Э. Мошковская « Я маму мою обидел…».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Безручко Нина Сергеевна

Познакомить с творчеством Э.Мошковской и содержанием произведения,  формировать читательские умения. Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать у учащихся познавательную активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока литературного чтения

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Класс

2

Раздел (содержательная линия)

Люблю природу русскую. Весна

Тема урока

Э. Мошковская « Я маму мою обидел…».

Цели урока

Познакомить с творчеством Э.Мошковской и содержанием произведения,  формировать читательские умения. Развивать умение сравнивать, рассуждать, развивать у учащихся познавательную активность. 

Основное содержание урока

Работа с учебником, рабочей тетрадью на печатной основе, с индивидуальными карточками.

Термины и понятия

Прощение, любовь, уважение, метафора,  олицетворение, сравнение.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

- продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Окружающий мир

Учебник, ИКТ, карточки.

Фронтальная, индивидуальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: Организационно - мотивационный

Педагогические задачи: настроить детей на предстоящую деятельность.

Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!

Название этапа: Актуализация  опорных  знаний.

Педагогические задачи: актуализировать  знания учащихся, подготовить к изучению нового материала. продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме.

Планируемый результат:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

Слайд 2 +  приложение 1

Моя мама как весна.

То как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

То рассердится слегка,

Будто тучка набежала,

То, как радуга она: 

Поглядишь и засияла!

- О чём  это стихотворение?

- С чем  автор  сравнивает  маму? Подчеркните эти слова.

- Какой   литературный   приём   использует автор?

-Подчеркните двумя  чертами глаголы,  указывающие на  действия  мамы.

- Какой  приём  использует  автор?

- А зачем   нужна   мама?

Слайд 3

- Есть такая притча. Я  хочу  вам  её рассказать.

 За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

-  Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.

Он тебе всё объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет учить тебя своему языку.  Он будет охранять тебя от всех бед.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут. У него много разных имён.   Но ты будешь называть его мамой.

Слайд 4 У каждого из нас есть этот добрый ангел, который заботится о нас. Именно из маминых уст ребёнок слышит первые в своей жизни слова и песни.

Отвечают на вопросы

(метафора)

(олицетворение)

Название этапа: Целеполагание.

Педагогические задачи: определить цель и задачи урока.

Планируемый результат:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Слайд 5

- Вы  уже догадались, что следующее стихотворение тоже  будет  о маме. Откройте учебник  стр.120. Прочитайте  название.

Верно, мы  познакомимся  с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Какой у вас возник вопрос?

Определяют цель и задачи урока.

Название этапа: Работа над новым  материалом.

Педагогические задачи: познакомить с творчеством поэтессы. Закрепить полученные знания.

Формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения. Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, чтения по ролям и наизусть.

Планируемый результат:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;        

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

А) Знакомство с биографией Э. Мошковской

Слайд  7

Тест «Проверь себя»

Б) Прослушивание аудиозаписи  стихотворения

Слайд 8

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)        

в) Чтение стихотворения учениками. Выборочное чтение.        

Слайд 9

– Как   мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму?

– Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.        

Г) Составление  плана  стихотворения.

Слайд  10

-  Из  скольких частей состоит стихотворение?

- О чём  говорится  в 1 части?

-  Какими  строчками заканчивается?  

- Назовите эту  часть?

- О чём  говорится  во 2  части?

-  Какими  строчками заканчивается?  

- Назовите эту  часть?

- О чём  говорится  в 3 части?

- Назовите эту  часть?

Выразительное чтение .Конкурс  чтецов.

- С  какой  интонацией  вы  будете читать стихотворение?

- В каком  темпе?

-  Какие  слова  выделите  логически?

  • Конкурс  чтецов

Д) Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).

Слайд 11

- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)

Бенгальский – майера;   Каталонский – мааре;   Чешский – маминка;   Датский – моа;
Эстонский – эма;   Французский - маман (мамА);   Гаитянский креольский – манма; 
Иврит – има;   Хинди -  мА;   Исландский,  Итальянский – мама;   Корейский – омма; 
Латынь – мАтрем;   Словацкий – мамичка;   Испания, Италия – мадрэ; 

Персидский - маман, аннэ;   Нидерланды – мА;   Литва – мамитэ;  Турция - ана

Болгария - мамо, майка;   Швеция –мур;   Украинский – мати, мамо;  Греческий – митэра, мана.

Слайд 6

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

Русская поэтесса родилась в Москве в  дружной семье. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.

Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по 2-3 её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик.

Отвечают на вопросы.

(три)

(о  том, как обидел маму)

(И я ей не расскажу…»)

(я  маму  мою  обидел)

(о  том, кем мальчик станет)

(И  молчаливый  такой…»)

(я  буду  главный  начальник)

(о  том, как  мама  простит)

(и  мама  меня  простит)

Название этапа: Рефлексивно - оценочный

Педагогические задачи: формировать умение самооценки своей деятельности. Подвести итог урока.

Планируемый результат:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;

-  развивать воображение,   фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

-  расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Слайд 12

- Что вы узнали на уроке?

 - За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

- Мы много сегодня говорили о маме.

А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?

- Выберите себе цветок, который подойдёт вашему настроению и вашей работе на сегодняшнем уроке: жёлтый – отлично, красный – хорошо, синий – удовлетворительно.

Выставление оценок.

Слайд 13

Д/з Выразительное чтение стихотворения; можно выучить наизусть по желанию.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Записывают дом. Задание. Выставляют оценки.

Список использованной литературы:

  1. Каталог курсов, вебинаров, тестов, методических разработок «Инфоурок». https://infourok.ru/konspekt-uroka-imya-prilagatelnoe-klass-1152648.html
  2. «Литературное чтение» 2 класс ч. 2  УМК «Школа России» М: «Просвещение» 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..." 2 класс УМК "Школа России"

Открытый урок литературного чтения был дан на районном семинаре учителей начальных классов.  Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; наход...

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме "Е. Благинина "Посидим в тишине", Э. Мошковская "Я маму мою обидел..."

Тип урока: комбинированный.  Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э.Мошковская «Я маму мою обидел». Урок по этой теме ...

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Тема:Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Перед проведением урока дети должны нарисовать портреты своих мам дома или на уроке ИЗО. Портреты нужно будет выставить для начального обсуждения....

Урок чтение Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел"

показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание пр...

Урок литературного чтения во 2 классе - Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»

Тема урока: Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»Класс:2 «А» Цель:  продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного ч...