Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мукусева Любовь Юрьевна

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_a._gaydar._timur_i_ego_komanda.docx262.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хузангаевская СОШ»

Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Перспектива» по теме:

««Тимур и его команда» Составление рассказа по аналогии»

                                                                                                                      Выполнила:

                                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                     МБОУ «Хузангаевская СОШ»

                                                                                                      Мукусева Л.Ю.

ТЕМА: «Тимур и его команда» Составление рассказа по аналогии.

МЕТОД:  проектная деятельность

ТИП УРОКА: урок комплексного применения предметных и метапредметных знаний по теме.

ФОРМА УРОКА: комбинированный

Планируемые  результаты

Личностные результаты

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • уметь проверять правильность выполненного задания.

Коммуникативные УУД: 

  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
  • формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
  • формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
  • участвовать в обсуждениях, работая в паре;
  • формулировать свои затруднения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;
  • составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном выполнении задания, выполняя разные роли в паре, группе.

Предметные результаты

ЦЕЛЬ: систематизировать учебный материал повести «Тимур и его команда» для составления рассказа по аналогии.

ЗАДАЧИ:

1. Решение проблемного вопроса

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3.Привитие детям чувства любви и уважения к родине, к старшим.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, высокоскоростной интернет, портрет Гайдара, рисунки- иллюстрации к повести Гайдара «Тимур и его команда».

Информационные учебно-наглядные пособия:

– презентация к уроку для учащихся.

Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:

– словарное слово, иллюстрации, цитаты для практической работы; слова для кластера; 4 карточки (иллюстрации – для проекта «Составь рассказ по аналогии»).

                                     

Ход урока

Создание рабочей  атмосферы, эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Улыбнемся друг другу.

Начинается  урок,

Он  пойдет  ребятам  впрок.

Постарайтесь   всё  понять,

Что-то  новое  узнать!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята прочитайте тему урока,  определите его задачи.

Чему мы будем учиться на уроке?

 Верно, сегодня мы будем учиться составлять и записывать рассказ на тему «Помощь  нуждающимся», аналогичный произведению А. Гайдара «Тимур и его команда».

 Ребята, что вы можете рассказать об Аркадии Гайдаре?

   Во время  Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента«Комсомольской     правды».  Был награждён Орденом Отечественной войны посмертно. Погиб от пулемётной очереди, спасая своих товарищей.  

    На войне погибли люди, совершая подвиг, добрые дела. Так же как в произведениях Гайдара.

А вам нравиться  произведение «Тимур и его команда»?

 Целеполагание

-Дома вы должны были подготовить пересказ любой части, подготовить иллюстрации к ней. Я вижу, вы оформили выставку своих рисунков так, чтобы получился картинный план.

- Послушаем ваши тексты, чтобы вспомнить содержание произведения.

«Открытие детьми нового знания»

Словарная работа

 Составьте из рассыпавшихся букв слово: РАКТХАРЕ

Объясните значение слова характер. Воспользуйтесь словарем.

Где в повести встречается слово характер?

Найдите и зачитайте отрывки, где встречается слово  характер.

Беседа о нравственности.

-Послушайте прекрасные слова.  Чтение эпиграфа.

Мне тяжело, когда не могу помочь

А за себя я все- таки радуюсь:

Значит, сердце моё не зачерствело,

Душа у меня живая,

Я - человек!

-Скажите, какому человеку хорошему или плохому могут принадлежать эти строки?

Обсуждение нравственных понятий.

-Какими же качествами должен обладать хороший человек?

Выберите  слова, которые характеризуют хорошего человека.

А давайте прикоснемся пальчиками  к добрым словам, чтобы они расцвели у вас в душе добрыми делами!

-Почему вы не выбрали оставшиеся слова?

-Давайте слова, которые вы не выбрали, я их удалю, чтобы в вашей душе, жизни никогда не было ничего плохого.

Верность

Совесть

Справедливость

Вежливость

Честность

Милосердие

 Уважение

Доброта

Правдивость

Зло

Предательство

Жестокость

Грубость

Лживость

Воровство

Ложь

Зависть

-О каком герое из произведения А.П.Гайдара можно сказать, что он обладает этими качествами.

-А еще о ком?

-Можно ли сказать, что эти качества помогли Тимуру стать лидером в команде?

-Хотите ли вы быть похожими на этого героя?

А сейчас, давайте немного отдохнём под звуки песни «Дорогою добра»

ФИЗМИНУТКА (Дорогою добра)

Краткосрочный проект

Составление текста по аналогии.

-Ребята, хотите  побывать в роли тимуровцев и выполнить краткосрочный проект – составить текст по аналогии с произведением «Тимур и его команда»?

(Дети получаю задание - каждой команде предлагается ситуация (сюжетная иллюстрация) на основе которой необходимо составить рассказ)

Я вам предлагаю  творческую модель текста. (Однажды или как-то раз, где, когда (время года, суток), кто что делал и зачем, что было дальше и чем всё закончилось.)

Время выполнения - --      5  минут.

Вы - люди  творческие, отличные фантазеры, у вас получаться замечательные рассказы!

Рефлексивно- оценочный этап.            

Защита проекта

/Каждая группа зачитывает  составленный рассказ /

Учитель благодарит всех за удачно составленные рассказы.

-Ребята,  в произведении «Тимур и его команда» люди  знали, кто  им помогает?

