Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Аксюк Галина Михайловна

Рабочая программа литературному чтению 3 класс  составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_literatura2018.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по литературному чтению,

3А класс

 

начальное общее образование

Количество часов:  136 (4 часа в неделю)

Учитель:  Аксюк Галина Михайловна

                                                                                                         2018 – 2019 учебный год

г.Белая Калитва

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса начального общего образования  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), «Примерной программы по литературному чтению» (М.: «Просвещение», 2015),основной образовательной программы начальной школы  на 2018- 2019 учебный год.

УМК:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  В 2-х частях  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2013.

2. Журнал «Мурзилка», «Почемучка», «Клепа», «Веселые картинки», «Настя и Никита», «Веселые уроки»

3. Детская энциклопедия.

Характеристика предмета

        Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Цели:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. С  учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

       Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

      В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

      На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

     Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Текущий контроль успеваемости по литературному чтению в  3 классе проводится в целях:

  • постоянного мониторинга учебных достижений обучающихся  в течение учебного года, в соответствии с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • определения уровня сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов;
  • определения направлений индивидуальной работы с обучающимися;
  • оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года;
  •  выявления индивидуально значимых и иных факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей основной общеобразовательной программы.

Формами текущего контроля являются:

  • тестирование;
  • устный опрос;
  • защита проектов;
  • читательские конференции.

       Результаты текущего контроля успеваемости обучающихся отражаются в классном и электронном журнале в соответствии с системой контроля, а также по итогам учебных четвертей и полугодий.

     

В программу введены уроки регионального компонента.

Региональный  компонент включен в содержание  упражнений  и  заданий и составляет не менее 10% от общего материала.

№ урока

Тема урока

Региональный компонент

3

Рукописные книги  Древней Руси.

Истоки Слова о полку Игореве

5

Урок – путешествие в прошлое.

Музей г.Белая Калитва

7

Русские народные песни.

Сказки казаков Дона

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Прикладное  искусство казаков на Дону

22

Ф. Тютчев  «Весенняя гроза».

Донские поэты

24

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Природа Донского края

25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Донская степь

28

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Времена года на Дону

47

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

Природа Донского края, Белокалитвинского района

49

Л. Толстой «Акула».

Река Дон

54

Литературный праздник обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Писатели Дона

57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Животные Донского края, Белокалитвинского района

59

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

Поэты г.Белая Калитва

83

С. Есенин «Черемуха».

Растения Донского края, Белокалитвинского района

86

М. Пришвин «Моя Родина».

Моя Родина-Донской край

99

Урок – конференция  «Земля – наш дом родной».

Природа Донского края

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам и изменение даты проведения уроков (в том числе контрольных работ) с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Планируемые результаты учебного предмета

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.

Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты).

Обучающийся научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

Предметные:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
  • упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Виды речевой и читательской деятельности.

 Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов).

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов).

Обучающийся научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста

Творческая деятельность (только для художественных текстов).

Обучающийся научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Литературное чтение:

  • Осознание значимости чтения для личного развития.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя.
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Место предмета в учебном плане

    Федеральный базовый учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературного чтения на этапе начального обучения  в 3 классе в объеме 136 часов. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2018-2019 учебный год в МБОУ СОШ№6 курс программы реализуется за 133.часа. Учебный материал изучается в полном объеме.

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете (4ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни.. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели (24ч)

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Литературные сказки (8ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (10ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (16ч)

М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»  (8ч)

Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (8ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.

Количество  проектов  -  1

Проверка техники чтения учащихся - 3 (начало учебного года, конец 1 полугодия, конец  учебного года)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Раздел, тема урока, количество часов

Материально-техническое обеспечение

по плану

по факту

03.09

Введение. Знакомство с учебником.

Выставка учебников для учащихся 3 класса

Самое великое чудо на свете.  4 часа

04.09

Знакомство с названием раздела.

Компьютер Презентация «Книга - немой рассказчик»

05.09

Рукописные книги  Древней Руси.

Компьютер Презентация «Рукописные книги Древней Руси»

07.09

Первопечатник Иван Федоров.

