Конспект по литературному чтению на тему: «Капалуха» Виктор Петрович Астафьев.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шматова Дарья Петровна

                          Конспект по литературному чтению

            на тему: «Капалуха» Виктор Петрович Астафьев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature.docx81.43 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект по литературному чтению

            на тему: «Капалуха» Виктор Петрович Астафьев.

                                                                                       Выполнила:

                                                                                       

                                                       Шматова Д.П, учитель начальных классов

                                                                                       

Тема: Взаимоотношения человека с окружающим миром в произведении В.П. Астафьева «Капалуха»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; выслушивать мнение друг друга, формулировать правила поведения в лесу.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, я всех Вас рада видеть, желаю нам сегодня провести хорошо наш урок.

2.Речевая разминка
-Прочитайте скороговорку.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.(читаем скороговорку, каждый вслух) (О ком эта скороговорка? Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?)

3. Работа по теме урока. Введение в тему. 
( отрывок читает учитель )
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки 
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)
- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете последние две строчки? (входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать плохих поступков в лесу, соблюдать правила)
- Ребята, как себя нужно вести, чтобы не осквернить храм природы- лес?
( не шуметь, не разводить костёр, не оставлять мусор, не ломать деревья, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам.) 
- Каких птиц можно встретить в наших лесах?
(кукушка, поползень, дятел...)
- А ещё в наших лесах водятся глухари, посмотрите (демонстрация картинки с изображением глухаря и глухарки)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13327_91dc62e93f1f4e6a73bc61d9929038a2.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13327_b59c4a1a1f3fec22b8d810fcd2969281.jpg.jpg


- Что вы знаете о глухаре?
(Рассказ об этой птице подготовил один из учеников)
Глухарь- одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая- начале июня. Яйца откладывают на земле в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Выводит птенцов только мать.
Глухарка светло- коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит в гнезде, среди веток 
и сухих листьев. Весной, когда глухарь- петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.


4. Физкультминутка
А сейчас мы совершим прогулку в лес.
Мы шагаем, мы шагаем 
Руки выше поднимаем,
Г олову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём 
И назад в дупло кладём 
Впереди из-за куста 
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будет читать рассказ «Капалуха», который написал Виктор Петрович Астафьев.(биография)

6. Продолжение работы по теме урока. Работа над рассказом.
а.- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком, о чём будет рассказ? 

б. Словарная работа проводится по ходу чтения.
Тайга- хвойный лес на севере
Альпийские луга- луга, расположенные на возвышении 
Валежник- сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы- спутанные волосы, нити.
Чтение рассказа по цепочке, затем про себя.
в. Беседа:
- Какую птицу охотники называют капалухой?
- Где ребята обнаружили гнездо?
- Что почувствовал рассказчик, когда обнаружил птицу, прочитайте.
- Прочитайте диалог рассказчика с мальчиком.
- Если бы ребята забрали яйца, что могло произойти?
- Нужны ли птичьи яйца мальчикам?
- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха, прочитайте.
- Как вы понимаете смысл слов автора: 
«Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце», 
«озираться по сторонам»,
«ощупать глазами бугор»,
«сердце мое забилось от испуга»?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что он хочет вам сказать?
- Кто-нибудь из вас узнал среди героев рассказа себя? Расскажите
- В каких ещё рассказах мы встречались с самоотверженной любовью матери к детям? («Ещё раз про Мальку.» )

7. Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили? А какой именно птице?

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам захотелось сделать после этого урока?

-Встаньте те, кому сегодня на уроке было всё понятно и интересно.

8. Итог урока.
Мы безмерно богаты.
В наших чащах и рощах 
Столько всяких пернатых- 
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно 
Не храним, что имеем 
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость 
Нам по этой планете
Жить и править осталось.
-Так давайте хранить, беречь и жалеть наших меньших братьев, нашу природу
9. Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста от имени глухарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение.Тема.Снегурочки(различие эпоса, лирики, драмы).

Конспект урока литературное чтение.Тема.Снегурочки(различие эпоса, лирики, драмы).Программа Д.Б. Эльконин- В.В. Давыдов...

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Виктор Петрович Астафьев. Биография.

     На уроках литературнго чтения учащиеся знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Часто их жизнеописание изобилует множеством дат. Младшим школьникам сложно ориентироватьс...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

Литературное чтение. Тема урока: В. П. АСТАФЬЕВ «КАПАЛУХА».

Познакомить с  произведениемВ. П. Астафьева «Капалуха».Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при ч...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...