Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме В.В. Бианки "Мышонок Пик"
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме В.В. Бианки "Мышонок Пик" предназначен учителям, работающим по программе Школа России. Урок сопровождается презентацией. К уроку есть карточки для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.v.bianki_myshonok_pik.doc92 КБ
Office presentation icon myshonok_pik_shk._ros.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

                    В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения,

мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; презентация.

Ход урока:

I.Организация начала урока

-На уроке ваши глаза внимательно смотрят

И всё видят,

Уши внимательно слушают

И всё слышат,

Голова хорошо думает.

Давайте подарим, друг другу хорошее настроение, и начнём урок литературного чтения.

II.Актуализация знаний учеников                                                                                                                – Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет… (Слайд2)    Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. (Слайд 3) Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.                                                               - С творчеством какого писателя мы познакомились на предыдущих уроках?

III. Постановка цели урока

–Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель, по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое.                                                                                                              – Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? (Открывал тайны нашей природы) (Слайды с 4 по 23 после мышек зеленый лес)

(Слайд 4)  Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, (Слайд 5) многокрасочный,   мир переполненный тайнами, (Слайд 6)  поэзией и красотой, фантастический мир природы, (Слайд 7)   многоголосый, населенный удивительными Существами(Слайд 8) в перьях, (Слайд 9) шерсти (Слайд 10)и чешуе(Слайд11). По книгам В.В.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается доброе отношение к ним, мы проникаемся к ним сочувствием.

-Как вы понимаете слово сочувствие? (1-е значение: отзывчивое, (участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2-е значение: одобрительное, благожелательное отношение)

— Отгадайте загадку.   (Слайд 12-13)                                                                                                                              -Маленький шарик под лавкою шарит.   (Мышь)                                                                                                                 — Почему эту загадку мы использовали на уроке? (Мы говорим о мышонке) — Прочитайте медленно, быстро, грустно, весело.                                                                   – С каким произведением познакомились на прошлом уроке?  (Мышонок Пик)                                                                                                                                                 – Кто его автор? (Виталий Валентинович Бианки)

- Кто может сказать, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

( Сегодня на уроке мы продолжим работать с этим произведением).

- И в конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Чем Бианки хотел поделиться с читателем? И над чем заставил нас задуматься?

-Расскажите, что вы знаете об этом писателе.

(Слайд 14)

- (Никита)  Виталий Бианки родился в Петербурге. Фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога (знатока птиц) Виталий Бианки получил талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

-(Ариша) Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший цветок. Родители передали сыну любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «Сказки-несказки».  Главная тема его произведений – лес и его обитатели.

(Слайд 15)

-(Денис) Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки –это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок.

-«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. …И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!».  (Виталий Бианки. Отчего я пишу про лес.)

-Как вы думаете, почему Виталий Валентинович называет свои произведения «Сказки-несказки»? (В них герои живут своей реальной жизнью, но при этом говорят человеческим голосом)                                                                                          – Рассмотрите выставку книг.  (Слайд 16) Кто их автор?  О чем произведения В. Бианки?

IV. Работа по теме урока. (РАБОТА ПО 1 ЧАСТИ)

-Прочитайте название I части. Запишите этот заголовок в тетрадь на стр 69

- Кто главный герой произведения, которое мы изучаем?

– Почему ребята назвали мышонка Пиком?                                                                                      – Кем же стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель.
(аргонавт, корабельщик, мореман, мореход, мореходец, морской волк, моряк, навигатор, пловец)                                                                                                                        – Как Пик стал мореплавателем давайте прочитаем по учебнику стр73. чтение  по ролям. (Саша-автор, Дима-брат, Филипповская Ксения-сестра)                                                                                          - Что вы думаете об этих ребятах?                                                                                                    -Как бы вы поступили на их месте?                                                                                                              – Какой человеческий порок вы заметили у брата? (Злость.)                                                                     - В чем это проявилось?                                                                                                                                – Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка? (ей было его жаль)

