(“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин
методическая разработка по чтению (2 класс)

Сизинцева Татьяна Владимировна

Знакомство с рассказом  Е. И. Чарушина " Страшный рассказ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx96.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения по теме

Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин

Ход  урока

1.  Организационный момент.

         

- Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.  Я желаю вам, чтобы     радостное и творческое  состояние не покидало  вас  в течение  всего  урока.  

2. Речевая разминка.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

-Найдите однокоренные слова.

-Прочитайте с вопросительной интонацией,выделяя голосом слова «ежик»,»ежа», «ежат»

- Скороговоркой.

 

3 Проверка домашнего задания.(5мин)

а)Беседа .

-Какой рассказ читали дома?

- Кто автор рассказа «Ребята и утята»?

-Назовите героев рассказа?

-Какой это рассказ развлекательный, познавательный или поучительный?

 -Чему он учит нас?  (Заботливо относиться к братьям нашим меньшим)

а) Пересказ текста М.Пришвина «Ребята и утята»(4 уч-ся, по иллюстрациям)

-Что полезного для себя  вы взяли из этого  рассказа? (Как относиться к братьям нашим меньшим. Животных надо любить и оберегать и не нарушать их законы.)

3 Вызов: -Какой мы изучаем сейчас раздел по чтению?(«О братьях наших   меньших»

- Сегодня продолжим изучить произведения из  этого раздела

-Почему  я именно эту речевую разминку вам предложила?  (Будем изучать произведение ,героем которого будет ёжик.

4 Сообщения уч-ся про ежа.(3 уч-ся)

а)       Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче. Ежи ведут ночной образ жизни . День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти.        

 С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку.

б) Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви.  Из растений может поедать ягоды и фрукты. В колючей шкурке  ежа 5 – 6  тысяч иголок. Каждая иголка растёт  1-1,5года

В)У ежихи рождается в среднем, около 4 ежат . Детеныши появляются на свет, абсолютно «голые» (без колючек), слепые. Спустя несколько часов, начинают появляться первые, мягкие колючки. И только через 15 дней, ежата полностью покрываются колючками.

 5 Постановка  цели урока (4 минуты) 

- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой и кто автор этого произведения?

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

- Установите  связь между ранее изученным  произведением и автором.

- Значит, тема нашего урока будет... (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин) .

 -Какие цели урока?

-познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;
-развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;
-прививать любовь к природе, приучать  бережно относиться к ней

                           6 Знакомство  с Е.Чарушиным

        а) Метод «Инсерт» (чтение с пометами)    

(Учащиеся получают раздаточный материал – статья о  Е. И. Чарушине):

        Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) очень любит природу и много   пишет о ней.

         30 лет писательской деятельности

         Много лет назад в старинном городе Вятке  на Урале жил мальчик Женя. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Так проходило его детство.

        Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом.

         Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге  В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака

                      б).  Аналитическая работа.

(Дети заполняют таблицу, расположенную на доске)

Я знаю

+

Для меня новое

!

Любит природу

Пишет

30 лет писательской деятельности

рисовал

анималист

иллюстрировал книги М.Пришвина, В.Бианки,

С.Я. Маршака

   

 7. Словарная работа   

Сени -  в деревенских избах и  в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской  избе.

   

                                   

                                  8Физминутка  музыкальная

Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине листок несет, песенку поет:
Шу, шу, шу, шу, шу, шу, шу…
Самый сильный я в лесу,
На спине листок несу
И боюсь одну лису!
Маленький ёжик, четверо ножек,
На спине грибок несет, песенку поет:
Шу, шу, шу, шу, шу, шу, шу…
Самый сильный я в лесу,
На спине грибок несу
И боюсь одну лису! 

               

             9 Первичное чтение рассказа учителем + уч-ся

Прочитайте слова (на доске) вслух,

остались одни

стемнело

 как вдруг

прижались друг к другу

тихо-тихо

всё рассказали

пробежит в угол

смотрят – да это…

-Предположите, о чем будет рассказ

                 10.  Анализ текста.

                   Обсуждение  после прочтения.

 -Где произошёл случай, описанный в рассказе?  Прочитайте

- А почему мальчики остались дома одни? (родители ушли в гости)

- Кто-нибудь из вас оставался дома один? Вижу, вам знакомо это состояние.

- Что делали мальчики, когда остались одни? Найдите и прочитайте .

- Как это характеризует мальчиков? Какие они? (самостоятельные и смелые –раз остались одни, послушные, соблюдают режим дня)

- Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков)

-Речь 2 мальчиков –как называется?(диалог)

- Прочитаем   по ролям этот отрывок. (от слов «Шура и говорит со своей кровати:…» до слов «…Они сюда не придут, - отвечает Петя»)

 Но прежде чем читать определите:

ТОН – спокойный или взволнованный

ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

- Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые, взрослых не было дома)

- Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет)

- Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями)

- Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти незнакомые звуки? (Они по-братски подбадривали друг друга, что им не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали, не кричали, и притихли)

- Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители и ребята рассказали им всё)

- А кто же пугал мальчиков? (ёж)

 - Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент?(страх) Докажите .(Он свернулся в углу шариком)

- Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса ,а еж ночной житель, он «из леса забрался в дом»)

- Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом)

- Боялись ли мальчики потом тех же самых звуков? Почему? (не боялись, так как все знали, кто топает ночами)

 

– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес, а остался жить в домике людей)

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет)

- А как бы поступили вы? (Нельзя брать домой диких животных. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их дом - лес. Только раненых зверей  могут взять взрослые, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить) 

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее интригующий)

- Какое ещё название можно ему подобрать?(«Случай на даче», « Ёжик»,»Незваный гость») 

-  Какой совет даёт автор?        (взаимоподдержке,  когда страшно,  важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко.) бережному отношению к животным ,

 - Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)

-  А когда тайна была раскрыта? (радость ,удивления и открытия)

-Подобрать синоним к слову  страх (Испуг,боязнь,тревога,ужас ,робость,паника,беспокойство),

Антонимы(отвага ,бесстрашие,смелость)

                                                     Б)Прием “Эмпатии”

У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

Страх

Ужас

Испуг

Беспокойство

- Кому можно сочувствовать, сопереживать в этом рассказе? (мальчикам, когда им страшно, ёжику – ему тоже было страшно)

- Действительно, сочувствие и сопереживание – чувства, присущие человеку. Но этим чувствам нас учат животные, которые живут рядом с нами на одной планете. Животные учат нас любить искренне, без желания получить что-то взамен. Чем больше мы будем знать о них, тем лучше сможем понимать их поведениие

А Чарушин писал так «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.» 

11 Рефлексия (3 минуты)

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

-Для чего надо оберегать  диких  животных? (не нарушать цепи питания)

    12 - Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре                     

Составление  синквейна (в парах)

 Кто?

Ёжик

Какой?

Круглый, колючий.

Что делает?

Пыхтит, шуршит, топает.

Предложение

Ёжик охотится по ночам.

Слово - синоним

Хищник

                            13«Художник- анималист»

                                        Нарисуй ежа по образцу

 (Заинтересовать читателя) 

                                    14 Отправим  телеграммы нашим гостям.

        - Какие советы вы им дадите по нашей теме?

15. Домашнее задание.                                   

16. Творческая работа в группах (2 минуты).

  • У каждой группы есть набор из 5 пословиц. Нужно выбрать ту, которая подходит к рассказу. Пословицу помещает на доску один представитель от группы.

1 группа

  1. Встречают по одежке — провожают по уму.
  2. Всякой матери свое дитя мило.
  3. Готовь сани летом, а телегу — зимой.
  4. Грамоте учиться — всегда пригодится.
  5. У страха глаза велики.

2 группа

  1. Трусливому зайцу и пень волк. 
  2. Двое пашут, а семеро руками машут.
  3. Делу — время, потехе — час.
  4. Изба крепка запором, а двор — забором.
  5. Каждый кулик свое болото хвалит.

3 группа

  1. Красна птица перьем, а человек — ученьем.
  2. Трус своей тени боится.
  3. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить.
  5. Не в свои сани не садись.

4 группа

  1. Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать
  2. Пуганая ворона и куста боится.
  3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  4. Один с сошкой, семеро с ложкой.
  5. Поспешишь — людей насмешишь.

- Какие пословицы больше всего подходят к нашему рассказу?

                                     

« Остановись!

Присядь! Нагнись!

И под ноги взгляни!

Живой живому удивись!

Они тебе сродни…»

Список литературы и Интернет-ресурсов: 

  1. В помощь школьному учителю. С. В. Кутявина  Поурочные разработки по литературному чтению к  УМК  Л. В. Климановой и др. 2 класс, Москва «ВАКО» 2013
  2. «Школа России». Литературное чтение – учебник для образовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012
  3.  http://bestgif.narod.ru/ - картинки
  4. http://www.lenagold.ru/ - фоны, картинки
  5. http://www.google.ru/ -картинки обложек книг Чарушина
  6. http://images.yandex.ru/- тучки, портреты писателя, анимации  
  7. http://images.yandex.ru/-  дом детства Чарушина
  8. http://lenagold.ru/ - картинка дерева
  9. http://www.mp3poisk.net/- шум ветра
  10. Фоны взяты из  интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Иванович Чарушин

Презентация о жизни и творчестве Евгения Ивановича Чарушина. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности....

Евгений Иванович Чарушин «Яшка»

Открытый урок-презентация для 1 класса - литературное чтение...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Евгений Иванович Чарушин «Томка испугался»

Материал содержит разработку урока по литературному чтению в 1 классе и мультимедийную презентацию к нему...

Неделя литературного чтения посвящённая юбилею со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина

Рассказать детям о творчестве Евгения Чарушина. Познакомиться с рассказами о животных,  об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге. Приобщить детей к красоте природы....

Урок литературного чтения: ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН. «КАБАН»

Урок знакомит учащихся с произведениями Е. И. Чарушина, особое отношение писателя к животным; учитпонимать «братьев наших меньших»....

Евгений Иванович Чарушин "Страшный рассказ"

Урок литературного чтения, во 2 классе, Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"....

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс)

Разработка урока литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» ( Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.) с применением приёмов технологии развития критического мышления через чтени...