Компьютер  Презентация «Первопечатник Иван Федоров»

10.09

Урок – путешествие в прошлое.

Компьютер  Презентация «Книги в Древности»

Устное народное творчество. 14 часов

11.09

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Устное народное творчество»

12.09

Русские народные песни.

 Музыкальный центр Диск «Русские народные песни» (сборник)

14.09

Докучные сказки.

Выставка книг «Сказки»

17.09

Произведения прикладного искусства. Подготовка сообщения.

Иллюстрации «Гжель. Хохлома. Дымковская игрушка. Богородская игрушка»

18.09

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

19.09

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление плана.

Компьютер  Презентация «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»

21.09

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Выставка книг.

Выставка книг «Русские народные сказки»

24.09

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»»

25.09

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». Составление плана сказки.

Иллюстрации к русской народной сказке «Иван – царевич и Серый Волк».

26.09

Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Выставка книг.

Выставка книг «Волшебные сказки»

28.09

Русская народная сказка «Сивка – Бурка». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Русская народная сказка Русская народная сказка «Сивка – Бурка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»

01.10

Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

Портреты «В. Васнецов. И. Билибин»

02.10

КВН  «Устное народное творчество».

Компьютер  Презентация «Устное народное творчество»

03.10

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Интерактивная доска

Поэтическая тетрадь. 1 – 11 часов

05.10

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Поэзия»

08.10

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе статьи Я. Смоленского).

Компьютер

09.10

Произведения Ф. Тютчева  «Весенняя гроза».

Компьютер  Презентация «Ф. Тютчев»

Портрет «Ф. Тютчев»

10.10

Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья». Ф. Тютчев «Листья».

Компьютер  Презентация  Ф. Тютчев «Листья»

12.10

Произведения А. Фет. «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Компьютер  Презентация «А. Фет»

15.10

Творчество И. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Компьютер  Презентация «Биография И. Никитина»

16.10

Лирические стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Компьютер  Презентация  И. Никитин «Встреча зимы»»

17.10

Произведение И. Сурикова «Детство».

Компьютер  Презентация И. Суриков «Детство»»

19.10

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. И. Суриков «Зима».

Выставка «Зимние пейзажи»

22.10

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

Выставка портретов поэтов

23.10

Оценка достижений. Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 1».1час

Великие русские писатели. 24 часа

24.10

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Великие русские писатели»

26.10

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

06.11

Жизнь и творчество А. Пушкина.

Выставка книг  «Творчество А.С. Пушкина

07.11

Лирическое стихотворение А. Пушкин «Зимнее утро».

Портрет А.С.Пушкина

09.11

А. Пушкин «Зимний вечер». Выразительное чтение.

Компьютер  Презентация  А. Пушкин «Зимний вечер»

12.11

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героя.

Иллюстрации к произведению  А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

13.11

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

14.11

Составление картинного плана. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Картинная серия к произведению  А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

16.11

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев.

Компьютер  Презентация «Герои «Сказки о царе Салтане…»  А. Пушкина

19.11

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Компьютер  Презентация «Рисунки И. Билибина к   произведению  А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

20.11

Подготовка сообщения о И. Крылове на  основе статьи учебника, книг о Крылове.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество И. Крылова »

21.11

Басни И. Крылова «Мартышка и Очки». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «И. Крылов «Мартышка и Очки»»

23.11

Биография И. Крылова. «Зеркало и обезьяна».

Компьютер  Презентация «Басни И. Крылова»

26.11

Басни И. Крылов «Ворона и Лисица». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «И. Крылов «Ворона и Лисица»»

27.11

Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. М. Лермонтов.

Компьютер  Презентация «Статья В. Воскобойникова «М. Лермонтов»»

28.11

Биография М. Лермонтова. «Горные вершины…»,  «На севере диком стоит одиноко…»

Выставка книг  «Творчество М. Лермонтова»

30.11

Стихи М. Лермонтова «Утес», «Осень».

Компьютер  Презентация «М. Лермонтов «Утес», «Осень»»

03.12

Детство Л. Толстого . Подготовка сообщения.

