Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Кузнецова Надежда Андреевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literaturnomu_chteniyu_4v_klass_2019-2020.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа по литературному чтению

для 4В класс

(начальное общее образование, базовый уровень)

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель:

Кузнецова Надежда Андреевна,

учитель начальной школы,  высшая  категория

 

г. Барнаул

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241,от22.09.2011 №2357, от18.12 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576); с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15, решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию; Основной образовательной программой МБОУ « СОШ№114» начального общего образования; на основе авторской программы  «Литературное чтение. Программа 1-4 класс» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, Москва, Вентана-Граф, 2012г, в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №114».

Предмет литературное чтение входит в предметную область «Филология».

              Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умение пользоваться устным и письменным литературным языком.

Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

            Задачи курса:

  • обеспечить полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.

        Программа по «Литературному чтению» УМК «Начальная школа 21 века» служит для реализации традиционной образовательной системы.

Общая характеристика учебного предмета

          Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцировать обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

        Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребенка, и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и воспитание.  

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова 4 класс – 2014
  2. Литературное чтение. Программа 1-4 классы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова - 2012
  3. Методическое пособие «Литературное чтение 4 класс».  Л.А. Ефросинина – 2013

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

          На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Основные принципы построения курса «Литературное чтение»

системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);

эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;

преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

        Специфические особенности курса литературное чтение в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и техническими умениями;
  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • различие художественных и научно-популярных произведений;
  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса литературное чтение

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, матапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результатов;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в числовой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причино-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки зрения и оценки событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учетом специфики и содержания предметной области “Филогогия” должны отражать: 

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  5. умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

        Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у ученика умения учиться – овладение им универсальными учебными действиями, которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Ученик к концу обучения в 4 классе достигает следующих предметных результатов и научится:

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
  • понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию при этом уважая мнение и позицию собеседников);
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

        Ученик научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча – не мене 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
  • пересказывать содержание произведения подробно, кратко и выборочно, устно и письменно;
  • выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

        Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные способности;
  • формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

        Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
  • сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, жанр произведения, автор-герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить к тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

        Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
  • различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

        Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
  • писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

        Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение – развернутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).

        Раздел «Чтение: работа с информацией»

        Ученик научится:

  • находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа ее структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

        Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
  • находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

3. Содержание курса «Литературное чтение 4 класс»

        Виды речевой и читательской деятельности

        Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинства произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

        Умение определять задачу чтения- что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

        Умение составлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

        Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи. Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

        Работа с текстом. Установление смысловых частей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

        Понимание и различие значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.

        Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.

        Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словестного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

        Стихотворения и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

        Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

        Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно- познавательные произведения: о растениях и животных, о вещах и предметах, об изобретениях и изобретателях.

        Жанровое разнообразие. Расширения знаний в области жанровых особенностей сказок (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь – сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

        Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

        Литературная сказка: сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

        Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

        Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

        Научно-популярные рассказы. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

        Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименование детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.

Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения: литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, гипербола.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.

Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла.

Фантастическое и реальное.

        Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

        Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведение устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

        Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

        Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведение) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

        Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

        Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

        Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

        Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

        Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памяти) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

        Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словестного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

                      4. Поурочное планирование 4 класс (136 часов – 4 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (10ч)

1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение

2

Произведения фольклора. Волшебная сказка

3-5

Былины

6-7

Народные легенды

8-9

Народные песни

10

Книги с фольклорными произведениями

Басни. Русские баснописцы (6ч)

11-13

Произведения русских баснописцев

14

Баснописец И.А. Крылов

15

Басни И.И. Дмитриева

16

Басни

Произведения В.А. Жуковского(6ч)

17-18

Стихотворения Жуковского

19-20

Волшебные сказки в стихах

21

Книги В.А. Жуковского

22

Произведения Жуковского

Произведения А.С.Пушкина (5ч)

23

Повторение изученных произведений А.С. Пушкина

24-25

Стихи А.С. Пушкина

26

Сказки А.С.Пушкина

27

Произведения  А.С.Пушкин

 Произведения М.Ю.Лермонтова(5ч)

