Главные вкладки

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на уроках литературного чтения
    статья по чтению

    Чекалева Ольга Николаевна

    В данной статье представлен опыт работы по формированию смыслового чтения на уроках литературного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.docx67.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы:

    "ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

     на уроках литературного чтения"

    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

      Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».   Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Исходя из этого, появляется необходимость сместить  акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

    Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).

    Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение.

    Навык чтения состоит из технической стороны и смысловой стороны.

    Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

    Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого . 

    Приемы, направленные на отработку правильности и беглости

    1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

    2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой

    Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом :

    • I этап. Работа с текстом до чтения
    •   II этап. Работа с текстом во время чтения
    • III этап. Работа с текстом после чтения

    I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

    1. Постановку цели чтения:
    • Чтение для личных целей (для себя) включает чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и др.
    • Чтение для общественных целей включает чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения и др.
    • Чтение для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе) включает чтение текстов инструкций (как сделать) и др.
    • Чтение для получения образования включает чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях.
    1. Определение характера текста:

    Сплошные тексты (без визуальных изображений)

    • описание (художественное и техническое);
    • повествование (рассказ, отчет, репортаж);
    • объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
    • аргументация (научный комментарий, обоснование);
    • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

    Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

    • информационные листы (расписания, каталоги и др.);
    • расписки (билеты, накладные, квитанции);
    • призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
    • таблицы и графики; списки; карты.
    1.  Просмотр заголовка текста
    2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора

    Стратегии предтекстовой деятельности:

    Прием «Верите ли вы, что…»

    Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

    Бианки « Музыкант»

    1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением В. Бианки?
    2. Верите ли вы, что речь пойдет о музыкантах?
    3. Верите ли вы, что главным героем будет животное?
    4. Верите ли вы, что животные могут быть музыкантами?

    Прием «Составление кластера»

    Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

    Кластер «Сказки»

    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/047e/001a08a5-1818f665/hello_html_m49629745.png

    «Алфавит за круглым столом»

    При изучении темы «Сказки». Напишите названия и авторов книг, которые связаны с этой темой.

    А

    Г.-Х. Андерсен

    «Гадкий утенок»

    Б

    П. Бажов

    «Огневушка-поскакушка»

    В

    Г

    Братья Гримм

    «Бременские музыканты»

    Д

    Е

    Ж

    Жуковский «Сказка о спящей царевне»

    З

    И

    К

    Л

    М

    Милн «Винни Пух и все-все-все»

    Н

    О

    П

    А. С. Пушкин

     «Сказка о Царе Салтане….»

    З

    С

    Т

    А. Толстой «Золотой ключик»

    у

    Ф

    Х

    «Рассечение вопроса»

    Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. 

    Прочитайте заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? 

    Мозговой штурм.

    Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. 

    Бианки «Кто чем поет?»

     Дети предполагают кто чем может петь: клюв, нога, ухо, голос.

    На этапе завершения будут сравнивать свои предположения с информацией из текста.

    Таблица «Тонких» и «толстых» вопросов

    Тонкие вопросы

    Толстые вопросы

    Кто …?

    Почему…?

    Что…?

    В чем различие…?

    Когда?

    Что если…?

    Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов

    Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

    II этап. Работа с текстом во время чтения

    Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения. Проводится мониторинг чтения: постановка и ответы на вопросы, имеются ли в тексте трудные, незнакомые слова, слова, значение которых я не понимаю. О ком или о чем идет речь, как связаны основные мысли, не противоречат ли они друг другу. Вся ли информация ясно выражена или есть подразумеваемая информация.

    Стратегии  текстовой деятельности (во время чтения).

    «Чтение с остановками». 

    Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

    М. Пришвин «Берестяная трубочка»

    Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (В.Чем она может быть удивительной?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. (В. А что может быть в трубочке?)

    Дерево предсказаний

    Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

    «Чтение с пометами».

     Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы

    «+» – понял

    «--» – не понял

    «?»– требует обсуждения

    Модифицированная таблица

    Л. Н. Толстой « Как ходят деревья»

    Знаю

    Узнал

    Хочу узнать

    Знаю, что у дерева есть корень, ствол, крона.

    Узнал, что дерево может дать корень из сучка.

    Как еще размножаются деревья

    А. П. Чехов «Ванька»

    Знаю

    Узнал

    Хочу узнать

    Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

    Это рассказ; Ванька писал письмо дедушке в деревню;

    Ванька жаловался на тяжёлый труд;

    Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

    Обязанности Ваньки;

    Обстановка интерьер;

    Поведение;

    После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.

