И.А.Бунин “ Листопад”
план-конспект урока по чтению

Овчинникова Надежда Сергеевна

И.А.Бунин “ Листопад”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_i.a.bunin_listopad.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.А.Бунин “ Листопад” (4 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с великим поэтом И.А.Буниным и с его стихотворением “Листопад”; научить чувствовать поэтический мир; развивать речь, память, мышление, воображение; воспитать любовь к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ:
                                                                                                                                      Регулятивные УУД: формирование  умения высказывать свое предположение на основе работы с стихотворением; развитие самооценки.

                                                                                                                            Познавательные УУД: развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; объяснять интересные выражения, научиться выразительному чтению.

                                                                                                                                  Коммуникативные УУД: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные УУД: проявление познавательной активности в области поэзии.

Ресурсы: Учебник 4-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого;  презентация, портрет, аудиозапись.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

   Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки,  ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

 

Ученики проверяют готовность к уроку.

2 .Речевая разминка.

(скороговорка)

3.Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Новая тема.

Проверка первичного восприятия

Анализ произведения.

Итог урока.

Домашние задание.

Итак, для начало проведем с вами речевую разминку.

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

 (с начало читаю сама;

-Ребят прочитайте  про себя следя за указкой;

- О ком эта скороговорка?

- Что он делает?

- Как?

-прочитайте в пол голоса.

-прочитайте громко.

-прочитайте шепотом.

- Какой звук чаще всего повторяется?

- прочитайте с выделением звука “Щ”

-прочитайте с выделением звука “Ч”

- прочитайте в быстром темпе    

             (3 человека.)

-Вам было задано  домашние задание, выразительное чтение  стихотворения Некрасова “В зимние сумерки..”(5 человек) Словесно оценить 

(критерии: передача настроения, выразительность, чёткость, безошибочность.)

- Ребята, отгадайте загадку , и узнайте о чём мы будем говорить.

    Утром мы во двор идём -

    Листья сыплются дождём,

    Под ногами шелестят

   И летят, летят, летят.     

- В какое время года всё это происходит?                                                                                                     ( Осень)

Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» .

-Портрет И.А. Бунина.

-Я вам расскажу немного   о биографии Бунина.

-Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, в семь – восемь лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

-Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

-Каким себе его представили?

Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно аудиозапись , и  закройте глаза , постарайтесь представить, то о чем нам хотел сказать поэт.

- Понравилось ли вам стихотворение?(Чем?)

-Что вы представили?

- Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

-Самостоятельно прочитайте произведение про себя.

- Карандашом выделите слова которые вам не понятны.

   Итак:

-Объясните значение слова завороженный (очарованный,  околдованный, потрясенный, удивленный).

- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый), багряный (красный).

-Как вы понимаете слово замирает? (Застыла)

Чтение текста по частям, аналитическая беседа.

-Найдите и прочитайте описание леса

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок, красота)

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? 

( резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминает оконца?

 (деревья стоят плотно друг к другу)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие, ласкательное  значение)        

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?(как имя)

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Прочтите  следующую часть.

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)

- А что там? (паутина)

-С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-А как понять слова «мертвое молчанье»?

- Прочтите заключение.

-Почему автор начинает и заканчивает стихотворение теми же словами?

- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

-Знакомство с репродукциями картин великих русских художников и фотографиями на тему «Осень»

Слайды 3,4,5.

-Ребята, давайте посмотрим осень на репродукциях картин великих русских художников. Обратите внимание, что изобразили художники, какие краски использовали.

-Что изображено на картине?

-Какие краски использует художник?

-Какая картина больше понравилась? Почему?

-Работа над выразительностью.

– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

- Потренируйтесь читать выразительно.

-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.

(Спросить у учащихся получилось ли ему прочитать выразительно? если нет(почему?)

Физминутка: Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

-Выразительное чтение.

Читают скороговорку.

-Часовщик

-Чинит часики.

-Прищурив глаз.

-“Щ”

-“Ч”

-Выразительное чтение.

(Осень)

(пестрота красок, красота)

(лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

-(деревья стоят плотно друг к другу)

-(деревья стоят плотно друг к другу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок И.А. Бунин "Листопад".

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...

Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"

Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...

И. А. Бунин. "Листопад"

Конспект урока по литературе в 4 классе....

Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....

И.А.Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.А.Бунин. Листопад"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"

Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...

Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"

Конспект урока составлен  для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся  осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...