Урок литературного чтения в 4 классе М.Пришвин "Изобретатель"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Дудинкина Елена Викторовна

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения                                                                                                     Дудинкина Е.В.


Тема : М.М.Пришвин «Изобретатель»

Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке

Задачи:

  1. знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
  1. продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
  2. обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
  3. развивать воображение.
  4. развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
  5. отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
  6. прививать любовь и интерес к чтению;
  7. воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
  8. развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)

Средства обучения:

-учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»

- карточки

Ход урока

I.  Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Дети зачитывают сочинения-миниатюры «Мой домовенок»

III Работа с текстом до чтения (стадия вызова)

  1.  Разгадайте кроссворд

Д

О

 У

Р

К

Т

 К

 Г

О

У

К

У

У

Г

О

Р

А

С

С

 К

А

З

И

Т

Ь

О

Е

Ц

Р

Р

А

З

О

И

Н

А

  1. Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад.   (курица)

  1. Пёстрая крякуша ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)

  1. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями.  (куст)
  2. Бел, как снег,

Надут как мех

На лопатах ходит               (гусь)

  1. Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень просто сломать.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?                     (корзина)

  1. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?        (озеро)

- Найдите ключевое слово. (Рассказ)

- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

2) Рассказ об авторе. Выставка книг

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.

Ученица:

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

Ученик:

Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь  когда Пришвину было 52 года  выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»

- Сегодня  мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»

- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова  в словаре и читает: «Изобретатель- тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное»)

3)Работа в группах

Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет

4) Презентация сказок (по группам)

- А как же было на самом деле? Хотите узнать?

IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая  стадия

1) Обсуждение заголовка и иллюстрации

-  А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»

 - Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

- Подумайте, о чём этот рассказ?   (рассуждения детей)

- А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?

- Почему автор назвал рассказ именно так?

2) Физминутка

3) Чтение 1 части текста  (Дикие утята)

       В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после                      этого мать  повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти  дальше.

Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

    С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Что значит «пустая голова»?

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Что может произойти дальше?

Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Свои к своим!

И бегут.

— Плывите, плывите!

И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

- Предположение подтвердилось?

- Почему Пиковая Дама была сердита?

-  Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

Они прислушались.

— Слышим! — закричали.

И пошли в кухню.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Что значит «воин ростом с огурец»?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

— Он что-то придумал.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

- Подтвердились ваши предположения?

Дети задают вопросы к отрывку.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

-  Предположите, чем закончится эта история.

Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

V. Обобщающая беседа

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»

VI Самостоятельная работа

 Детям выдается листочек с деформированным планом.

- Восстановите последовательность событий

VII Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, понравился он или нет?

- Что запомнилось больше всего?

- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

Умному свистни, а он уже смыслит.

Дружба заботой да подмогой крепка.

VIII Домашнее задание

1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».

С.101

2) Придумать веселую историю про утенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...