    Составление таблицЦель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

    «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

    Ход работы:

    1. Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки
    2. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
    3. Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью —индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки.

    План в вопросах

    Ключевые слова

    (основные мысли)

    Индивидуальные слова

    (детали)

    1.

    2.

    3.

    4.

    Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).

    III этап. Работа с текстом после чтения

    Стратегии послетекстовой деятельности

    Ромашка Блума

    Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .

    Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу ромашка блума

     Цитаты.

    Цель- привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.

    Соедините имя героя и цитату из книги.

    Кто это сказал?

    Цитата

    Экскурсия по книге

    Цели  стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги.

    Вы прочитали книгу. Разделите текст на части, назовите эти части и выделите ведущий эпизод. 

    В. П. Афанасьев «Стрижонок Скрип»

    1.Рождение Скрипа.
    2. Стрижата одни.
    3.Возвращение мамы-стрижихи
    4.Кормление птенцов.
    5.Скрип обижен.
    6.Жизнь семьи.
    7.Любопытство стрижонка.
    8.Страх матери.
    9.Враги стрижей.


    10. Гибель мамы
    11. Беда стрижей.
    12. Дружные стрижи

    «Отношение между вопросом и ответом»

    Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

    Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД.

    Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.

    Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

    Для того, чтобы отследить эффективность работы по смысловому чтению  ежегодно провожу диагностические работы  (входная – сентябрь, промежуточная –январь и итоговая – апрель)

    Пример

    2 класс (Итоговая диагностика)

    ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ

    Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.

    Ребята в лесу собирают цветы.

    Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.

    И рябчик туда же: ива цветёт — он на иве, черника и голубика — он к ним. Зацветут незабудки — не забудет и незабудки.

    Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.

    Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них — расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.

    А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.

    Все любят цветы. Только каждый по-своему.

    А 1. Умения находить, понимать, отбирать информацию:

    В каком порядке рябчик лакомится цветами:

    • Черника и голубика
    • Незабудки
    • Ива

    В 1. Умение находить предложение в тексте:

    1). Спешат первые цветы _____   , пчелы и ___________.

    2). А рябчик _____________ ест!

    В 2. Умения отвечать на вопросы по содержанию текста:

    Выпиши из текста ответ на вопрос (полное предложение):

    Что собирают ребята в лесу?

    ____________________________________________________________

    А 2. Умение объяснять новые (незнакомые) слова:

    Стосковались _________________

    В 3. Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    Ответь на вопрос (запиши 2-3 предложени)

    А как любишь цветы ты?

    ______________________________________________________________

    Критерии оценивания уровня сформированности навыка смыслового чтения

    2 класс

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Показатель критерия

    Балл  

    1

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Умения находить, понимать, отбирать информацию

    А 1

    Дан правильный ответ

    1

    Дан неправильный ответ

    0

    Умение находить предложение в тексте по началу

    В 1

    Предложение дописано верно без орфографических ошибок

    2

    Предложение дописано верно, но допущена одна орфографическая  ошибка, или одно слово пропущено

    1

    Предложение дописано неверно, или допущено более одной орфографической ошибки

    0

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

    В 2

    Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

    2

    Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

    1

    Ответ не соответствует содержанию текста

    0

    2

    Преобразование и интерпретация информации

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    А 2

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

    2

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

    1

    Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

    0

    3

    Оценка информации

    Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    В 3

    Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

    2

    Высказал свое отношение  на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

    1

    Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений

    0


    Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Виды контроля

    Входной срез (сентябрь)

    Промежуточный

    срез

    (январь)

    Контрольный срез

    (апрель)

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Умения находить, понимать, отбирать информацию

    А 1

    Умение находить предложение в тексте по началу

    В 1

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

    В 2

    Преобразование и  интерпретация

    информации

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    А 2

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    Оценка

    информации

    Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    В 3

    Итого баллов:

    Уровень:

    Тестовый балл

    Уровни овладения навыками смыслового чтения

    9-8

    Высокий

    7-6

    Повышенный

    5-4

    Базовый

    Ниже 4

    Не достиг базового уровня ниже 4

    3 класс  (итоговая диагностика)

    Прочитай текст.

    Много легенд ходит о взгляде змей, под которым цепенеет всё живое. Взгляд у них немигающий – глаза без век, прикрыты лишь прозрачной плёнкой.

    Время от времени змеи линяют – постепенно выползают из старой шкуры. При линьке даже с глаз сходят круглые прозрачные «окошечки». Только не путайте эту полупрозрачную шкурку с кожей. Кожа остаётся и блестит, как лакированная. Змеи удивительно нарядны после своей линьки.

    Шипение змеи – это не проявление злобы, а способ предупредить о своём присутствии.

