Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Автор: Фаст Эльвира Владимировна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с Усть-Кулом

 Тема урока:

 Виктор  Юзефович  Драгунский  "Тайное всегда становится явным".

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл произведения,

совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

учить четко, отвечать на поставленные вопросы;

совершенствовать библиографические навыки;

закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

развивать читательский интерес.

Оборудование:

 доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет,  карточки с отрывками из "Денискиных рассказов",  проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный  материал  для работы в группах, акварель ,кисти, бумага.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление;  дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.

3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

На уроке используются технологии: ИКТ, проблемного обучения, коммуникативная ,здоровьесберегающая.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Вот дан долгожданный звонок -

 Начинается урок.

 Ум и сердце в работу вложи,

 Каждой секундой в труде дорожи.

2. Стадия вызова.

Я приготовила для вас некоторые предметы. Как вы думаете, из каких они литературных произведений? Что их объединяет?

Кукла в кружевной простынке («Сестра моя Ксения»).

Сушки, консервы, макароны, яблоко, зеленый горошек («Что любит Мишка»).

Хвост («Кот в сапогах»). Елка («Заколдованная буква»).

Это произведения Виктора Драгунского.

3. Основная часть урока:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о талантливых писателе .

Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. На доске написаны названия книг.

«Денискины рассказы. » , «Девочка на шаре.», «Заколдованная буква.», «Где это видано?», «Он живой и светится.», «Расскажите мне о Сингапуре.» и.д.

-Ещё раз назовите  автора этих рассказов? (Виктор Драгунский).

Выбери портрет Виктора Драгунского

C:\Users\Андрей\Desktop\драгунский.jpgC:\Users\Андрей\Desktop\олег григорьев.gifhttp://www.tonnel.ru/calendar/kniga/255222209_tonnel.gif

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=267063730-19-72&n=21http://www.surbor.ru/dict/read_files/i_393.jpghttp://www.3-16.ru/products_pictures/2756.gif

Назови остальных известных тебе писателей.

Работа в парах.

- перед вами лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить название рассказов  

В. Драгунского и их героев.

Соедини название рассказов В.Драгунского и их героев

«Девочка на шаре»

Иван Владиславович

«Кот в сапогах»

милиционер

«Дымка и Антон»

бабушка

«Бы…»

Танечка Воронцова

«Тайное становиться явным»

Мишка

«Независимый Горбушка»

Тузик Мурашовский

– Мы с вами на внеклассном чтении познакомились с рассказами В.Ю. Драгунского.

1.Актулизация знаний.

– Я думаю, что вы с удовольствием вспомните некоторые интересные рассказы!

– Чем вам понравились эти рассказы?

– Что у них общего? Какие они?

2. Целепологание.

- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать  выявить самые интересные события и т.д.).

- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и  чтобы нас было приятно слушать другим).

Итак, сегодня мы с вами познакомимся ёщё с одним  произведением Виктора Драгунского.  Затем поработаем в группах.

Какие цели мы поставим?  (вспомним  биографию В.Драгунского, прочитаем и обсудим рассказ ,попытаемся назвать главную мысль рассказа).

3. Знакомство с биографией К.Драгунской.  Работа с мультимедиа презентацией.

 -Внимание на 1 слайд. Это рамка от портрета писателя, который посвятил своё литературное творчество детям. Вы сможете узнать сегодняшнего писателя, если прослушаете информацию. ( Далее на слайдах ученикам предлагается следующая информация: 2 слайд «Родился я в Нью-Йорке», «Свой творческий путь я начал на театральных подмостках, потом выступал клоуном в цирке», 3 слайд «Моя первая книга называлась «Он живой и светится», «В своём сборнике «Денискины рассказы» я изобразил своего сына.», «Во втором классе вы познакомились с рассказом из этого сборника «Тайное становится явным», 4 слайд «Виктор Юзефович Драгунский, фото, название рассказа «Живой уголок».)

.4. Стадия осмысления новой информации.

– И сегодня мы познакомимся с  новым его рассказом "Тайное всегда становится явным!"

Работа над заголовком.

-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ с таким названием?

– Как вы это понимаете?

