Методическая разработка конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "А. Блок" На лугу". Программа "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Галенкова Юлия Викторовна

Методическая разработка по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка

конспект урока по литературному чтению во 2 классе

по теме «А. Блок «На лугу».

программа «Школа России»

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по литературному чтению 2 класс по программе «Школа России» тема: «А. Блок «На лугу». Конспект урока составлен с учетом с ФГОС второго поколения. На уроке используются современные педагогические технологии. Учащимся предлагаются различные виды заданий. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувств ребёнка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности. В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.

К конспекту урока прилагается презентация и приложения.

Технологическая карта урока

Учитель:

Галенкова Юлия Викторовна

Класс:

2

Авторы учебника:

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Предмет:

Литературное чтение

Тема урока:

А. Блок «На лугу»

Тип урока:

Изучение нового материала

Цель:

Познакомить учащихся со стихотворением А. Блока; работать над выразительностью чтения.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Создавать условия для формирования учебно-информационных умений;

- Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении.

Развивающие задачи:

-Использовать приемы, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся;

- Развивать образное мышление учащихся и внимание к слову;

- Развивать умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять;

- Развивать слуховую память;

- Развивать выразительную, связную речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- Воспитать учебные навыки: умение слушать, слышать, четко говорить.

- Формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.

 

Результаты:

Личностные:

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;

-учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

- проявлять интерес к литературному чтению;

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

-контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

-учитывать позицию собеседника

Учебно-методическое обеспечение:

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, портрет А. Блока, выставка книг о весне, плакат с целью урока, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс, раздаточные карточки.

Этапы урока

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Личностные: Самооценка готовности к уроку

Метапредметные: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Викторовна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

2.Актуализация знаний

Личностные: готовность и способность к саморазвитию.

Метапредметные: умение слушать и высказывать свою точку зрения

Предметные: знание понятия «Олицетворение», умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте, повторение знаний об имени существительном.

Организует деятельноть детей, направленную на подготовку речевого аппарата и повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.

Воспринимают задание, проговаривают, анализируют.

Актуализируют свои знания о понятии «Олицетворение».

Речевая разминка.

Чтение стихотворения учителем.

(Текст стихотворения у каждого ребенка на столе).

Марту дремлется легко

Вскрылись чёрные дороги -

Солнце греет горячо,

Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

По нему ещё на лыжах

Пробегают смельчаки.

Спит он сладко и не слышит,

Что смеются ручейки.

                   Г. Новицкая

Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем понравилось?

- Читаем тихо и постепенно усиливаем звук.

- Читаем с удивлением.

- Читаем радостно.

- О чём это стихотворение?

- Как бы вы его назвали?

Автор дал ему название «Марту дремлется легко».

- Что означает глагол ДРЕМАТЬ?

Дремать — некрепко спать.

- Почему марту дремлется легко?

На  уроке русского языка о слове МАРТ мы бы сказали:

-Лексическое значение?

-Март — первый месяц весны.

-Слово МАРТ — имя существительное, неодушевленное, нарицательное, употреблено в ед. числе.

-Неодушевленное, а у нас он дремлет.

-Как это может быть?

- Олицетворение. Неодушевленный предмет наделяется качествами одушевленного.

Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

3. Постановка учебной задачи.

Личностные: умение  формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные: целеполагание

Предметные: определять цель выполнения заданий

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Организует и управляет ситуацией целеполагания

Выделяют незнакомые понятия

Определяют  цель урока.

А какие еще стихотворения о весне вы знаете? (Дети называют, если это стихотворение не назвали учитель называет и читает его сам).

Послушайте строки стихотворения:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны игрушки,

И уж так — то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно.

-Вас заинтересовало это стихотворение?

- Чем?

- Какое время года изображено в этом стихотворении?

- Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону, её игрушки, приход весны).

- Хотелось бы вам познакомиться с другими стихами этого автора?

Откройте учебник на стр. 114.

- Прочитайте имя поэта. (А. Блок).

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А. Блока «На лугу»).

- -Какую цель мы сегодня можем поставить на уроке?

Познакомиться с (стихотворением А. Блока «На лугу»)

Узнать (новые слова и выражения)

Научиться … (понимать стихотворение, выразительно читать)

(Познакомиться со стихотворением А. Блока «На лугу», научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и  выражения.)

Учитель помещает на доске цель урока на бумажном носителе, портрет А. Блока.

Физминутка для глаз

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Электронная физминутка

4.Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия.

Первичная проверка понимания

Работа по теме урока.

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения

Предметные:-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

 

Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Регулятивные:  умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: умение находить олицетворение.

Личностные: проявление интереса к литературному чтению, формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Знакомит с биографией поэта. Готовит к первичному чтению. Предлагает сопоставить иллюстрацию и название стихотворения.

Читает стихотворение.

