рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Валиева Гульназ Акдасовна

Рабочая программ по литературному чтению для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_5.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (94 ч)

        

        Мифы

        Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты», древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо», славянские мифы. Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай»

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас»

        Народные сказки

        Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь», армянская сказка «Портной и царь», итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик»

        Былины

        Былины: «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.Толстой «Илья Муромец». Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри».

Самостоятельное чтение. Н.Асеев «Илья», былина «На заставе богатырской»

        Авторские сказки

        А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Н.Гумилёв «Маркиз де Карабас», К.Чапек «Случай с русалками», Р.Киплинг «Рикки-Тики-Тави». Картинная галерея М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»

Самостоятельное чтение. О. Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится»

        Басни (5 ч.)

        И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и Лисица», «Любопытный», Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И.Дмитриев «Рысь и Крот», И.Крылов «Лисица и виноград», А.Измайлов «Филин и чиж», Томас де Ириарте «Утка и змея». Наш конкурс

        Слово о родной земле

        Ю.Яковлев «Мама», М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», С.Есенин «С добрым утром!», М.Пришвин «Моя родина», И.Северянин «Запевка», И.Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. Что такое лирическое произведение.  А.Плещеев «Летние песни», Н.Рубцов «Тихая моя родина»

        О прошлом Родины

        «Повесть временных лет», А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь», К.Рылеев «Иван Сусанин». Самостоятельное чтение. Ф.Глинка «Москва»

        Прошла по земле война

        А.Ахматова «Мужество», Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», А.Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…», А.Ахматова «Памяти друга».

        О доброте и красоте

        А.Фет «На рассвете», И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…», Н.Некрасов «Саша», К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», А.Майков «Мать», Г.-Х.Андерсен «Соловей», А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Внеклассное чтение. Г.-Х.Андерсен «Снежная королева». Самостоятельное чтение. С.Есенин «Черёмуха», Б.Пастернак «Тишина».

        Мир детства (13 ч.)

        Н.Некрасов «Крестьянские дети», Л.Толстой «Детство», И.Бунин «Детство» (главы), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава), В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой», М.Цветаева «Наши царства», Р.Стивенсон «Страна кровати», А.Чехов «Мальчики»,

Самостоятельное чтение. А.Плещеев «Детство», И.Суриков «В ночном».

        Удивительные приключения

        Р.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы), Д.Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ»

Вводный урок

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.      

Книга в мировой культуре

Вводный урок раздела. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Проверочная работа по разделу  «Книга в мировой культуре».

Истоки литературного творчества

Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Пословицы о дружбе», «Пословицы о труде», «Пословицы о добре». Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов «Гусляры». «Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского.  «Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.  Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. Семейное чтение.  «Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

        О Родине, о подвигах, о славе

        Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. К. Ушинский «Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг! Что может быть милей…».  А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов «Ледовое побоище». Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский «Реквием».   А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».  Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы. «Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей.   Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.  «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе» Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Проверочная работа по разделу

           Жить по совести, любя друг друга

          Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы -хи-хи…».  Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». Самостоятельное чтение. Н. Носов «Метро». Особенности юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский «…Бы». Смысл рассказа. Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга». Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

          Литературная сказка

         Вводный урок раздела. Основные понятия раздела. Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои литературной сказки. Ш. Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги. Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки. Сравнение с русской литературной сказ- кой. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка».  Смысл сказки. Судьба героев сказки. Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. Самостоятельное чтение. И. Токмакова «Сказочка о счастье». Семейное чтениеС. Аксаков «Аленький цветочек». Знакомство. Особенности литературной сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек», Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.  Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Литературная сказка ». «Маленькие и большие секреты страны Литературии».Составление каталога на тему. Составление аннотации. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка».  

          Великие русские писатели

          Вводный урок раздела. Основные понятия. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои, волшебные предметы и помощники в сказке. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В.Жуковский «Спящая красавица». Сравнение литературных сказок.  А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…».  Средства художественной выразительности для создания образа весны. 

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».  А. Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений  живописи и литературы. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов  «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов  «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности исторической песни. М. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л. Толстой «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой «Ивины». Герои рассказа. И. Никитин «Когда закат прощальными лучами…».  И. Левитан «Тишина». Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Гаснет вечер…», «Ещё холодно и сыр…». Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. Творческий проект на тему «Мы идём в музей». Подготовка к экскурсии. Самостоятельное чтение. Л. Толстой «Был русский князь Олег». Басни Л. Толстого. Специфические особенности басни как жанра.

Семейное чтение. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ.  Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование. «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

          Литература как искусство слова

         Обобщение. Ритм. Рифма. Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Обобщение. Понятие «Художественная литература». Самостоятельная работа по рассказу И. Тургенева «Воробей». Обобщение по теме. Рекомендации на лето.

Содержание программы литературного чтения представлено несколькими разделами.

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание  предмета включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое  внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа  обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся  научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание  литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При  анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа  определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание  программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание предмета с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические  разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг  детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Литературное чтение благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение  вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение  про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение  находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание  особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие  в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа  с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводится 102 часа -3 часа в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема  раздела

Кол-во часов

Часть 1           

1.

«Книга в мировой культуре».

5

2.

«Истоки литературного творчества»

13

3.

