Творчество Сурикова И.З
план-конспект урока по чтению

Овчинникова Надежда Сергеевна

Творчество Сурикова И.З

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_tvorchestvo_surikova_i.z.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Творчество Сурикова И.З ( 3 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с стихотворением Сурикова И.З; научить анализировать поэтическое произведение; закреплять навык  выразительного чтения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ:
                                                                                                                                      Регулятивные УУД: формирование  умения высказывать свое предположение на основе работы с текстом; развитие самооценки.

                                                                                                                            Познавательные УУД: развитие умения осознано строить речевое высказывание в устной форме; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения.

                                                                                                                                        Коммуникативные УУД: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные УУД: проявление познавательной активности в области поэзии.

Ресурсы: Учебник 3-го класса Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого;  презентация.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Орг. момент

Здравствуйте , ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок литературного чтения.

   Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки,  ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

 

Ученики проверяют готовность к уроку.

2 .Речевая разминка.

(скороговорка)

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Новая тема.

Постановка  учебных задач.

Анализ произведения.

Итог урока.

Домашние задание.

Дополнительное задание.

Итак, для начало проведем с вами речевую разминку.

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.(3)

(с начало читаю сама;

-Ребят прочитайте  про себя следя за указкой;

- О ком эта скороговорка?

- Что он делает?

- С чем?

-прочитайте в пол голоса.

-прочитайте громко.

-прочитайте шепотом.

- Какой звук чаще всего повторяется?

- прочитайте с выделением звука “Щ”

- прочитайте в быстром темпе    

             (3 человека.)

Немощный- очень слабый, беспомощный.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто его автор?

-У вас было задание выучить отрывок.

( - кто  попробует  оценить  это стихотворение?

- Может кто  то  не согласен? Почему? )

(Опрос 5 человек!)        

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...

В какое время года все это происходит?
(
Осень)

-Правильно, ребят на смену осени скоро придет зима.

- А вы любите это время года?

- за что?

-Какие зимние забавы вам нравятся?

-Сегодня мы познакомимся с произведением  Ивана Захаровича  Сурикова, где он описывает свое детство.

Портрет Сурикова.

Я вам расскажу маленько о биографии Сурикова.

-И.З. Суриков поэт-самоучка. Родился в 1841 г. в селе Новосёлово Ярославской губернии. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую торговую лавку в Москве. Семья жила бедно. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно стал сочинять стихи. В 16 лет вышел первый сборник его стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах поэт показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали песнями. Например, «Рябинушка», «Степь да степь».
Иван Захарович прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в  26 апреля  1880 году от тяжёлой болезни. умер он от чахотки.

Чахотка – это устаревшее название известной всему миру страшной болезни туберкулез.

 -Аудиозапись стихотворения “Детство” 

Первичное восприятие:

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Чем?

-Самостоятельно прочитайте произведение про себя.

- Карандашом выделите слова которые вам не понятны.

Словарная работа:

Ветхую – старая, не совсем целая.

Лапти – крестьянская обувь сплетенная из лыка.

Прялка – приспособление для ручного плетения.

Светец – подставка для лучины освещающая жильё.

Кубарем качусь – стремительно быстро.

Смежит – закроет.

-Читают учащиеся первую часть.

-Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

- Как можно её озаглавить?

- С какого слова начинается каждая строка первого  четверостишья. ( Вот!)

- Почему автор делает столько повторов? (Вот..вот..вот..)

(Таким образом он обращает наше  внимание на то, что ему было дорого. Автор хочет, чтобы мы лучше представили эту картину.)

-Давайте  прочитаем дальше стихотворение.

(2)(Каким было для мальчика воспоминание о катании с горке?)

Физминутка: Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

(3)-О чем эти строки?

- Когда возвращается домой? В какое это время суток происходит?

(4)-Почему зимний вечер длится так долго?(не было развлечений!)

(5)-Как вы думаете о чём речь пойдет дальше?(о сказках)

-А вы любите сказки?

(6) –Как вы думаете какую сказку рассказывала бабушка внуку(Иван царевич и серый волк.)

(7) –Что чувствовал мальчик слушая эту сказку?(найдите строки)

-Почему замерло сердце?

-Как вы думаете для чего автор вставил в текст следующие строки…”А в трубе сердито ветер злой поёт!”(Он подчеркивает состояние мальчика, что ему страшно!)

(8)- О чем эти строки стихотворения?( о сне мальчика)

-Что ему приснилось? (эпизоды)

(9)-Найдите в стихотворение строки в которых  заключен главный смысл стихотворения.(последние 4 строки.)

-Почему было в детстве хорошо ?

(Потому что рядом были родные люди; поддерживали и т.д )А сейчас во взрослой жизни есть сложные моменты, которые не всегда бывают радостными. В детстве маленькое горе , кажется бедой, но современном оно забывается, и остается только хорошее воспоминание.

Именно об этом нам и хотел сказать Суриков.

-С каким стихотворением мы сегодня  познакомились?

-Кто автор?

-Чем отличается ваше детство от описанного стихотворением?

-Вам понравился урок?

c.72-75.выучить любое четверостишье.


подготовитесь к выразительному чтению.(еще раз прослушать аудиозапись)

Оценить чтение.

Читают скороговорку.

-О Кощеи.

-Тащит ящик.

-С овощами.

-“Встреча зимы”

-Иван Саввич Никитин

(Осень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"

Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма  успешно, на одном дыхании....

Жизнь и творчество Сурикова В.И.

Представляю презентацию и  покадровый текст к ней с материалами биографии и истории создания картин великого художника Василия Сурикова . Презетация объёмная(43 кадра), поэтому  делаю ссылку...

Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима"  3 класс УМК  "Школа России"...

Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....

Конспект открытого урока по литературному чтению И.З. СУРИКОВА "Детство"

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»...

Тема: Творчество В.И. Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни»; познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизо...