Урок литературного чтения 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Мариева Надежда Прокопьевна

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по программе "Школа России". Тема : "Лермонтов "Горные вершины. " "На севере диком стоит одиноко".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literat.chteniyalermontov_3_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: выставка книг М.Ю. Лермонтова, портрет М.Ю. Лермонтова; компьютерная презентация по теме «М.Ю. Лермонтов»; запись романса Варламова «Горные вершины…», музыкальный центр.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов друг другу глазами

И вперёд за новыми знаниями.

  1. Речевая разминка.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

- Прочитайте «жужжащим» чтением.

- Как вы думаете, что это? (это отрывок из стихотворения) - Из какого произведения?

- Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя в тексте глаголы.

- А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке.

- Прочитайте медленно.

- Выразительно.

  1. Введение в тему. Посмотрите на слайд  презентации. Что написано? (фамилии великих писателей). Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с согласной и в ней 6 согласных. Прочитайте. (Михаил Юрьевич Лермонтов)   

Слово учителя о М.Ю.Лермонтове.

- Ребята, откройте разворот в ученике на странице 140. Рассмотрите его. (Детям дается пара минут на рассматривание)- прочитайте имя писателя, с произведениями ознакомимся на этом и на следующих уроках. (Дети читают: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841).)

Что вы увидели на этих страницах? (портреты М.Ю. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет, Кавказские горы…)

   ПРЕЗЕНТАЦИЯ    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, а Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против  ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким  языками.

Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

Позднее  семья переезжает в Москву, и осенью  он зачисляется  в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб – гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника Посмотрите внимательно!!!

С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские  усики над пухлым ртом.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа.

- Чтение учениками текста о поэте.

 - А сейчас  прочитаем о М.Ю. Лермонтове  текст на страницах 142 – 143 учебника.

-  Беседа после чтения:

 - Что нового узнали о писателе? (Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта -  молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались «На смерть поэта», прожил мало лет)

4. Физкультминутка.

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

- Раз! Подняться, потянуться.

-Два! Согнуться, разогнуться.

_три! В ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

- на четыре - руки шире.

- Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

5. Новая тема. - Как думаете, чем будем заниматься на уроке?

- Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».

Это произведение – перевод  М. Ю. стихотворения немецкого поэта Гете.

- прочитайте стихотворение «Горные вершины» и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (Самостоятельная работа детей.)

- Ваши впечатления от прочитанного?  Какое настроение возникает при чтении стихотворения? (Мне стало так хорошо, спокойно.)

- Что нужно, чтобы прочитать  стихотворение выразительно. Что для этого надо?  (понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт)

- Что представили? (горные вершины, успокоение)

- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (ритм, рифму)

Найдите рифмующиеся слова.

- Как надо читать это стихотворение? (медленно) Почему?

- прочитайте выразительно, как для себя. (Дети читают стихотворение)

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в этом стихотворении  (олицетворение  - ВЕРШИНЫ спят)  

- Словарная работа: объяснить  тьма, долина.  

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей)

- Попробуем спеть? (Исполнение  учащихся)

(Можно включить романс Варламова «Горные вершины».)

6. Работа с репродукцией.

- Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках.

- Кто автор этого полотна? (Иван Иванович Шишкин)

- Что вы знаете о нем? (земляк, музей, памятник, картины, выставка в школе)

-Что вы  на ней видите? (на картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный,  Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)

- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. и т.п.) 

     Полотно художника находится в Третьяковской галерее. - Какие ещё знаете картины этого художника? (показ картин)

7.  Послушайте другое стихотворение М.Ю.Лермонтова. (Учитель читает наизусть стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»)

Что представили? Какие образы? Сосна и пальма - Что у этих образов общего?  (ОДИНОКИЕ)

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина? (да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника.

- Словарная работа.

- Какие слова вам показались непонятными? (риза, утес)

-Постараемся объяснить из лексическое значение.

Словари: РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;

УТЕС – высокая скала.

8. Итог урока

- С творчеством какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

- Понравились ли вам его стихотворения? - Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения, сделать к нему иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...