РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья по чтению

КЕЛЯМОВА ЗАМИРА ШУКРИЕВНА

В статье раскрыта актуальность развития образной речи учащихся, а также приемы и виды упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_2.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Все более чётким становится коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников. По мнению Т.Г. Рамзаевой, языковое образование – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности.

        Современная школа, современная методика решают актуальные проблемы, связанные с совершенствованием и развитием речи младших школьников. Эти проблемы включают в себя и развитие образной речи учащихся. Не менее важным является и подготовка будущих учителей начальных классов к ведению работы, связанной с развитием образной речи. Ведь развивать образную речь может только методически подготовленный учитель, владеющий системой работы над развитием образной речи.

        Проблема образной речи поднимается в работах В.А. Сухомлинского, М.Р. Львова, В.В. Виноградова, Г.О. винокура, В.И. Логиновой, А.И. Максакова, Л.П. Якубинского, М.М. Бахтина, Н.В. Гавриша и др.

        Развитие образной речи включает в себя работу над художественно-выразительными средствами. К ним относятся:

  • Пословицы
  • Поговорки
  • Сравнения
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Олицетворения
  • Фразеологизмы
  • Крылатые выражения
  • Гипербола
  • Ирония
  • Загадки
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Перифраза

Художественно-выразительные средства – это художественные определения, дающие яркое, образное, выразительное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. При помощи выразительных средств создаётся яркая поэтическая картина, эмоциональный настрой, нравственная оценка. Они всегда метки, эмоциональны, оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над выразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразой), синонимами, антонимами. Литературные тексты, читаемые в начальных классах, содержат многочисленные и разнообразные тропы, другие образные слова. Их также нужно находить в процессе подготовки к уроку и планировать работу над ними. Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле. Троп даёт возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление. Так, желая подчеркнуть, что кто-то очень замёрз, мы говорим: «У него ледяные руки».

«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою», - писал Пушкин, подчеркивая словом Москва единство москвичей перед лицом захватчиков.

Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызвать наглядно – чувственные представления. Могучим, действенным средством развития образной речи является художественная литература. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах  художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, нравственные ценности, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы родного литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, ритмичность; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

О том, как важно обращать внимание на развитие образной речи ребёнка писал и В.А. Сухомлинский: «Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образцов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе». Общение с природой он рассматривал как важнейшее условие развития яркой, выразительной речи.

Подготовка учителя начальных классов должна быть направлена на формирование у него умений ярко, убедительно, сжато передавать мысль на развитие способностей воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. Для подготовки будущих учителей к развитию образной речи младших школьников необходима система работы по методике развития образной речи, которая должна включать  специально отведённые лекционные и практические часы, систему упражнений с художественно-выразительными средствами.

Система упражнений с художественно-выразительными средствами может включать такие виды упражнений:

  1. Составьте синонимический ряд к слову умный (разумный, дельный, мудрый, неглупый, толковый, башковитый, мозговитый, головастый, умник); большой (огромный, громадный, гигантский, колоссальный, грандиозный).

  1. Замените каждое слово текста синонимом.

Взлетел жаворонок. Запел песню. Чем выше поднимается, тем ясней слышна его песенка.

(Поднялся в высь вестник весны. Зазвенел серебряным бубенчиком. Чем дальше взлетает, тем лучше звучит серебряный бубенчик;

Взвивается (взрывается) жаворонок. Распевает (заливается, напевает). Чем выше, тем вернее раздаётся песня.)

  1. Замените выражение фразеологизмами.

Ничего не делать (бить баклуши); много обещать (строить воздушные замки); ничего не стоит (выеденного яйца не стоит); неискренно плакать (лить крокодиловые слёзы); одинаковые (одним миром мазаны).

  1. Подберите антонимы к фразеологизму.

Заварить кашу (расхлёбывать кашу).

Входить в колею (выходить из колеи).

  1. Объясните значение пословиц.

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

На чужбине огонь не так ярок, как на родине дым.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Найдите художественно-выразительные средства.

Дождь прош..л, тр..ва бл..стит, в небе радуга ст..ит (С. Маршак). Ч..рная туч.. грозно заст..лает против..положную стор..ну  неб..склона (Л. Толстой).Д..ждинки на л..сточках клейких б..льшими каплями бл..стят (Е. Тургенев). Дождь отшумел и зам..р гром (И. Бунин).

