина «Изобретатель». Давайте ребята определит тему урока и цели:

ТЕМА: рассказ Михаила Пришвина «Изобретатель»

ЦЕЛЬ: познакомиться с рассказом М.Пришвина, формировать умение воспринимать и анализировать текст.

БИОГРАФИЯ:  П о р т р е т

Михаил Пришвин

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь  когда Пришвину было 52 года  вышла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»

(Обращаю внимание к выставке книг)

- Сегодня познакомимся с одним из его рассказов, который называется «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»

- Что же означает слово Изобретатель?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ

- Сейчас мы поработаем в группах. Образуем группы по 4 человека. У некоторых на партах есть толковый словарь по русскому языку. В толковом словаре дается описание слова, что они означают.  Те у кого есть словарь – находим по словарю значение слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, у кого нет словаря  - они сами дают определение слову  - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ,

- Правильно!

- Наша страна гордится своими изобретателями. Как вы думаете, кто из этих изобретателей что изобрел.  Соотнесите портреты с предметами.

СЛАЙД

-Павел Николаевич Яблочков  - лампочка

- Сергей Павлович Королев – космический корабль

- Александр Степанович  Попов - радио

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- А теперь откройте учебники стр 93. Рассказ называется «изобретатель»

Как вы думаете кто главный герой рассказа? ( утка)

- К нам на урок в гости пришла утка. Она пришла не с пустыми руками, а принесла вам подарки-буклетики о себе – о диких утках.

- Как написано название рассказа? (в кавычках)

- Почему? ( на самом деле утенок не может быть изобретателем, это в переносном смысле)

- Прочитайте первое предложение. ЗНАКОМСТВО С КРЯКАМИ

- Какие утята были? (кряковы)

Кряква – самая большая дикая утка. (  русинок самки)

 Кряковые утята – это птенцы утки-кряквы. Кряквы – одна из наиболее распространенных во всем мире водоплавающих птиц. У само преобладает бурый, рыжий, черные цвета.

Селезень – самец утки. ( рисунок самца)

 Оперение на голове приобретает изумрудный оттенок, на шее белый ошейник.

Утенок - У утят вместо перьев, имеется пух, окрас которого близок окрасу самки.

У них лапки перепончатые. Такие лапки нужны, чтобы передвигаться по воде. Утки плывут вращая перепончатыми лапками, как педалями. Главное условие для жизни – это наличие воды.

 - Давайте вспомним, обитателями какой экосистемы являются утки? (озеро, болото)

Ф И З М И Н У Т К А

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

1 ЧАСТЬ

- Сколько утят взял рассказчик на воспитание? (3)

- Сколько пошли дальше?  (16)

-  Сколько утят вела мать к озеру ?(19)

- Как вы нашли? (сложением)

- Как утята появились у рассказчика? ( автор взял себе их на воспитание)

- Как он их назвал? (Муся, Дуся)

- Какой момент этой части моет вас насторожить? (взял себе на воспитание)

- Почему? (Отобрал у своих родителей. Дети должны расти с родителями)

- Как можно назвать эту часть? ( Дикие утки)

- Попробуйте предположить, что будет дальше?

2 ЧАСТЬ

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Кто помог высиживать утиные яйца? ( ПИКОВА ДАМА)

-Кто она? (курица)

- Кого назвал автор «ПУСТАЯ ГОЛОВА»? (МУСЯ)

- Что значит «пустая голова»? ( не захотела быть матерью, взять на себя ответственность за своих детей)

- Как можно озаглавить эту часть? (Пиковая Дама)

- Что дальше будет?

3 ЧАСТЬ

- Ваши предположения оправдались?

- Почему Пиковая Дама была сердита? ( утята ее не слушали, червей в огороде не искали, а убежали на речку и не обращали внимания на нее)

- Свись!Свись!

Кряк! Кряк!

Свись!Свись!

Квох!Квох! – звуки которые издают птицы. Междометия – часть речи.

- Ваши предположения, что будет дальше?

ПЕРЕСКАЗ

- Да ребята, дальше говорится о том, что утят собрали в одну высокую корзину и оставили ночевать в теплой кухне. Утром, когда еще все спали, Дуся и один утенок вылезли из корзины. Все стали думать, как же он вылез? Может сам, или может случайно мама-утка задела его крылом и выбросила? Чтобы узнать этого птенца, они привязали на одну ножку ленточку и пустили в общее стадо. На следующее утро, тоже самое. Вокруг корзины всеемте с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой. И решили посмотреть. На следующее утро, когда еще все спали , он пришел на кухню и ждал пока проснутся утки. И вдруг Дуся крякнула, а в ответ свистнул только один утенок.

- А что дальше было, как вы думаете?

- Как все дальше было, давайте прочитаем.

- Можно ли утенка назвать изобретателем? (да)

- Что он изобрел? (способ выйти из корзины)

- Прочитайте последнее предложение! Что заметили? (изобретатель – с заглавной буквы)

- Почему? (стал именем утенка)

- Найдите в тексте еще клички животных.(Дуся, Муся, Пиковая Дама)

- Они какие животные? (Домашние)

- У вас есть Домашние животные?

- Как из зовут? Чему нас учит РАССКАЗ?

- Главная мысль рассказа: (главная мысль учит любить живую природу, автор рассказа забрал утят, но не выбросил их, а растил как домашнюю птицу. Рассказ учит заботиться о животных, наблюдать за ними, подмечать слабые и сильные стороны. )

ОБОБЩЕНИЕ:

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Да, мы с вами в этом убедились, животные похожи на людей, поэтому люди их называют «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»

ПО ВРЕМЕНИ: У детей листочки с планом. Работа в парах.

- Восстановите последовательность событий

- Возьмите буклеты, найдите заметку – пословицы- найдите из пословиц ту, которая подходит к нашему рассказу.

Всякая птица к своей стае летит.

- Почему?

- Да, ребята, у каждого своя семья. Каждый ребенок, детеныш должен расти в своей семье. Семья это – родители, дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и горести, хранят свои традиции. И только семья может понять, поддержать в любую минуту. Ребята, слушайте своих родителей, они желают вам только добра и вы отвечайте им тем же. Тогда вы вырастите и будете самыми счастливыми детьми на земле.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

5 – утка – если вы все поняли, можно идти дальше, работал активно

4 – утенок – не совсем все понятно, не очень активно работал

3- яйцо – не понял, не работал, необходимо еще раз поработать.

ДОМ, ЗАД.

  1. Подготовить рассказ о своих животных-изобретателях
  2. О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? необходимо найти информацию о жизни писателя.

- Урок вам понравился? Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе М.Пришвин "Изобретатель"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения в 4 классе. М.Пришвин. Изобретатель.

На этом уроке дети учатся анализировать произведение. К конспекту урока прилагается презентация и подборка материалов для газеты....

Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Изобретатель"

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Птицы с "характерами". М.М. Пришвин "Изобретатель" ОС "Школа 2100"...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....