«О Родине, о подвигах, о славе»

14

4.

«Жить по совести, любя  друг друга»

15

Часть 2         

5.

«Литературная сказка»

20

6.

«Великие русские писатели»

29

7.

«Литература как искусство слова»

6

Итого:

102

                                                             


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема   урока.

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Книга в мировой культуре (5 ч)

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения.  Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Высказывания о книгах.

1

05.09

2

Водный урок по содержанию раздела. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.       М.Горький. О книгах.

1

06.09

3.

История книги.

1

08.09

4.

Книга в мировой культуре. Экскурсия в библиотеку.

1

12.09

5.

Внеклассное чтение.  Удивительная находка. Сообщение о старинных и современных книгах.

1

13.09

Истоки литературного творчества (13 часов.)

6.

Основные понятия раздела: притча, былина, миф. Виды УНТ. Пословицы разных народов.

1

16.09

7.

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).  Притча о сеятеле (из Нового Завета). Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

19.09

8

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры».

1

20.09

9.

«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

22.09

10

«Ильины три поездочки».  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

26.09

11.

Славянский миф. Особенности мифа. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

1

27.09

12.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

29.09

13.

Внеклассное чтение.      Сказки о животных.

1

03.10

14.

Тайская народная сказка. Болтливая птичка.

1

04.10

15.

Немецкая народная сказка. Три бабочки.

1

06.10

16

Проверочная работа «Истоки литературного творчества». Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце. Притча.

1

10.10

17

 Наш театр.Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

11.10

18

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.  

1

13.10

О Родине, о подвигах, о славе (14 часов)

19

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела.  Пословицы о Родине.

1

17.10

20

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.  

1

18.10

21

      Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

20.10

22

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище.

1

24.10

23

Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

1

25.10

24

Дмитрий Донской. Куликовская битва.  Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

1

27.10

25

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.  

1

07.11

26

Р. Рождественский. Реквием.

1

08.11

27

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.                      

1

10.11

28

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

1

14.11

29

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. С. Фурин Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

1

15.11

30

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография – источник получения информации.

1

17.11

31

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по разделу. Тест.

1

21.11

32

Работа над ошибками. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».  

1

22.11

Жить по совести, любя  друг друга (15 часов)

33

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела.

1

24.11

34

А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

1

28.11

35

А. К. Толстой. «Детство Никиты». Герои рассказа.

1

29.11

36

И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов

1

01.12

37

А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл повести.

1

05.12

38

А. Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

1

06.12

39

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

08.12

40

И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

12.12

41

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына

1

13.12

42

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям»

1

15.12

43

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Метро».  Особенности юмористического текста.

1

19.12

44

Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа.  

1

20.12

45-46

Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

2

22.12

09.01

 

47

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

10.01

Литературная сказка (20 часов)

48

 Водный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела.

1

12.01

49

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

1

16.01

50

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

1

17.01

51

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

1

19.01

52

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои сказки.

1

23.01

53

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

1

24.01

54

Мальчик с пальчик. Особенности зарубежного сюжета.

1

26.01

55

Шарль Перро. Мальчик с пальчик. Герои сказки.

1

30.01

56

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

1

31.01

57

Сказки Г. Х. Андерсена.Г. Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.  

1

02.02

58

Г. Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу «Дикие лебеди»

1

06.02

59

Г. Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

1

07.02

60

Г. Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

1

09.02

61

Внеклассное чтение. Г. Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

1

13.02

62

Мы идём в библиотеку. Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

1

14.02

63

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.

1

16.02

64

С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

1

20.02

65

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.Инсценирование

1

21.02

66

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

23.02

67

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему. Составление аннотации. Тест по разделу «Литературная сказка»

1

27.02

Великие русские писатели (29 часов)

68

 Вводный урок по содержанию раздела.  А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.  

1

28.02

69

К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина»

1

02.03

70 -71

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки.

2

06.03,

07.03

72

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки.

1

09.03

73

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Составление плана.

1

13.03

74

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.

1

14.03

75

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.  В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

1

16.03

76-78

А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.

3

20.03,21.03,

03.04

79

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна.

1

04.04

80

И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон.»

1

06.04

81

М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Горные вершины. Гёте. Перевод  В. Брюсова. Сравнение текстов.

1

10.04

82

М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

11.04

83

М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

1

13.04

84

М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

1

17.04

85

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.  Л. Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа.  

1

18.04

86

Л. Толстой. Ивины.  Герои рассказа.  

1

20.04

87

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы.

1

24.04

88

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

1

25.04

89

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. Проект. Мы идём в музей.

1

27.04

90 -91

Л. Толстой. Был русский князь Олег.

Л. Толстого.  Басни

2

01.05

02.05

92 -93

Л. Толстой Петя Ростов. Пересказ

2

04.05

08.05

94

 Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование

1

09.05

95

Промежуточная аттестация          

1

11.05

96

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

15.05

Литература как искусство слова (6 часов)

97

Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Ритм и рифма. Повторение. И.Тургенев. Голуби.

1

16.05

98

И.Тургенев «Воробей»

1

18.05

99

Внеклассное чтение В.Бианки  Рассказы о природе.

1

22.05

100

Природа в лирике поэтов XIX века.

1

23.05

101

Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых книг»

1

25.05

102

Урок-игра. Литературные тайны.

1

29.05

                                 

   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...