-Значит, добрые дела можно делать тайно, и от этого они не перестают быть добрыми.

-Обязательно ли собираться в группы, чтобы делать добрые дела, или вы можете проявлять заботу и доброту самостоятельно?

Работа по учебнику. (Стр.121)

Чтение пословицы. Выяснение понимания прочитанного.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Рефлексия

Молодцы.   А теперь я хочу предложить вам поработать с другими пословицами о добре и выполнить задание «Дополни пословицу»

Жизнь дана…….

Добро не умрет,………

Доброе семя –…………

Замечательно!

Перед вами лежат листы  - составьте рекомендации на основе пословиц о добре.

Беру для себя……                                Добро не умрёт, а зло пропадёт.

 Советую другу…..                               Доброе семя – добрый и всход.

Обязательно запомню…….                 Жизнь дана на добрые дела.                                                  

                                                               

Ребята, для меня  очень ценно ваше мнение Я бы очень хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы  начав их  словами:

   Я  уверен,  

По моему мнению,

 Я убежден, что……

-Как вы думаете,  есть ли в 21в. место тимуровским командам?

-Есть ли люди, которые еще нуждаются в помощи тимуровцев?

- Только ли пожилые люди и дети нуждаются в помощи?

Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Слайд - цель

Как вы думаете, цель достигнута?

Мне хочется, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке.

 

Чему научился?

О чём расскажешь дома?

Друзья, если за этот урок вы стали чуточку добрей, если вы никогда не пройдёте мимо нуждающегося в помощи человека, значит, наш урок не прошел зря.

Я призываю вас «Спешите делать добрые дела».

Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт  век»

Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни.

Кто согласен жить под этим девизом возьмите в свои руки большое, доброе сердце и поднимите его вверх.

Д/ З.  

Составьте список добрых дел, и ваши желания обязательно сбудутся!

Спасибо за урок!!!

1 ситуация.

Бабушка / PhotoXPress

1.Жила – была  бабушка …

2

3

4

5

6

7

2 ситуация.

Однажды мой дедушка  поехал…….

2

3

4

5

6

7

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f3219c77a027a23902a1b9804063bd03-02-144&n=21

3 ситуация.

1 Однажды мама моего друга с маленькими детьми……..

2

3

4

5

6

7

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=ef1917cb06623fe0a1e2f0e5b312a2ec-134-144&n=21

4ситуация.

1 Тетя Варя возвращалась с дачи. У нее были ………

2 .

3.

4.

5.

6.

7.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=89711eae02d534aa28439ceb7142da53-41-144&n=21

     

 

Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду нАппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду Аппликация к 9 мая в детском саду

ВИКТОРИНА

ПРОЕКТ

ИТОГ ВИКТОРИНЫ:

ИТОГ ПРОЕКТА:

ОБЩИЙ ИТОГ:

Х

А

Р

А

К

Т

Е

Р

Х

А

Р

А

К

Т

Е

Р

Х

А

Р

А

К

Т

Е

Р

Я  уверен,  

По моему мнению,

 Я убежден, что……

Беру для себя……                                Добро не умрёт, а зло пропадёт.

 Советую другу…..                               Доброе семя – добрый и всход.

Обязательно запомню…….                 Жизнь дана на добрые дела.                                                  

                                                               

Беру для себя……                                Добро не умрёт, а зло пропадёт.

 Советую другу…..                               Доброе семя – добрый и всход.

Обязательно запомню…….                 Жизнь дана на добрые дела.                                                  

                                                               

Соедините линией рекомендацию и пословицу.

Беру для себя……                                Добро не умрёт, а зло пропадёт.

 Советую другу…..                               Доброе семя – добрый и всход.

Обязательно запомню…….                 Жизнь дана на добрые дела.                                                  

                                                               

Соедините линией рекомендацию и пословицу.

Жизнь дана________________________________________________________________

Добро не умрет, ____________________________________________________________

Доброе семя –_______________________________________________________________

Жизнь дана________________________________________________________________

Добро не умрет, ____________________________________________________________

Доброе семя –_______________________________________________________________

Жизнь дана________________________________________________________________

Добро не умрет, ____________________________________________________________

Доброе семя –_______________________________________________________________

Верность

Зло

Совесть

Предательство

Справедливость

Жестокость

Вежливость

Грубость

Честность

Лживость

Милосердие

Воровство

 Уважение

Ложь

Доброта

Зависть

Правдивость

Верность

Зло

Совесть

Предательство

Справедливость

Жестокость

Вежливость

Грубость

Честность

Лживость

Милосердие

Воровство

 Уважение

Ложь

Доброта

Зависть

Правдивость

Верность

Зло

Совесть

Предательство

Справедливость

Жестокость

Вежливость

Грубость

Честность

Лживость

Милосердие

Воровство

 Уважение

Ложь

Доброта

Зависть

Правдивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Составление текста..."

Урок проведён в букварный период и обучает детей составлению текста на основе предложенных языковых средств (с помощью учителя). Форма работы на уроке - групповая. В результате работы первоклассн...

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Урок А.П.Гайдар "Тимур и его команда". Новые тимуровцы.

Урок с применением технологии проблемного обучения и групповой работы. Учитель знакомит учащихся с биографией А.П.Гайдара, учащиеся читают отрывок из ппроизведения, выясняют, кто такие тимуровцы, с по...

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....