Технологическая карта изучения темы «Звук [щ’], буква Щ, щ»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Новоселова Нина Валериевна

Учебный предмет

литературное чтение (обучение грамоте)

УМК

«Школа России»

Класс

1-в

Тип урока

урок открытия нового знания

 

Технологии построения урока

проблемно-диалогическая, частично-поисковая, личностно-ориентированная, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход, продуктивное чтение, оценивание собственных достижений и результатов деятельности на уроке

Тема урока

«Звук [щ']. Буквы Щ, щ»

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися  знаниями о звуке  [щ]  и букве щ.

Задачи

  • формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного,  беглого чтения;
  • обучать умению работать с текстом, правильно писать слова с сочетаниями ча-ща;
  • работать над развитием связной, литературно грамотной речи, способствовать развитию  
  • фонематического слуха;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, бережное отношение к природе, чувство доброты и
  • сострадания;
  • развивать познавательный интерес к чтению, расширение  словарного запаса детей
  • развитие УУД

Основные термины, понятия

звук, буква, звуко-буквенный анализ слова,  лексическое значение слова,  предложение

Форма урока

интегрированный урок (урок обучения грамоте: чтение, письмо)

Формы работы

фронтальная, коллективная работа, индивидуальная, групповая, парная

Ресурсы

 

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация для физкультминуток

Плакат «Сиди правильно»

Индивидуальные задания на карточках

Раздаточный материал с буквами из наждачной бумаги

Раздаточный материал для работы в паре.

Маршрутный лист.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_nnv.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Звук [щ’], буква Щ, щ»

Учебный предмет

литературное чтение (обучение грамоте)

УМК

«Школа России»

Класс

1-в

Тип урока

урок открытия нового знания

Технологии построения урока

проблемно-диалогическая, частично-поисковая, личностно-ориентированная, дифференцированное обучение, системно-деятельностный подход, продуктивное чтение, оценивание собственных достижений и результатов деятельности на уроке

Тема урока

«Звук [щ']. Буквы Щ, щ»

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися  знаниями о звуке  [щ]  и букве щ.

Задачи

  • формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного,  беглого чтения;
  • обучать умению работать с текстом, правильно писать слова с сочетаниями ча-ща;
  • работать над развитием связной, литературно грамотной речи, способствовать развитию  
  • фонематического слуха;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, бережное отношение к природе, чувство доброты и
  • сострадания;
  • развивать познавательный интерес к чтению, расширение  словарного запаса детей
  • развитие УУД

Основные термины, понятия

звук, буква, звуко-буквенный анализ слова,  лексическое значение слова,  предложение

Форма урока

интегрированный урок (урок обучения грамоте: чтение, письмо)

Формы работы

фронтальная, коллективная работа, индивидуальная, групповая, парная

Ресурсы

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация для физкультминуток

Плакат «Сиди правильно»

Индивидуальные задания на карточках

Раздаточный материал с буквами из наждачной бумаги

Раздаточный материал для работы в паре.

Маршрутный лист.

Планируемые результаты

Предметные умения

Основные виды учебной деятельности 

Выделение звука щ’ из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ.

.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Этапы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

Цель: включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

1 этап

Самоопределение к деятельности

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

- Снег порхает и сверкает

 В золотом сиянье дня.

 Словно пухом устилает

 Все дороги и дома.

 Сыплет, сыплет снег- снежок.

 Начинаем наш урок.

- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.

Дети здороваются, улыбаются друг другу и садятся

Цель: создание условий для готовности мышления и осознания потребности к построению нового способа действий

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

2 этап  

Актуализация знаний и мотивация

Предметные:

- правильно отгадывать загадки;

- правильно выделять слова с мягким согласным звуком.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь работать в паре;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Посмотрите  на эти волшебные снежинки:

А, У, Ю, Я, Ж, Ш, Щ, Й, Ч, Э

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие снежинки лягут на красную крышу,  какие на синюю, а какие на зелёную?

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?

 - Какие снежинки особенные? Почему?

-  Какие снежинки упадут на домик с синей крышей?

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу?

Ученики  распределяют снежинки

- Буквы А, У, Ю, Я, Э обозначают гласные звуки

- Буквы Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука

- Буквы ж, ш,  всегда обозначают твёрдые согласные звуки

- Буквы й, ч обозначают всегда мягкие  согласные звуки(они всегда ходят по зеленой, мягкой травке)

Цель: создание условий для выявления места и причины затруднения, для постановки цели урока; создание условий для планирования достижения целей.

Цель: выявление места и причины затруднения,  постановка цели урока; планирование достижения целей.

3 этап

Постановка учебной задачи

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

- У нас осталась еще одна снежинка.  На какую крышу её поместить?

 - Прежде чем её правильно разместить, нам надо поближе познакомиться с этой буквой и всё узнать про неё.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке сегодня?

- Попробуйте продолжить мои предложения:

- Мы сегодня познакомимся…

- Узнаем…

- Будем учиться …

Высказывают предположения

Прогнозирование.