Работа с текстом.

Первоначальное восприятия текста.

Приём чтение с остановками.

(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")

Приём дерево предсказаний.

– Как вы думаете, что было дальше?

(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)

5.Работа над содержанием:

– Понравился ли вам этот рассказ?

– Чему он учит?  Найдите в тексте главную мысль.

– Какой приём нашла мама, чтобы её ребёнок съел полезную кашу? Найдите это в тексте.

– Как себя чувствовал Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

– Как вы считаете, если бы каша не попала прохожему на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал бы?

– Прочитаем конец рассказа ещё раз. Как повела себя мама?  А как Денис?

– Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?

– Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?

– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?

– Рос у Виктора Юзефовича младший сын . И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».

 Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила,  выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд ) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».

 Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.

– Давайте подумаем, какой же Дениска в рассказах Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)

– Давайте вернёмся к рассказу и найдём самый интересный для вас отрывок. Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?

Чтение по ролям.

– Найдите то место, где в комнату вошёл милиционер. Давайте подготовимся и прочитаем по ролям этот отрывок (роли: автор "Денис", милиционер, мама, прохожий).

– Посмотрите, сколько книг (Презентация, слайд ) выпущено с "Денискиными" рассказами!

 Физминутка:

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

6. Выполнение творческих заданий группами :

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»  

«Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...»

« Я вспомнил(а)...»

« Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...»

«Я бы продолжил (а) написанное так...»

4. Итог урок

– Чем занимались на уроке?

 

– Вспомним название рассказа, почему его так назвал В.Драгунский? Сделаем вывод!

5. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.

- Спасибо всем за работу!

6. Оценки

7. Домашнее задание:

Напишите небольшое сочинение – эссе.

 Начните его так: Прочитав произведение Виктора Драгунского, я понял, что…



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Автор: Фаст Эльвира Владимировна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с Усть-Кулом

 Тема урока:

 Виктор  Юзефович  Драгунский  "Тайное всегда становится явным".

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл произведения,

совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

учить четко, отвечать на поставленные вопросы;

совершенствовать библиографические навыки;

закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

развивать читательский интерес.

Оборудование:

 доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет,  карточки с отрывками из "Денискиных рассказов",  проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный  материал  для работы в группах, акварель ,кисти, бумага.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление;  дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.

3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

На уроке используются технологии: ИКТ, проблемного обучения, коммуникативная ,здоровьесберегающая.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Вот дан долгожданный звонок -

 Начинается урок.

 Ум и сердце в работу вложи,

 Каждой секундой в труде дорожи.

2. Стадия вызова.

Я приготовила для вас некоторые предметы. Как вы думаете, из каких они литературных произведений? Что их объединяет?

Кукла в кружевной простынке («Сестра моя Ксения»).

Сушки, консервы, макароны, яблоко, зеленый горошек («Что любит Мишка»).

Хвост («Кот в сапогах»). Елка («Заколдованная буква»).

Это произведения Виктора Драгунского.

3. Основная часть урока:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о талантливых писателе .

Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. На доске написаны названия книг.

«Денискины рассказы. » , «Девочка на шаре.», «Заколдованная буква.», «Где это видано?», «Он живой и светится.», «Расскажите мне о Сингапуре.» и.д.

-Ещё раз назовите  автора этих рассказов? (Виктор Драгунский).

Выбери портрет Виктора Драгунского

C:\Users\Андрей\Desktop\драгунский.jpgC:\Users\Андрей\Desktop\олег григорьев.gifhttp://www.tonnel.ru/calendar/kniga/255222209_tonnel.gif

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=267063730-19-72&n=21http://www.surbor.ru/dict/read_files/i_393.jpghttp://www.3-16.ru/products_pictures/2756.gif

Назови остальных известных тебе писателей.

Работа в парах.

- перед вами лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить название рассказов  

В. Драгунского и их героев.

Соедини название рассказов В.Драгунского и их героев

«Девочка на шаре»

Иван Владиславович

«Кот в сапогах»

милиционер

«Дымка и Антон»

бабушка

«Бы…»

Танечка Воронцова

«Тайное становиться явным»

Мишка

«Независимый Горбушка»

Тузик Мурашовский

– Мы с вами на внеклассном чтении познакомились с рассказами В.Ю. Драгунского.