Проводит словарную работу.

Задает вопросы по содержанию темы, организует проверку понимания.

Предлагает прочитать выразительно изучаемое стихотворение. Знакомит с картинами и музыкой на тему весны. Показывает выставку книг.

Знакомятся с биографией А. Блока. Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют, делают выводы.

Знакомятся со стихотворение А. Блока «На лугу». Выясняют значение непонятных, новых слов.

Находят ответы на вопросы в учебнике. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения.

Обобщение и систематизация знаний по теме изучаемого раздела. Рассматривают картины, слушают музыку, сопоставляют их со строками стихотворения. Знакомятся с выставкой книг.

-Знакомство с биографией поэта — А . Блока. (Текст на слайде).

- Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на лесной поляне.

-Расскажите, что вы видите: вокруг себя, на земле, на небе.

Какие краски у весны?(Белый, коричневый, чёрный, голубой).

-Что слышите? (Журчание ручья, пение птиц, скрип снега).

-Вдохните. Какие запахи почувствовали? (Запах коры деревьев, запах талого снега, свежесть).

-Также поэты, гуляя по парку или лесу, наблюдали за природой. Рассматривали краски весны, слушали звуки весны, вдыхали запахи весны. А после выражали свои чувства и мысли в стихотворении.

-

-Итак, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся?

- Можем ли мы но названию стихотворения предположить его содержание?

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению стр.114.

-Согласуется ли она с названием стихотворения?

Уточните, о чем же будет стихотворение? (предположения).

-Чтобы узнать верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать).

-Можем ли мы сразу выразительно прочитать?

-Над чем стоит подумать?

(Обращение к цели урока. Текст на доске).

Чтение стихотворения учителем.

Первичное восприятие.

- Понравилось стихотворение?

- Чем?

Чтение стихотворения про себя.

Словарная работа.

Какое слово было непонятным, новым? Что обозначает слово «пашня»? (Значение слова «Пашня» по Ожегову: «Пашня» - вспаханное поле).

«Чу» - чувствовать.

- Как вы понимаете выражения «весна идет сторонкой», «слышен голос звонкий»?

Повторное чтение.

Чтение стихотворения вслух детьми.

- На что нужно обратить внимание при чтении стихотворения? (Это ранняя весна, тихо, спокойно, поэтому темп чтения размеренный и громкость – средняя. Усиление звука идет в 5, 6 строке).

Выборочное чтение.

-Нарисуем картину, которую описал нам поэт: что увидели? (лес, небеса, пашня, луг, ручьи)

-Где находится лес?

- Какого цвета небо? Пашня? Удалось ли создать картину весенней природы?

- Какие звуки можно услышать в стихотворении? (ручей, детские голоса).

- Как это удалось поэту? ( Звуки з, ж, ч).

- О каком месяце идет речь? Как вы это определили? (Весна идет сторонкой).

- С каким настроением автор описывает весну?

- Какой поэтический прием использует А. Блок для создания образа весны? (Олицетворение). Приведите примеры.

-Прочитайте еще раз глазками, подготовьтесь к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения А. Блока «На лугу» (Выборочно, только девочки, только мальчики, хором).

-Скажите кто еще помогает увидеть нам красоту природы, увидеть все краски весны кроме поэтов? (художники, композиторы).

На экране репродукции картин И. Левитана «Март» и «Ранняя весна».

- Что объединяет эти картины?

- Какая картина понравилась больше? Почему7

- Найдите  в нашем стихотворении строки, которые подошли бы к этим картинам.

Послушайте музыку П. И. Чайковского.

- Кто знает как она называется?

- К какой картине она больше подходит по настроению?

Показ выставки книг.

-Ребята, зачем А. Блок написал это стихотворение, художник рисовал эти картины, а композитор показал, как он видит весну музыкой? ( Чтобы мы замечали красоту природы, радовались каждому дню, полюбили поэзию, искусство, больше читали…)

Рефлексия

Метапредметные: анализ своих знаний и оценивание своих возможностей

-Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Подведение итогов занятия. Оценивание.

Личностные: осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные: умение сравнивать, делать выводы

Предметные: применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. Оценивание учащихся.

Высказываются. Оценивают свою работу.

-Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения.

Познакомились…

Узнали…

Научились…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "А.А.Блок-На лугу"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....

Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский "Главные реки".

В методической разработке показана работа со скороговоркой, дыхательная гимнастика, лексическая работа....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "И. Токмакова "Плим". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве И. Токмаковой; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением И.Токмаковой «Плим».Планируемые результатыПредме...

Разработка конспекта урока по литературному чтению 3 класс (УМК "Перспектива")

Данный материал будет полезен учителям, обучающих детей 3-его класса по программе УМК "Перспектива"....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.А. Блок «На лугу» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. А. Блока, с его стихотворением «На лугу»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и бе...

Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....