Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Н. С. Никитин «Встреча зимы».
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Тулупова Оксана Алексеевна

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Н. С. Никитин «Встреча зимы», составлен в соответствии ФГОС второго поколения. Ход урока разделен на виды деятельности ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2_uroka_literaturnoe_chtenie.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Н. С. Никитин «Встреча зимы».

Тема урока: «И. С.  Никитин «Встреча зимы».

Тип урока: «Открытие нового знания».

Класс: 3

Цель: познакомить детей со стихотворением  И. С. Никитина «Встреча зимы».

Планируемые результаты:

Предметные: 

-знать известные произведения Н. С. Никитина;

- уметь анализировать и выразительно читать.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе обобщения;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: 

- уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками;

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;

- обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные:

- проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;    

- использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

-осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;

- формировать положительное отношение к учебной деятельности: проявлять интерес к учебному труду.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова  и др. (УМК «Школа России»), портрет Н. Никитина, карточки.

План урока

I. Самоопределение к учебной деятельности (2 – 3 мин.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (6 – 7 мин.)

III. Выявление места и причины затруднения (1- 2 мин.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (4-5мин.)

V. Реализация построенного проекта (10 мин).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 3 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин).

VIII. Включение в систему знаний и повторение (3 мин).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).        

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности (2 – 3 мин.)

-Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Алексеевна, и сегодня урок литературного чтения  проведу у вас я.

Давайте вспомним, что значит учиться? Чтобы добывать знания, нужно искать информацию, которая поможет вам узнать много нового и интересного. Я вам дам небольшую подсказку самого надёжного и проверенного способа.

Отгадайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком. 
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (книга)

-Желаю вам, ребята, никогда не терять связь с книгами, ведь книга- это лучший друг.

- На доске висят слова, составьте из них пословицу («Кто много читает, тот много знает»).

- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (6 – 7 мин.)

- У вас на столах лежат листы со скороговорками, сначала прочитаем хором медленно первую скороговорку (потом темп убыстряется):

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

- Теперь прочтём вторую скороговорку:

На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

На доску вывешивается портрет Н. С. Никитина.

-Ребята, портрет какого писателя вы видите? (Портрет Н. С. Никитина)

-Что вы уже знаете о Никитине? (ответы детей)

БИОГРАФИЯ

Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Учился в духовной семинарии (религиозное учебное заведение). Отец его был торговцем. Еще во время учебы Никитин увлекся литературой, начал писать стихи. Вскоре его творчество получило широкую известность. В 1856 году вышла в свет его первая книжка стихов. Любимыми поэтами Никитина были В. Жуковский, А. Пушкин, А. Кольцов. Большая часть произведений поэта посвящена природе: «Утро», «Лес», «Русь», «Поле» и многие другие.

III. Выявление места и причины затруднения (1- 2 мин.)

- Отгадайте загадку:

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…(зима).

Что происходит зимой? Чем зима отличается от других времён года?

- Как вы думаете, почему мы с вами заговорили о зиме?

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (4-5мин.)

Мы продолжим знакомство с поэзией Никитина. И следующее произведение, с которым предстоит работа, называется…..прочитайте название в учебнике (стр. 68).

- Рассмотрите иллюстрации к нему.

-Как вы думаете, о чем оно? (о зиме).

-Ребята, сформулируйте цель нашего урока (познакомиться с произведением Н. С. Никитина «Встреча зимы»).

V. Реализация построенного проекта (10 мин).

- Закройте глаза, внимательно послушайте стихотворение и представьте картины, которые поэт описывает (чтение учителя).

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 3 мин).

- Понравилось вам это стихотворение? Почему?

-Какое чувство вызвало у вас стихотворение?

–Какие картины нарисовал поэт?

–Почему людей радует первый снег?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин).

-Теперь давайте все вместе прочитаем стихотворение. Приготовились следить. Читать будем по строфам.

– Что происходило утром? в полдень? А на рассвете?

-Как описан снег?

-Что поэт пишет о зимнем лесе?

– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?

-Как пишет поэт про крестьянских детей?

-Любит ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?

- Что такое искони? Посмотрите на это слово оно у вас выделено в учебнике (устаревшее - с давних, незапамятных времен).

-Посмотрите на доску.  Это картина А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине В.Цыплаков «Деревенский пейзаж» На картине мы видим деревянный дом, лошадь, везущую людей в санях, сугробы.

И.Шишкин «Зима»

И.Грабарь «Февральская лазурь».

Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»? (ответы детей).

VIII. Включение в систему знаний и повторение (3 мин).

- Какое произведение мы сегодня читали? («Встреча зимы»)

- Кто автор произведения? (Н. С. Никитин)

-Что главное хотел сказать нам автор в этом произведении? (ответы детей).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).        

У вас на столе лежат снежинки, но у них чего-то не хватает, давайте поможем им и дорисуем рот и нос.

Дорисуем нос:

! – я хорошо понял тему.

? – я не совсем хорошо понял тему и у меня есть вопросы.

Дорисуем рот:

Улыбка – урок мне понравился, я доволен своей работой.

Грусть – урок не понравился, я не доволен своей работой.

Молодцы, ребята, вы хорошо работали, спасибо за урок!

Домашнее задание -  выразительное чтение стихотворения.

Никитин Иван Саввич (1824-1861)

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

1. Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

2. На опушке в избушке.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....