Компьютер  Презентация «Детство Л. Толстого»

04.12

Биография Л. Толстого. «Акула».

Компьютер  Презентация «Творчество Л. Толстого»

05.12

Л. Толстой «Прыжок». Чтение по ролям.

Выставка книг «Творчество Л. Толстого»

07.12

Л. Толстой «Лев и собачка». Выставка книг.

Компьютер  Презентация «Л. Толстой «Лев и собачка»»

10.12

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

Плакат « Круговорот воды в природе»

11.12

Тест по разделу «Великие русские писатели». 1 час.

12.12

Литературный праздник. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Компьютер  Презентация  «Великие русские писатели»

Поэтическая тетрадь. 2 – 6 часов

14.12

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Времена года»

17.12

Н.  Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

Портрет Н Некрасова

18.12

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Творчество Н. Некрасова»

19.12

К. Бальмонт «Золотое слово». Характеристика героев.

Компьютер  Презентация «К. Бальмонт «Золотое слово»»

21.12

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

Выставка книг «ТворчествоИ. Бунина»

24.12

Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь 2». Тест. 20 мин.

Выставка рисунков учащихся  к произведениям Н.Некрасова, К.Бальмонта, И.Бунина

Литературные сказки. 8 часов

25.12

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Литературные сказки»

26.12

Д. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» .

Компьютер  Презентация «Творчество Д. Мамин – Сибиряка»

28.12

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий Хвост».

Компьютер  Презентация «Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий Хвост»»

11.01

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Знакомство. Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Творчество В. Гаршина»

14.01

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев.

Иллюстрации к сказке В. Гаршина «Лягушка – путешественница»

15.01

В. Одоевский «Мороз Иванович». Характеристика героев.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество В. Одоевского»

16.01

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Компьютер  Презентация «Народная сказка «Морозко»»

18.01

 КВН «Мы изучаем Литературу»

Фотовыставка «Мы изучаем Литературу»

Были – небылицы. 10 часов

21.01

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Были – небылицы»

22.01

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество М. Горького»

23.01

М. Горький «Случай с Евсейкой». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «М. Горький «Случай с Евсейкой»

25.01

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество К. Паустовского»

28.01

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Компьютер  Презентация «К. Паустовский «Растрепанный воробей»

29.01

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Тест по тексту. 30 мин.

Иллюстрации к произведению К. Паустовского «Растрепанный воробей»

30.01

А. Куприн «Слон». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчествоА. Куприна»

01.02

А. Куприн «Слон». Деление текста на части.

Компьютер  Презентация «А. Куприн «Слон»»

04.02

А. Куприн «Слон». Характеристика героев.

Иллюстрации к произведениюА. Куприн «Слон»

05.02

Урок – путешествие по разделу «Были – небылицы». Тест. 20 мин.

Выставка рисунков учащихся  к произведениям М. Горького, К. Паустовского, А. Куприна

Поэтическая тетрадь. 1 – 6 часов

06.02

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество  С. Черного»

08.02

С. Черный «Воробей», «Слон». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «С. Черный «Воробей», «Слон»»

11.02

А. Блок «Ветхая избушка». Анализ рассказа.

Портрет А. Блока

12.02

А. Блок «Сны», «Ворона».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество А. Блока»

13.02

С. Есенин «Черемуха».

Портрет Е. Есенина

15.02

Урок – викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест. 30 мин

Выставка книг «Творчество С.Черного, А.Блока, С.Есенина»

Люби живое. 16 часов

18.02

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Береги жизнь»

19.02

Знакомство с творчеством писателя.М. Пришвин «Моя Родина».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество  М. Пришвина»

20.02

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество И. Соколова – Микитова»

22.02

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Характеристика героя.

Компьютер  Презентация «Соколов – Микитов «Листопадничек»»

26.02

В. Белов «Малька провинилась». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество  В. Белова»

27.02

В. Белов «Еще раз про Мальку». Составление плана.

Компьютер  Презентация «В. Белов «Еще раз про Мальку»»

01.03

В. Бианки «Мышонок Пик». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество В.Бианки»

04.03

В. Бианки «Мышонок Пик». Тест по рассказу. 30 мин.