– Что она придумала? (Посадить его на кораблик и отправить в путешествие)                                                                                                                                     

(РАБОТА ПО 2 ЧАСТИ)

-Прочитайте название II части. Запишите этот заголовок в тетрадь

– Какой был мышонок? Прочитайте. (1)

-Значит каким он был, подберите несколько прилагательных, чтобы описать его? (очень маленьким, беспомощным, беззащитным, ничего не мог делать)

Чем казалась река мышонку?  (Река была широкая – целое море для крошечного мышонка)

– Что вы узнали о мышином семействе? (Что мышата были совсем маленькие, не умели добывать пищу, не умели прятаться от врагов, мама мышь воровала хлеб на полях)

-Так какую злую шутку сыграли с Пиком ребята? (Они подвергли его жизнь опасности, он мог погибнуть)

– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?

ФИЗМИНУТКА

Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова работаем. Недолго еще.

– Какие опасности поджидали мышонка на реке?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

– Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие … (белые чайки). Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … (щука) и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … (чайки) скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

       

– Умел ли он защищаться от врагов?

– Так кто же хотел погубить мышонка?       Проверка по картинкам на обратной стороне доски

– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки? Как это произошло? (скопа-рыболов) (Слайд17)

– Удалось ли Пику выбраться из воды? Как он это сделал?

– Почему маленький пассажир мог считать себя счастливцем? (произошло кораблекрушение, но он спасся).

-Какие чувства испытывали вы при чтении 2 части «Кораблекрушение»? Почему?

-А исчезло ли это чувство или оно усиливалось при дальнейшем чтении?

-Можно ли сказать, что вы сочувствовали мышонку?

-Так какое толкование слова сочувствие подходит к тому, что испытывали вы? (1-е значение: отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2-е значение: одобрительное, благожелательное отношение)

(РАБОТА ПО 3 ЧАСТИ)

-Прочитайте название III части. Запишите этот заголовок в тетрадь

– Почему Пик просидел голодным целый день?  (он боялся чаек и не мог выйти из-под куста)

– Как мышонок стал искать себе пищу и как Пик нашел себе пропитание? (пересказ отрывка Богатырева Ксения)

– Кого он встретил на берегу?

– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?

– Прочитайте, как автор называет лягушонка. (Пучеглазый маленький лягушонок.)

– Что произошло с лягушонком?

– Прочитайте, как автор описывает змею. (Серебристо-черная змея.) 

– Где мышонок провел остаток ночи? (на ветке куста высоко над землей)

(РАБОТА ПО 4 ЧАСТИ)

-Прочитайте название IV части. Запишите этот заголовок в тетрадь

-Почему 4 главу Виталий Бианки назвал «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка?»

- Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды. Среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется мимикрия, т.е. подражание, маскирование. Наш мышонок полевой, цвет шёрстки рыжевато-бурый.

(Слайд18)

(РАБОТА ПО 5 ЧАСТИ)

-Прочитайте название IV части. Запишите этот заголовок в тетрадь

С кем произошла встреча в кустах? (птицей сорокопут – жуланом) (Слайд19)

-Как автор назвал эту птицу?

-Почему соловей и почему разбойник?

– Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»?

-А где вы встречались с соловьем –разбойником? (в былинах. Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле)

-Какое качество помогло Пику спастись от соловья-разбойника? (хитрость)

– Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?

– Какое качество помогло мышонку спастись? (Стремление к жизни, хорошее здоровье.)

– Так каким стал Пик? (Осторожным, неутомимым, настойчивым, умным, сообразительным, ловким.)

V. Домашнее задание.

- Ребята как вы думаете, почему в конце текста стоят три точки. (ответы детей)

- Потому что приключения мышонка на этом не закончены. У этого рассказа есть продолжение. Это и будет вашим домашним заданием, найти и прочитать эту сказку-несказку до конца. А если книгу не найдете, то сочините конец произведения, ответив на вопрос «Удалось ли мышонку найти других мышей?»

