И.С.Никитин «Встреча зимы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Казанцева Галина Дмитриевна
Литературное чтение. И.С. Никитин. "Встреча зимы". Стихи его, поразительные по искренности, простоте и задушевности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.s_nikitin_3_kl.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс

ТЕМА:     И.С.Никитин «Встреча зимы»

          И.С. Никитин. Стихи его, поразительные по искренности, простоте и задушевности.

Цели и задачи:   познакомить учащихся со стихотворением;

                    «погружение» в удивительный мир поэзии Никитина,

                     постижение нравственных проблем и эстетической ценности  стихотворения                     формировать умения выражать своё отношение к прочитанному;        

                      развивать навыки выразительного чтения, художественный вкус;

                      воспитывать любовь к родной природе.                  

Оборудование:    портрет Н.И. Никитина;

                       репродукции картин И. Грабарь «Зимнее утро»

                       К.Мирошник «Зимняя сказка»

                       А.Корнеев «Февраль. Лесная сказка»

                        Б. Ольшанский «Терем царевны зимы»

                        Романс «Ухарь – купец» в исполнении Захарова.

                         Римский – Корсаков «Здравствуй, гостья зима!»

                       

I. Организационный момент

Звучит музыка.

  • Какое ощущение вы испытывали, когда слушали романс?
  • Что особенно вас поразило?

Уч. Музыка народная. Она была написана на стихи Никитина Ивана Савина. 

На слова Никитина создано около 60 романсов и песен.

-        Как вы думаете, какая тема нашего урока?

II.        Да, сейчас мы откроем поэтическую тетрадь и познакомимся с простыми и заду
шевными стихами Никитина И.С.

III.        Знакомство с биографическими данными.
Читаем с доски.

"Бедная молодость, дни невеселые, Дни невеселые, сердцу тяжелые..." Так писал Иван Саввич, вспоминая свою невеселую, трудную жизнь.

  1. уч. Родился он в Воронеже. Отец его небогатый торговец. Шести лет мальчик стал
    учиться грамоте у соседа - сапожника, восьми лет отец отдал его в училище.
  2. уч. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не при
    шлось: отец разорился, надо было ему помогать. Никитин работал, он продавал свечи, посу
    ду и другую мелочь.
  3. уч. Тяжело ему было, но он не падал духом. Все свободное время читал, стал писать
    стихи. Просто писал он о нужде, о горе народа. Много стихов он написал в природе.

Учитель. Его перу принадлежат такие шедевры как "Утро", "Встреча зимы", "Утро на берегу озера".

Обращаюсь к выставке книг.

А как чудесны строки, посвященные матушке - зиме! Словно наяву встают перед нашим взором заснеженные просторы, свежий санный след, сугробы на полянах Русским размахом, величавостью веет от этих картин.

IV.Чтения стихотворения «Встреча зимы»

(читает стихотворение учитель наизусть)

V. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Как оно называется ? («Встреча зимы»)

- Можно ли его назвать «Зима»?

VI. Вторичное восприятие.

Самостоятельное чтение. Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.

VII. Чтение и анализ текста

- С одним ли настроением надо читать это стихотворение?

- Прочитайте 1 и 2 строфы.

- Каким настроением пронизаны эти строфы? (Угрюмые небеса, сумрачный, лес, дождь)

- Почему?

- Прочитайте следующие  5 строф.

- Как и почему меняется настроение? (Постепенно)

-Меняется ли ритм?

Учитель. Да, здесь начинается вторая и основная часть стихотворения. Это настоящий гимн русской зиме, её величию и красоте. Но и в то же время это гимн русскому народу, его отваге, силе и стойкости.

-Найдите строчки наполненные чувством радости в высшей степени.

- Прочитайте этот отрывок выразительно.

VIII. Чтение отрывка из стихотворения учащимися.

– На эти слова была написана музыка и дети исполняют её около ёлки.

IX. Слушание песни «Здравствуй, гостья, зима».

- Многие художники, восхищаясь красотой зимней природы,  рисуют картины.

X. Прочитайте следующие строфы.

- Как он называет Русь? (Святой)

- За что он её называет святой?

- Каким словом Никитин называет русского человека? (Богатырь)

- Почему же он вырастает богатырём?

- Почему богатырь обращается к зиме как к заступнице?

XI. Рефлексия.

-Сейчас есть возможность отразить свое настроение на снежинках, которые лежат у каждого на парте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист по литературному чтению 3 класс (И.Никитин "Встреча зимы")

В рабочем листе представлена краткая биография автора, разбор стихотворения  средствами художственной выразительности, историческая справка о празднике встречи зимы на Руси....

Презентация "Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы»

Знакомство с произведением И.С. Никитина «Встреча зимы»...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...

Рабочий лист И.С.Никитин "Встреча зимы"

Рабочий лист к произведению Ивана Саввича Никитина "Встреча зимы" для учащихся 3 классов. Напомнит учащимся третьих классов художественные средством выразительности - олицетворение и сравнен...

Литературное чтение. И.Никитин "Встреча зимы" 3класс

Цель: сформировать представление красоты зимней природы посредством произведений художественной литературы...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Н. С. Никитин «Встреча зимы».

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Н. С. Никитин «Встреча зимы», составлен в соответствии ФГОС второго поколения. Ход урока разделен на виды деятельности ученика и уч...

Рабочие листы по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России" А. С. Пушкин "Зимний вечер", М.Ю. Лермонтов "Утёс", В.М. Гаршин "Лягушка путешественница", И.С. Никитин "Встреча зимы", И. Соколов - Микитов "Листопадничек"

Рабочий лист даёт возможность организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает интенсифицировать учеников на любом этапе урока, является замечательным ...