Компьютер  Презентация «В. Бианки «Мышонок Пик»»

05.03

Б. Житков «Про обезьянку». Знакомство.

Компьютер  Презентация «Б. Житков»

06.03

Б. Житков «Про обезьянку». Деление текста на части.

Компьютер  Презентация «Б. Житков «Про обезьянку»

11.03

Б. Житков «Про обезьянку». Пересказ.

Иллюстрации к произведению Б. Житкова «Про обезьянку».

12.03

В. Дуров «Наша Жучка». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «В. Дуров»

13.03

В. Астафьев «Капалуха». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «В. Астафьев»

15.03

В. Драгунский «Он живой и светится…»

Компьютер  Презентация «В. Драгунский»

18.03

Урок – конференция  «Земля – наш дом родной».

Компьютер  Презентация «Земля – наш дом родной»

19.03

Тест по разделу «Люби живое». 1 час.

Поэтическая тетрадь. 2 – 8 часов

20.03

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Поэзия для детей»

01.04

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество С. Маршака»

02.04

А. Барто «Разлука». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество А. Барто»

03.04

А. Барто «В театре». Деление текста на части.

Выставка книг А. Л. Барто

05.04

С. Михалков «Если», «Рисунок». Жизнь и творчество.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество С. Михалкова»

08.04

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество Е. Благининой»

09.04

Викторина «Крестики – нолики»

Компьютер  Игра «Крестики – нолики»

10.04

Тест по разделу «Поэтическая тетрадь 2». 30 мин.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 12 часов

12.04

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Детские писатели»

15.04

Б. Шершин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество Б. Шершина»

16.04

А. Платонов «Цветок на земле». Деление текста на части.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество А. Платонова»

17.04

А. Платонов «Цветок на земле» Чтение по ролям. .

Компьютер  Презентация «А. Платонов «Цветок на земле»»

19.04

А. Платонов «Еще мама». ». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество А. Платонова»

22.04

А. Платонов «Еще мама» . Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «А. Платонов «Еще мама»»

23.04

Творчество М. Зощенко. Произведение «Золотые слова».

Компьютер  Презентация «Вежливые слова»

24.04

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение по ролям.

Компьютер  Презентация «М. Зощенко «Великие путешественники»»

26.04

Н. Носов  «Федина задача». Деление текста на части.

Портрет Н.Носова

29.04

Н. Носов «Телефон». Выставка книг

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество Н.Носова»

30.04

Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Тест. 30 мин.

Выставка книг детских писателей

06.05

Жизнь и творчество.В. Драгунский «Друг детства».

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество  В. Драгунского»

По страницам детских журналов.  8 часов

07.05

Знакомство с названием раздела.

Компьютер  Презентация «Журналы для детей»

08.05

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Компьютер  Презентация «Л. Кассиль»

13.05

 Ю. Ермолаев «Проговорился». ». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «Ю. Ермолаев»

14.05

Ю. Ермолаев «Воспитатели». Составление плана.

Компьютер  Презентация «Ю. Ермолаев «Воспитатели»

15.05

Г. Остер «Вредные советы». Выставка книг.

Компьютер  Презентация «Жизнь и творчество  Г. Остера»

17.05

Г.Остер «Как получаются легенды». ». Анализ рассказа.

Компьютер  Презентация «Г.Остер «Как получаются легенды»

20.05

Р. Сеф «Веселые стихи». Выставка книг.

Компьютер  Презентация « Творчество Р. Сефа»

21.05

Читательская конференция  «По страницам детских журналов».  Тест.30 мин.

Выставка детских журналов

Зарубежная литература. 8 часов

22.05

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

Компьютер  Презентация «Мифы Древней Греции»

24.05

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»..

Компьютер  Презентация «Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

27.05

Мифы Древней Греции. «Прометей».

Компьютер  Презентация «Мифы Древней Греции. «Прометей»»

28.05

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составление плана.

Компьютер  Презентация « Творчество  Г. Х. Андерсена»

29.05

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Составление плана.

30.05

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

31.05

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...