- И другое задание. Вы записывали название частей этого произведения в тетрадь. У вас получился план. Нарисуйте иллюстрацию к каждой главе и попробуйте из этих рисунков создать книгу. Это задание можно выполнить всем классом, предварительно договориться кто и что будет рисовать.

VI. Итог урока.

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что вам захотелось сделать после сегодняшнего урока?                                                    - Чем же Бианки хотел поделиться с читателем?                                                                         - Над чем заставил нас задуматься?

Слайд 20

 Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

Вставьте пропущенные слова.

…Первыми заметили Пика большие ____________________________________ .                                                      Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась__________________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда_____________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. Кто сказал: «Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!»?

    а) Сказал мальчик;        б) закричала сестренка;        в) объяснил брат.

2. Кто упал в реку совсем рядом с корабликом, концом крыла он задел парус, и суденышко перевернулось?

    а) Рыболов-скопа;        б) мышонок Пик;        в) сорокопут-жулан.

3. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.

    а) Змея;        б) скопа;        в) щука.

4. Плюх-шлеп! – ударилось что-то о землю недалеко от мышонка.

    а) Красивая птичка с розовой грудью;

    б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

    в) пучеглазый маленький лягушонок.

5. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.

    а) Колосок;        б) молоко мыши-матери;        в) теплый сок.

6. Что помогало мышонку отлично лазать?

    а) Розовый ротик;        б) хвост;        в) ушко в крови.

7. Кого разбудила громкая песня так, что захотелось послушать певичку поближе?

    а) Это сорокопут-жулан;    б) это рыболов-скопа;        в) большие белые чайки.

8. О ком говорится: «Я их всех убиваю: зачем они у нас хлеб воруют»?

    а) Хитрый «соловей-разбойник»;    б) большие белые чайки;        в) мыши.

9. Что понадобилось на самый большой кораблик?

    а) длинная мачта;        б) паруса из тряпочек;        в) твердая кора.

10. Это было настоящее _______, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся.

    а) наводнение;        б) землетрясение;        в) кораблекрушение.

11. И все ближе и ближе слышалось легкое быстрое шуршанье. На один миг мышонок увидел: ______.

    а) его голую скользкую кожу;

    б) гибкое тело серебристо-черной змеи;

    в) стадо перепуганных лягушат.

12 . Пик и опомниться не успел, как ____________ накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину.

    а) рыболов-скопа;        б) «соловей-разбойник»;        в) жулан.

-Виталий Бианки родился в Петербурге. Фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога (знатока птиц) Виталий Бианки получил талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

-Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший цветок. Родители передали сыну любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «Сказки-несказки».  Главная тема его произведений – лес и его обитатели.

-Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки –это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Рощино МОГО «Смирныховский» Сахалинской области Презентацию выполнила: Лошкарёва Евгения Михайловна – учитель начальных классов

Слайд 2

Бесконечная Вселенная… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет…

Слайд 3

Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля.

Слайд 4

Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир,

Слайд 5

многокрасочный,

Слайд 6

мир переполненный тайнами,

Слайд 7

поэзией и красотой, фантастический мир природы,

Слайд 8

многоголосый, населенный удивительными Существами

Слайд 9

в перьях,

Слайд 10

шерсти

Слайд 11

и чешуе

Слайд 12

ЗАГАДКА Маленький шарик под лавкою шарит.

Слайд 13

ЗАГАДКА Маленький шарик под лавкою шарит.

Слайд 14

Виталий Бианки родился в Петербурге. Фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога (знатока птиц) Виталий Бианки получил талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший цветок. Родители передали сыну любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «Сказки-несказки». Главная тема его произведений – лес и его обитатели.

Слайд 15

Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки –это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок.

Слайд 16

Книжная полка

Слайд 17

скопа- рыболов

Слайд 18

Детёныш полевой мыши.

Слайд 19

сорокопут- жулан

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....