Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лычагина Ольга Борисовна

Разработка урока литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» ( Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.) с применением приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (2класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработки уроков литературного чтения по учебнику «Родная речь» ( Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.) с применением приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (2 класс)

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ»

Планируемы результаты.

Предметные:

  • знакомство с творчеством Е. И. Чарушина;
  • осознанно воспринимать содержание художественного текста, определять главную мысль и героев;
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное  мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • давать характеристику героя.

Метапредметные (УУД):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять существенную информацию из текста;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение задавать вопросы;
  • умение работать со справочной литратурой;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.

Оборудование: презентация, выставка книг Е. И. Чарушина, мультимедийная установка, экран,  учебник «Родная речь» (2 класс). 1 часть.  / Составители: Л. Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2011;  таблица «толстых» и «тонких» вопросов (для учащихся).

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

2.Вызов

- Ребята, верите ли вы, что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?

- А известный детский писатель, Евгений

Иванович Чарушин, плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост (слайд № 1).

- Что вы уже знаете о писателе Е. Чарушине, какое произведение мы читали в 1 классе?

-А хотите поближе познакомиться с Евгением Чарушиным? Тогда слушайте, я рассказываю.

Отец Е. Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику.  Писатель  наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери (слайд № 2).

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя (слайд  № 3).

Вот удивлённый котёнок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него (слайд № 4).

Е. Чарушин иллюстрировал книги М. Горького, В. Бианки, Н. Сладкова и др. писателей. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке» (слайды № 5, 6).

- Что нового узнали о жизни писателя? (слайд № 7)

- Ребята, а вам когда-нибудь было страшно? Что вы чувствовали?

- Прочитайте название произведение, которое будем сегодня читать?  («Страшный рассказ») (слайд № 8)

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываю на доске. 

- Прочитайте ключевые слова и предположите, как могут разворачиваться события?  Работать будете в группах. «Ключевые слова» (слайд № 9):

Шура и Петя остались одни;

у самого леса;

ни папы, ни мамы;

темно;
не страшно, не боялся;

кто-то топает;

закрылись с головой;

прижались друг к другу;
пришли (родители);

зажгли;

ёжик.

Слово о писателе (демонстрация слайдов)

Организует беседу-рассуждение

Организует работу в группах.

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся. Сказка «Теремок»

Высказывания учащихся

Обсуждение в группах, прогнозируют развитие сюжета по ключевым словам. Прогноз делает один человек от группы.

3.Стадия осмысления.

3.1. Первичное восприятие  произведения.

3.2 Повторное чтение. Анализ содержания по вопросам (таблица «толстых» и «тонких» вопросов).

- Прочитав рассказ, мы сможем определить страшный ли он? Слушайте.

- Оправдался ли наш прогноз?

- Можно ли на самом деле считать этот рассказ страшным? Почему? Какой он?

- Какие чувства испытывали ребята, когда слышали звуки за дверью? Было ли им смешно?

- А потом?

- Почему же  рассказ так назван?

- Прочитаем рассказ «по цепочке», отметим непонятные слова.

- Где можно найти значение непонятных слов?

Сени -  помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах (слайд № 10).

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой (слайд № 11).

- Будем учиться задавать вопросы по содержанию произведения. Работаем в группах, пользуемся таблицей «толстых» и «тонких» вопросов (слайд № 12).

- Задаём вопросы классу, следим, чтобы вопросы не повторялись.

- Ребята, а с вами бывали такие случаи? Расскажите.

- Можем ли мы осуждать Шуру и Петю за трусость? Почему?

Читает произведение (или организует слушание аудиозаписи с диска)

Организует беседу-рассуждение о прослушанном рассказе.

Организует чтение «по цепочке» и работу со справочной литературой.

Организует работу в группах.

Слушают произведение.

Участвуют в беседе-рассуждении.

Читают «по цепочке», находят значение слов в словарях.

Составление и обсуждение вопросов.

Выступление групп.

4.Рефлексия

- Назовите автора и  произведение, которое мы читали.

- Что интересного узнали об Е. Чарушине?

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

- А как бы вы повели себя в похожей ситуации?

Организует беседу-рассуждение.

Высказывания учащихся

5.Домашнее задание

Научиться читать рассказ выразительно, выполнить задание № 6 с. 138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения во 2 классе на тему Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Данный урок был разработан для участия в конкурсе "Учитель года 2010". К нему прилагается и презентация....

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебн...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Приложение. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,...

Урок литературного чтения 2 класс. Тема : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ». Цель урока: ознакомить с творчеством и произведением Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи урока: Продолжить работу над совершенствованием н...

Евгений Иванович Чарушин "Страшный рассказ"

Урок литературного чтения, во 2 классе, Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"....

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

В процессе урока совершенствуются навыки чтения и связной монологической речи учащихся. В ходе всего урока осуществляется развитие коммуникативной компетенции учащихся....