1.Актулизация знаний.

– Я думаю, что вы с удовольствием вспомните некоторые интересные рассказы!

– Чем вам понравились эти рассказы?

– Что у них общего? Какие они?

2. Целепологание.

- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать  выявить самые интересные события и т.д.).

- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и  чтобы нас было приятно слушать другим).

Итак, сегодня мы с вами познакомимся ёщё с одним  произведением Виктора Драгунского.  Затем поработаем в группах.

Какие цели мы поставим?  (вспомним  биографию В.Драгунского, прочитаем и обсудим рассказ ,попытаемся назвать главную мысль рассказа).

3. Знакомство с биографией К.Драгунской.  Работа с мультимедиа презентацией.

 -Внимание на 1 слайд. Это рамка от портрета писателя, который посвятил своё литературное творчество детям. Вы сможете узнать сегодняшнего писателя, если прослушаете информацию. ( Далее на слайдах ученикам предлагается следующая информация: 2 слайд «Родился я в Нью-Йорке», «Свой творческий путь я начал на театральных подмостках, потом выступал клоуном в цирке», 3 слайд «Моя первая книга называлась «Он живой и светится», «В своём сборнике «Денискины рассказы» я изобразил своего сына.», «Во втором классе вы познакомились с рассказом из этого сборника «Тайное становится явным», 4 слайд «Виктор Юзефович Драгунский, фото, название рассказа «Живой уголок».)

.4. Стадия осмысления новой информации.

– И сегодня мы познакомимся с  новым его рассказом "Тайное всегда становится явным!"

Работа над заголовком.

-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ с таким названием?

– Как вы это понимаете?

Работа с текстом.

Первоначальное восприятия текста.

Приём чтение с остановками.

(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")

Приём дерево предсказаний.

– Как вы думаете, что было дальше?

(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)

5.Работа над содержанием:

– Понравился ли вам этот рассказ?

– Чему он учит?  Найдите в тексте главную мысль.

– Какой приём нашла мама, чтобы её ребёнок съел полезную кашу? Найдите это в тексте.

– Как себя чувствовал Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

– Как вы считаете, если бы каша не попала прохожему на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал бы?

– Прочитаем конец рассказа ещё раз. Как повела себя мама?  А как Денис?

– Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?

– Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?

– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?

– Рос у Виктора Юзефовича младший сын . И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица».

 Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила,  выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд ) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить «девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле».

 Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.

– Давайте подумаем, какой же Дениска в рассказах Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)

– Давайте вернёмся к рассказу и найдём самый интересный для вас отрывок. Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?

Чтение по ролям.

– Найдите то место, где в комнату вошёл милиционер. Давайте подготовимся и прочитаем по ролям этот отрывок (роли: автор "Денис", милиционер, мама, прохожий).

– Посмотрите, сколько книг (Презентация, слайд ) выпущено с "Денискиными" рассказами!

 Физминутка:

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

6. Выполнение творческих заданий группами :

«Это произведение напомнило мне такой случай из моей жизни...»

«Если бы я был (а) иллюстратором, то нарисовал (а) бы...»

«Наиболее радостным мне показался эпизод о...»

«Произведение (эпизод) вызвали у меня следующие чувства…»

«Я почувствовал(а)...»

«Я увидел(а)...»  

«Я ощутил(а)...»

«Я улыбнулся(ась)...»

« Я вспомнил(а)...»

« Я подумал(а)...»

« Я представил(а)...»

«Я бы продолжил (а) написанное так...»

4. Итог урок

– Чем занимались на уроке?

 

– Вспомним название рассказа, почему его так назвал В.Драгунский? Сделаем вывод!

5. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.

- Спасибо всем за работу!

6. Оценки

7. Домашнее задание:

Напишите небольшое сочинение – эссе.

 Начните его так: Прочитав произведение Виктора Драгунского, я понял, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: знать п...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты:     ...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский «Тайное становится явным» 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений правильно определять смысл произведения, выделять главную мысль.Планируем...