Формулируют тему и цель урока

Тема урока: «Буква Щ».

- Познакомимся ... (с буквой щ)

- Узнаем, какой звук она обозначает.

- Научимся ... (писать букву щ, читать слова с буквой щ)

 Планирование достижения цели

- Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.

-По какому маршруту мы пойдём?

-  Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения.

-Как вы отметите свою работу.

-Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку.

Исследуем слово

Знакомимся с новой буквой

Работаем самостоятельно

Будем читать  и писать слова и предложения с новой буквой

Работаем в паре

Поднимемся на вершину знаний

Зелёный смайлик-с работой справился без ошибок.

Желтый – допустил ошибки, проанализировал, исправил.

Красный – с работой не справился.

4 этап  «Открытие» детьми нового знания

Цель: создание условий для построения  детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с вычленением изучаемого звука

Цель:  построение  детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с вычленением изучаемого звука

Предметные:

-производить звуко-буквенный анализ слова;

- составлять звуковую схему слова -

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Откройте учебник на с.62. Узнали сказку?

Правильно, это русская народная сказка «По щучьему велению».

  - Как зовут главного героя сказки?    

 - Вспомните, чем он занимался, каким был? За что он был вознагражден? Чему учит сказка?

-А кого в реке поймал Емеля?  

- Составим схему слова «щука»

- Сколько в слове слогов?

- Какой слог ударный?

- Дайте характеристику каждому звуку.

 

- Выделите и произнесите  1 звук

- Расскажите всё, что узнали про новый звук.

-  На первой ступеньке маршрутного листа оцените свою работу по анализу слова  (смайлики)

- Звук [щ'] обозначается буквой Щ (ща). Посмотрите на неё внимательно, на что похожа эта буква?                           

На расчёску Щ похожа,

Три зубца всего? Ну, что же!                                                    

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки-

Другой не нужно им науки.

- Сегодня на уроке мы научимся писать маленькую (строчную) букву щ. 

- За окном зима, снегом завалило все дороги, окна домов разрисованы красивыми узорами. Вот и мы с вами сейчас возьмём ручки и попробуем обвести снежный узор в наших прописях.

            Работа в прописи

-  Пропишите элементы буквы в прописи.

- А теперь попробуем соединить вместе эти элементы. Посмотрите, как пишется эта буква. 

-  Обведите  строчную букву щ пальцем по наждачной бумаге, а потом закрыв глаза, на ощупь.

- Письмо в воздухе под счёт

- Напишите строчную букву щ .

- В маршрутном листе на второй ступеньке оцените свою работу.

- Посмотрите видеофрагмент. Какие слова со звуком щ  вы увидите, услышите, запомните? Можно встать и потанцевать, попрыгать

- Какие слова со звуком щ  вы услышали, запомнили?

- В маршрутном листе на третьей ступеньке оцените свою работу.

Раскрасьте схему слова «лещ». Проверьте по учебнику

- Букв немало мы узнали,

   Добрались до буквы Щ.

   Есть слова, где Щ - в начале,

   Есть слова, где Щ – в конце.

-  Составьте схему слова «лещ»

Дети называют сказку

Ответы детей.

 

- Емеля

- Он был очень ленивым.

- Щуку

-  Два.

 -  Первый

[щ*]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

 - [щ*]

- Этот звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.

Ребята оценивают свою работу по анализу слова  (смайлики)

Ответы детей.

-  Щётка, забор, гребешок

        

Просмотр видеофрагмента.

Дети выполняют движения под музыку

Называют слова с щ

Составляют схему слова

5 этап

Первичное закрепление

Цель: создание условий для усвоения нового способа действий, для выделения слов с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

Цель: усвоение нового способа действий, выделение слов с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

Предметные:

- уметь выделять  слова  с щ через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

- овладевать умением  правильно писать  букву щ;

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Прочитаем слоги-слияния и договариваем их до слов ЩА    ЩУ    ЩЕ    ЩИ     ЩЁ

- А есть ли слова, в которых щ произносится твердо. - Значит, звук [щ'] всегда мягкий.

Работа со скороговорками:

- Чтение про себя.

- Чтение вслух с чётким  проговариванием  1 звука.

- Чтение с выделением ударного слога.

- Чтение с выделением каждый раз нового слова.

Щуку я тащу, тащу. 
Щуку я не упущу. 

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Физминутка под музыку

Щуку я тащу, тащу. 
Щуку я не упущу. 
Вот она какая, 
Славная, большая! 

Щуку я тащу, тащу ,
И от счастья всем кричу-
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ,
Все пишите с буквой У.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

- Какой звук мешает произносить скороговорку?

- Звуки [ч'] и [щ'] очень близки по звучанию и нередко их путают в словах.

- Не путайте звуки [ч'] и [щ'].

- Какие звуки обозначают буквы ч и щ?

- Есть ли необходимость их смягчать гласными я и ю.

 - Прочитайте правило в учебнике

- Запомните это правило.