  1. Придумайте названия к рисункам, изображающим времена года, так чтобы в них входили художественно-выразительные средства.

  1. Внесите в заголовки плана текста эпитеты.

ПЛАН

  1. Деревья зимой
  2. Спящие почки
  3. Почки весной
  4. Чудесное явление

Почка

        Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться – на веточке почки. Ничем не примечательные почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь – уже лопнула и выпустила листочки.

  1. Как можно сказать о разбушевавшемся море? (Грозное, буйное, свирепое, могучее, жестокое, величественное и т.д.)

Как можно сказать о вечерне небе? (Огненное, пылающее, багровое, тёплое, спокойное и т.д.)

  1. Подберите эпитеты к предмету.

Называем предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, злые, пастушьи, охотничьи и т.д.)

  1. Узнайте по эпитетам предмет.

Зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. (Берёза)

  1. Из данных прилагательных подберите возможные эпитеты к словам: рука, двор, вагон, лицо, мороз, голос.

Тёмный, радостный, большой, тёплый, светлый, нежный, странный, сильный, грустный, горячий, маленький, необыкновенный.

  1. Прочитайте отрывок. Обратите внимание на выделенные в нем эпитеты, объясните их значение.

Лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. Странно, я совсем почти не гляжу на неё, но почему-то всё время вижу её лицо. Какая она красивая! Впрочем, она не красивая, просто у неё блестящие глаза и розовые щёки. У неё высокий чистый лоб. (Ю.Казаков)

Найдите все повторяющиеся единицы языка. С какой целью это сделано?

  1.         Прочитайте предложения и назовите в них приёмы, делающие нашу речь образнее и выразительнее (эпитеты, сравнения, необычный порядок слов, повторы разных видов, ирония, гипербола, риторическое обращение и т.д.).

Утекает юность, как река…(Р. Гамзатов). Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский). И никто с начала мира не видал такого пира.  (А. Пушкин).  Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то…(Р. Гамзатов). Мне грустно и легко; печаль моя светла; печаль моя полна тобою…(А. Пушкин). Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивает под колесами и шатается, точно дряхлый старик. (В.Короленко). Я тряхнул куст, и вместе с листом на землю грянул ореховый ливень. (В. Песков). Есть ли радость выше, чем счастье наших детей? Звёзды бились и сверкали серебряной чешуей, как бьётся в сетях пойманная камса. (К. Паустовский). «Никогда, - принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, - Воробьянинов не протягивал руки.» - «Так протяните ноги, старый дуралей!» - закричал Остап. (И.Ильф, Е. Петров).

  1. Прочитайте высказывание К. Паустовского о языке и назовите образные и выразительные средства, употреблённые  в этом фрагменте.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и (…) блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

  1.  С чем можно сравнить росу? (с бусами, с капельками воды)

17. Составление синквейна (сложение малых стихотворных форм ).

Синквейн — это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.

Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:

Тема — существительное или местоимение.

Характеристики предмета рассуждения — прилагательные Действие предмета — глаголы или их формы (деепричастие).

Личное мнение или промежуточный вывод — 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.

Общий вывод — одно слово, выражающее суть размышлений.

Такие виды упражнений способствуют работе по четырём направлениям словарной работы:

  • Обогащение словаря
  • Активизация словаря
  • Уточнение словарного запаса
  • Устранение нелитературных слов

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи. Назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

  • Обнаружение в тексте образных слов;
  • Объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
  • Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
  • Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
  • Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
  • Специальные упражнения на подбор синонимов, сравнений, эпитетов, составление загадок и др.

Существует противоречие между всесторонним развитием младших школьников, которое включает в себя и развитие образной речи и отсутствием единой методики подготовки будущих учителей начальной школы к развитию образной речи учащихся. Будущие учителя должны уметь рационально подбирать и использовать выразительные средства, вводить их в активный словарь школьника.

Сознательное использование художественно-выразительных средств формирует бережное отношение к слову,  языку. Богатый словарный запас оказывает положительное влияние на мышление, на успех учебной и познавательной деятельности, на общение с другими людьми, на развитие личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

«Проектная деятельность как средство развития связной речи младшего школьника на уроках литературного чтения».

В статье представлен опыт работы по теме "Проектная деятельность, как средство развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка"...

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...