Разработка урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кухова Татьяна Викторовна

Урок- исследование по теме А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.otkr_.urok_.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Народный характер сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Цель: 1) на примере «Сказки о царе Салтане…» выявить близость пушкинской сказки к народной;

           2) развивать творческие способности школьников, исследовательские умения;

           3) прививать любовь к устному народному творчеству;

           4) воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты: дети научатся:        

. строить предположения;

. участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного\ прочитанного произведения;

. коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст произведения;

. работать с художественным словом;

. осознавать причины поступков  героев, делать умозаключения;

. воспринимать художественную литературу как вид искусства

Оборудование: сборник сказок А.С.Пушкина; рисунки детей, мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам.

Ход урока.

  1. Орг.момент.( звучит музыка по мотивам сказки)
  2. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с удивительными героями сказок А.С.Пушкина. Узнали, что добро и зло побеждает ненависть и зло. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей: («Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане…», «Жених», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

    Учитель:  Следует отметить, что сказки Пушкина появились во время самого яркого расцвета творчества автора, в самый его плодотворный период. Список сказок совсем небольшой, но главные герои сказок известны всем. Сейчас мы проверим, как вы знаете героев сказок Пушкина.

Задание:   «Угадай героя сказок Пушкина»

  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работать над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Но урок у нас необычный. Урок –исследование по теме:

 Народный характер  сказки  А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане….»

А исследование мы будем проводить на материале всем нам известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

Цель нашего исследования : 1) выяснить, почему сказки Пушкина называются народными, почему они близки к народным сказкам;

2) доказать близость пушкинской сказки и народной.

- « У Пушкина сказки русские, народные…, совершенно русские. Прелесть невообразимая…( В.Жуковский)

- Известная русская художница Татьяна Алексеевна Маврина сказала об А.С.Пушкине : «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать.»

Учитель: Вы согласны с точкой зрения художницы? (Да)

-  Почему известная русская художница  так высоко охарактеризовала творчество А.С.Пушкина, так высоко его оценила?

Мы решили провести исследование по плану:

  1. Истоки сказок Пушкина.
  2. Наличие элементов русских народных сказок.
  3. «Певучий, неповторимый, сказочный язык…»

Итак, приступаем к 1 этапу нашего исследования.

-Как вы думаете, откуда берут начало сказки А.Пушкина?

-И стоки сказок Пушкина – в народных сказках, их рассказывала Александру Сергеевичу няня Арина Родионовна, поэтому сказки поэта похожи на народные.

- Сказки А.С.Пушкина поучительные, ведь сказки обязательно учат;

-  В  сказках добро всегда побеждает зло;

- В этой сказки есть элементы русских народных сказок:

- Есть зачин и концовка ( зачитать концовку)

-Есть положительные и отрицательные герои: царевна Лебедь, царь Гвидон, царь Салтан.

Отрицательные: коршун, повариха, ткачиха, сватья баба-бабариха

- Троекратное развитие действия:

3 раза Гвидон превращался в насекомых;

3 раза обращался к царевне лебедь за помощью;

3 раза она его спрашивала « Что ты тих, как день ненастный?»;

3 раза заезжают корабельщики;

3 раза угощает их Гвидон и Салтан;

-Здесь много чудес, как будто улетаешь в нереальный сказочный мир.

- Какие чудеса встречаются в сказке, давайте найдём описание чудес в сказке.  

4. Выборочное чтение.

- На какие виды делятся русские народные сказки? ( О животных, социально-бытовые, волшебные.)

- К какому виду сказок мы отнесём эту сказку? ( Это волшебная сказка)

- Почему, давайте докажем. ( Есть волшебство, превращения героев:

- Гвидон превращается то в муху, то в комара, то в шмеля;

- странствия героев;

- кто-то мешает, кто то помогает ( Помогает царевна лебедь, мешает коршун, поварихи);

Герой воюет с нечистой силой.

5. Творческая работа.   Моделирование  обложки.

  6. Наблюдение над языковыми особенностями.

Учитель: Когда мы знакомились с русскими народными сказками, то мы отмечали, что язык сказок богат, неповторим, певуч. Давайте посмотрим, какие особенности языка народных сказок присутствуют в авторской сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Для работы над третьим этапом нашего исследования

мы решили провести исследование в малых группах. Мы разделились на 5 групп. Каждая группа получила своё задания. Сейчас мы посмотрим, какую информацию нам представит каждая из групп.

1 группа «Словеса» -  составляет словарь устаревших слов.

2 группа «Сравнения» - занимается поискам сравнений.

3 группа «Обращения» - занимается поиском обращений.

4 группа «Ласковые слова» - отыскивает слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

5 группа «Эпитеты» выделяет эпитеты

5.Обмен информацией ( выступления детей)

4.Связывание информации.

- В ходе исследования было доказана связь пушкинской сказки  с народной. Эта связь прослеживается и в теме, и в построении, и в языке.

5. Подведение итогов, рефлексия

- В конце нашего исследования  мы обратимся к нашей проблеме, которую мы выдвинули в начале урока. Доказали мы связь пушкинской сказки с народной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...