- Расскажите друг другу

-В маршрутном листе на четвертой ступеньке оцените свою работу.

Работа в парах

Чтение скороговорок хором (медленно). Индивидуальная работа, работа в парах. Проверка.

Показывают, как вытаскивать рыбу, разводят в стороны руки, показывая, какая большая рыба. Хлопают в ладошки, проговаривая правило за учителем.

- Всегда мягкие согласные звуки.

 

Читают правило и хором проговаривают его

Работа в парах

6 этап

Самостоятельная работа   с самопроверкой по эталону

Цель: создание условий для нахождения местоположения щ в слове и определения лексического значения слов. Создание ситуации успеха.

Цель: нахождение местоположения щ в слове и определения лексического значения слов. Переживание ситуации успеха.

Предметные:

-овладевать умением самостоятельно читать  слова  с щ, предложения .

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать самостоятельно;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Прочитайте выделенные слова. Что общего у этих слов?

- Какие непонятные слова встретились?

- Роща и чаща  - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах нередко изображал лес.

- Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Подумайте, какой лес называется чащей.  

-  Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей?

- Это и есть роща – небольшой лес.

 - Найдите слова, которые соответствует схеме

Щегол - птица. Размером меньше воробья. Окраска яркая.  Красиво поёт.

А у кого есть щенок? Собака – не только друг, с которым можно поиграть, за ней необходимо правильно ухаживать, заботиться.

 - Вспомните, ребята, а щука это какая рыба? 

Может вырасти в длину до 6 метров. Питается рыбой, головастиками, лягушками, а иногда нападает даже на гусей и уток.

- Откройте учебник на с.63.  Посмотрите на рисунок.  Предположите о чем это стихотворение.  Указать на автора. Какова цель задания?

Чтение стихотворения с комментированием

Физкультминутка для глаз «Рыбки»

Ответы детей (есть буква щ, состоят из 2-х слогов, есть сочетания щу, ща)

-  Густой, частый лес

Деревья растут не близко друг к другу, есть широкие тропинки, больше света.

-  Щегол, щенок

Ответы детей

Щука – хищная рыба

Цель – научиться читать слова и предложения с щ.

Дети только глазами следят за рыбами, которые то появляются в воде, то исчезают

7 этап

Включение в систему знаний

Цель: создать условия для включения слов с буквой щ в систему знаний

Цель:  включение слов с щ в систему знаний

Дифференцированные задания

Игра «Догадайся»                                                                                   

Щ И                 Русский суп.

Щ И Т             Этим защищались древние воины.

Щ У К А          Зубастая рыба.

Щ Е К А         Часть лица.

Щ Е Л Ь         Дырочка в полу, в стене.

Щ Е П К А      Осколок дерева.

Щ Е Н О К      Маленькая собачка.

Щ Ё Т К А      Они разные: ими чистят зубы, одежду, пол.

Чтение слогов и составление слов

ЩА                                 ПА

ЩЕ                                 ПЦЫ

ЩИ                                 ВЕЛЬ

ЩЁ                                 ЧКА

ЩУ                                ГОЛЬ

- Какие слова  вам не понятны? (щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)

Составление пословиц

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Кто помогает другим, у того и свои желания сбываются»

- В маршрутном листе на пятой ступеньке оцените свою работу.

Работа в малых группах

8 этап  

Рефлексия деятельности

Цель: создание условий для соотнесения цели и результатов деятельности, для самооценки результатов деятельности

Цель: соотнесение цели и результатов деятельности,  самооценка результатов деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Подведём итог.

- Какой звук выделяли?

- С какой буквой познакомились?  

- Так на какую же крышу упадет наша снежинка с буквой щ?

- Какое правило узнали на уроке?

-В маршрутном листе напишите букву щ на вершине знаний.

- Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в зеленое ведёрко.

 - Если не всегда все получалось - в желтое ведерко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в красное ведёрко.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. До новых встреч!

[щ]

Щ

-

ЧА - ЩА пиши с А,

ЧУ - ЩУ пиши с У

Осуществляют самоконтроль;

- дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделяют и осознают  то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».

Технологическая карта по математике 2 класс...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Технологическая карта изучения темы «Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков»

Образовательные: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных г...

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в кольцо способом «сверху»

План- конспект урока по учебнику «Физическая культура 1 класс» авторы В.И. Лях (Технологическая карта изучения темы) Тема «Баскетбол» Тема урока «Броски мяча в коль...

Технологическая карта урока " Гласный звук [О],БУКВЫ о,О.

Технологическая карта урока содержит задания для детей с нормой развития и ОВЗ....

Технологическая карта урока Чтение: "Звук и буква З, з" в 1 классе для детей, обучающихся по Адаптированной основной общеобразовательной программе (интеллектуальные нарушения (вариант 1).

Познакомить с графическим обозначением звука, формировать умение читать слоги, слова, предложения. Закреплять навыки произношения звуков, формировать умение определять позицию звука в слове....