Евгений Иванович Чарушин "Страшный рассказ"
статья по чтению (2 класс)

Юденок Ирина Юрьевна

Урок литературного чтения, во 2 классе, Е.И.Чарушин "Страшный рассказ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждениеОк

дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический Центр»

               

Курсы повышения квалификации

«Решение проблем самообразования педагогов

в контексте аттестации педагогических работников ОУ»

(36 часов)

ПРОЕКТ

«                Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»               »

Название разработки

            Руководитель:

                        Рыжечкина М.С.

                                                     Подготовил:

            слушатель группы № 2

учитель начальных МБОУ Чашниковской СОШ

Юденок Ирина Юрьевна

г. Солнечногорск

декабрь 2016 г.

Тема: Е.И. Чарушин "Страшный рассказ".

Цель: узнать , какую главную мысль высказывает автор в своем рассказе, определить, чем рассказ отличается от сказки.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;  
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к литературе;
  • пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
  • мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Регулятивные:
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг Е.И.Чарушина, карточка с названием рассказа «Страшный рассказ».

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

На уроке используются приёмы ТРКМЧП: чтение с остановками, инсерт, метод «Толстых и тонких вопросов»,

Ход урока:

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент)

Учитель:

 Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас много гостей.

Формирование личностной заинтересованности (л).

Саморегуляция (р).

Сообщение темы, цели урока

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним замечательным рассказом Евгения Ивановича Чарушина.

На доске название этого рассказа «Страшный рассказ».

А скажите мне ребята чем рассказ отличается от сказки?

 Учитель: Подумайте о том, какие представления вызовет у вас такое название рассказа. Высказанные вами предположения я буду кратко записывать. О чём может быть этот рассказ?

Ученики: Наверное, это рассказ-ужастик.

- Произойдет в рассказе что-то очень страшное.

- Может быть, это рассказ о войне.

- Рассказ о привидениях.

- Про несчастный случай.

- С кем-то что-то случится.

Учитель: Хорошо, давайте вспомним о чем писал Чарушин?

(О природе, о животных)

Молодцы.

Возьмите на своих партах карточки с цифрой 1.Это первая часть нашего текста, внимательно следите, а я вам ее прочитаю.

Развитие этических чувств, доброжелательности (л).

Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).

Осмысление

Чтение рассказа с остановками.

Чтение 1-й части текста: 1, 2 абзац

Первая остановка.

 Чтение 2-й части текста: до слов «Топ…топ...шлёп…шлёп…»

Вторая остановка.

Чтение 3-й части текста (последние 2 абзаца на стр.137)

Третья остановка.

Чтение 4-й части.

Общее итоговое обсуждение.

Учитель: Что вы почувствовали, когда прочитали ?

Ученики: Было опасно и не очень страшно.

-Дача была у самого леса.

Учитель: Почему?

Ученики: Было очень темно. Кто-то ползал-шуршал, что-то скоро случится.

Учитель: Что может произойти в данной обстановке?

Ученики: Приползет змея. Это лягушка. Может это ветерок. Мальчика укусит скорпион. Появится привидение. Придут грабители. Домик маленький в лесу, значит, соседей нет, может прийти кто угодно. Может быть, это ночная бабочка.

Хорошо, теперь давайте возьмем карточки с цифрой 2 и прочитаем вторую часть текста: (Читают Витя, Максим)

Учитель: Что произошло?

Ученики: Кто-то действительно пришел.

Учитель: Что напугало детей?

Ученики: Кто-то ползал, шуршал, негромко топал ногами по полу.

Учитель: Какие ощущения у вас возникли?

Ученики: Шура и Петя боятся, но сами вида не показывают. Мне тоже страшно.

Учитель: Какие картины вы представили: кто мог издавать такие звуки?

Ученики: Я представил, что пришел опасный человек, может быть вор.

- Медведь из лесу забрел в избушку.

Учитель: Какие чувства вы испытали по отношению к героям?

Ученики: Мне их жалко. Страшно за них.

Учитель: Как вы думаете, поможет им кто-нибудь?

Ученики: Может быть, придут мама и папа. Может быть, они не долго будут в гостях. Или кто-нибудь к ним в гости придет.

Учитель: Как вы думаете, что случится дальше?

Давайте же узнаем, что случилось и приступим к прочтению третьей части текста, возьмите карточки  с цифрой 3.

Учитель: Что произошло?

Ученики: Пришли папа с мамой. Петя и Шура им все рассказали.

Учитель: Зная о том, что произошло до настоящего момента, можете вы предсказать, как закончится этот рассказ?

Учитель:  Прочитаем последнюю часть и узнаем.

Учитель: Рассказ закончился так, как вы думали?

Ответы учеников

Учитель: Ребята, скажите мне все-таки мы прочитали с Вами рассказ?

ДА. В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем. 

Рефлексия

Возвращение к записям на доске, которые делались на этапе вызова.

Учитель: Действительно ли он был страшным?

Ученики: Нет

Учитель: А как вы думаете, зачем автор так назвал свой рассказ?

Ученики: Чтобы читателям было страшно. Чтобы посмеяться над мальчиками.

Учитель: Какое название рассказа придумали бы вы?

Ученики: «Случай с мальчиками»

«История с ёжиком»

Учитель: О чем Чарушин заставляет задуматься маленьких читателей своего рассказа?

Ученики: Чтобы не бояться. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время.

Домашнее задание

Я предлагаю Вам нарисовать рисунок (иллюстрацию) к рассказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Иванович Чарушин

Презентация о жизни и творчестве Евгения Ивановича Чарушина. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности....

Евгений Иванович Чарушин «Яшка»

Открытый урок-презентация для 1 класса - литературное чтение...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Евгений Иванович Чарушин «Томка испугался»

Материал содержит разработку урока по литературному чтению в 1 классе и мультимедийную презентацию к нему...

Неделя литературного чтения посвящённая юбилею со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина

Рассказать детям о творчестве Евгения Чарушина. Познакомиться с рассказами о животных,  об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге. Приобщить детей к красоте природы....

(“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин

Знакомство с рассказом  Е. И. Чарушина " Страшный рассказ"...

Тема: Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс)

Разработка урока литературного чтения по учебнику «Литературное чтение» ( Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.) с применением приёмов технологии развития критического мышления через чтени...