28-29

Стихи М.Ю.Лермонтова

30-31

Стихи о природе М.Ю.Лермонтова

32

Книги М.Ю.Лермонтова

Произведения П.П.Ершова (4 ч)

33-34

Литературные (авторские) сказки

35

Стихи П.П. Ершова

36

Русские поэты

Произведения В.М. Гаршина(4ч)

37-38

Сказки В.М. Гаршина

39

Авторские сказки

40

Повторение литературных сказок

Произведение русских писателей о детях (6ч)

41-44

Произведения о детях

45-46

Произведения русских писателей о детях

 Произведения зарубежных писателей (11ч)

47-48

Произведения о детях

49-50

Произведения зарубежных писателей о детях

51

Произведения Марка Твена и В. Гюго о детях

52-54

Сказки зарубежных писателей

55

Произведения Х.К. Андерсена

56

Великий сказочник

57

Книги зарубежных писателей

В мире книг (7ч)

58

Книга книг – Библия

59

Мифы Древней Греции

60-61

Мифы народов мира

62

Книги Древней Руси

63

Первая славянская азбука

64

Жанры древнерусской литературы

Произведения Л.Н.Толстого (10ч)

65

Повторение изученных произведений Л. Н. Толстого

66

Художественные рассказы

67

Авторские сказки

68

Басни Л.Н. Толстого

69

Научно-популярные рассказы

70

Познавательные рассказы

71-72

Былина Л.Н. Толстого

73

Книги Л.Н. Толстого для детей

74

Рубрика «Проверь себя»

Стихи А.А.Блока (3ч)

75

Стихи о Родине

76

Стихи А.А. Блока для детей

77

Стихи русских поэтов

Стихи К.Д.Бальмонта (7ч)

78-79

Стихи о Родине и о природе

80-81

Стихи о природе

82-83

Сказочные стихи

84

Стихи русских поэтов

Произведения А.И. Куприна (6ч)

85-86

Рассказы о животных

87

Сказки и легенды русских писателей

88

Очерки и воспоминания

89

Произведения о животных

90

Рубрика «Проверь себя»

Стихи И. Бунина (4ч)

91-92

Стихи о природе

93-94

Стихи русских поэтов

Произведения С.Я. Маршака (10ч)

95-96

Стихотворение С. Я. Маршака

97-100

Пьесы-сказки С.Я. Маршака

101

С. Маршак – переводчик

102

Книги С. Миршака

103

Контрольный урок

104

Маршак – сказочник, поэт, драматург

Стихи Н.А. Заботоцкого (3ч)

105

Стихи для детей

106

Стихи Н.А. Заболоцкого

107

Стихи русских поэтов

Произведения о детях войны (5ч)

108-110

Произведения о детях войны

111-112

Книги о детях войны

Стихи М.Н. Рубцова (4ч)

113

Стихи о родной природе

114

Стихи о Родине

115

Произведения о Родине

116

Рубрика «Проверь себя»

Произведения С.В. Михалкова (3ч)

117

Произведения С. В. Михалкова

118

Басни С. В. Михалкова

119

Книги С. В. Михалкова

Юмористические произведения (3ч)

120

Юмористические рассказы о детях и для детей

121

Юмористические стихи

122

Юмористические произведения для детей

Очерки (6ч)

123

Очерки о Родине

124-125

Очерки о людях

126

Темы очерков

127

Писатели о писателях

128

Рубрика «Проверь себя»

Путешествия. Приключения. Фантастика (8ч)

129-130

В мире фантастики

131-132

Книги Н.П. Вагнера

133-134

Приключенческая литература

135

Рубрика «Проверь себя»

136

В мире книг

5. Лист корректировки рабочей программы

Дата непроведенного урока

Тема урока, описание изменений

Причина внесения

изменений

Кол-во часов по плану        

Кол-во часов по факту

№ и дата приказа о коррек

тировке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...