    Змеи полезны. Из их яда делают ценные лекарства. А против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка. Есть и другая польза от змей: они уничтожают грызунов-вредителей.

    1. Определи тип текста:

    _______________________________________________________________

    2.Определи тему текста__________________________________________

    3.Определи главную мысль текста:______________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Составь план:

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

     

    5. Каким образом змея предупреждает о своем присутствии?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Как ты понимаешь значение слова «цепенеет»?

    __________________________________________________________________

    7. Укажи последовательность фактов, описанных в тексте:

    • Особая сыворотка
    • Немигающий взгляд
    • Удивительные наряды
    • Шипение змеи

    8. Задай вопрос автору по содержанию текста_________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    9 . Выскажи свое отношение к змеям. Обоснуй свой ответ

    __________________________________________________________________

    Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения

    3 класс

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Показатель критерия

    Балл  

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Преобразование и интерпретация текста

    Умение определять тему и главную мысль текста

    Определил и записал тему текста и главную мысль

    2

    Определил и записал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

    1

    Не записал тему и главную мысль текста

    0

    Умение составлять план текста

    Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

    2

    Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

    1

    Не составил план

    0

    Умение восстанавливать последовательность событий

    Последовательность событий не нарушена

    2

    Допустил ошибку в последовательности двух событий

    1

    Последовательность событий нарушена

    0

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

    Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

    2

    Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

    1

    Ответ не соответствует содержанию текста

    0

    Умение определять тип (жанр) текста

    Правильно определил тип текста, записал характерные признаки

    2

    Указал тип текста, но не записал характерные признаки

    1

    Допустил ошибки в определении типа  текста

    0

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание  текста

    2

    Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

    1

    Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

    0

    Умение задавать вопрос по содержанию текста

    Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без

    орфографических и пунктуационных ошибок

    2

    Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не

    более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок

    1

    Ответ на задание дан не в форме вопроса.

    ИЛИ ответ отсутствует

    0

    3

    Оценка информации

    Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

    2

    Высказал свое отношение  на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

    1

    Без интереса отнёсся к полученной информации, не высказал никаких суждений

    0


    Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося

    Группы метапредметных результатов

    Критерии

    Виды контроля

    Входной срез (сентябрь)

    Промежуточный

    срез

    (январь)

    Контрольный срез

    (апрель)

    Поиск информации и понимание прочитанного

    Умение определять тему и главную мысль текста

    Умение составлять план текста

    Умение восстанавливать последовательность событий

    Умение отвечать на вопросы по содержанию текста  

    Умение определять тип текста

    Преобразование и  интерпретация

    информации

    Умение формулировать несложные выводы

    Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст  

    Умение задавать вопрос по содержанию текста

    Оценка

    информации

    Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

    Итого баллов:

    Уровень:

    Тестовый балл

    Уровни овладения навыками смыслового чтения

    16-14

    Высокий уровень

    13-10

    Повышенный уровень

    9-5

    Базовый уровень

    Ниже 5

    Не достиг базового уровня

    Диагностическая работа 4 класс

     Прочитай текст.

    Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

    Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

    - Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

    Все обернулись.

    - Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

    Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.

    На куче песка остался только маленький Андрюша – на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.

    Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.

    Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскалённая, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

    - Пошёл вон!

    - Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

    Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

    Зато Валя плакала навзрыд.

    - Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?

    - Нет, - отвечала она, - он не укусил…

    Просто я очень испугалась…  

    1. Укажи тему и главную мысль текста:

    _________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Определи тип и стиль текста

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! … К нам бежит! ...»

    1) встала        5) взвизгнула

    2) выбежала        6) крикнула

    3) захлопнула        7) бросила

    4) вбежала        8) схватила

     Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Составь план прочитанного текста.

    _______________________________________

    ___________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    5. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?

    Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Задай вопрос по содержанию текста

    _________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Объясни значение слова:

    врассыпную

    8. Сформулируй и запиши ответ на вопрос.

    Понравилось ли тебе это произведение и чем?

    Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы обучения смысловому чтению

    Выступление прозвучало на педагогическом совете МБОУ Прогимназия №2 в связи с проблемой, которую разрабатывает учитель на протяжении нескольких лет. Эта работа связана с возможностями, которые раскрыв...

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)

    Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка,  окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...

    Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...

    Приёмы обучения смысловому чтению

    В данной статье приведены приёмы обучения смысловому чтению. Даны упражнения из опыта моей работы....

    Мастер-класс. Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе. Презентация.

    Мастер-класс.Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.Презентация....

    Мастер-класс. Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе. Конспект.

    Мастер-класс.Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.Конспект....

    Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»

    Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...