Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2019-2020 г.
рабочая программа по чтению (2 класс)

Кобельская Светлана Михайловна

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 3

                                                                                          Приложение

                                                                                                                                         к основной образовательной программе

                                                                                                                             начального  общего образования.

                                                                                     Приказ от _________№______________

                                                                           

                                     

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         

по литературному чтению для  2 БВ классов

                                                                                        на 2018-2019 учебный год

                                                                количество часов в неделю: 4 часа

                                                                кафедра начального образования

                                                                учитель  Кобельская С.М.

   Учебники Горецкий В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградская Л.А. Азбука.

                      Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение.            

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • целостный взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, собственной позиции в жизни, расширении кругозора.
  • знакомство с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями.
  • восприятие художественного произведения как особого вида искусства, соотнесение его с другими видами искусства, знакомство с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
  • владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, возможность  самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
  • приобретение опыта вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения; выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
  • приобретение первичных умений работы с учебной и научно-популярной литературой, способность находить и использовать информацию для практической работы.
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного и научнопопулярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевлённого предмета;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

Содержание учебного курса

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Литературное чтение (Систематический курс)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научнопопулярный — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представление разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

1 класс (40 ч)

Жили-были буквы

Герои литературного произведения. В.Данько. «Загадочные буквы».  Авторская сказка. И.Токмакова. «Аля, Кляксич и буква А». Стихотворение и прозаическое произведение. С.Чёрный. «Живая азбука». Ф.Кривин. «Почему А поётся, а Б нет».  Приёмы словесного рисования. Г.Сапгир. «Про медведя». Т.Собакин. «Как ловкий бегемот». Внеклассное чтение: любимые сказки. Словесное творчество, созвучие слов в стихотворении. Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит? 

И.Гимазкова, Е. Григорьева «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

Проект. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

Сказки, загадки, небылицы

Различные варианты сказок. Е.Чарушин. Теремок. Русская народная сказка. Рукавичка. Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы. Произведения английского искусства. Небылицы, песенки. «Рифмы Матушки Гусыни», Король Пипин, Дом, который построил Джек»

Авторская сказка. А.Пушкин. Отрывки из произведений. Сказки о животных. Узнай сказку. Петух и собака. Из старинных книг. Л.Толстой. Зайцы и лягушки. К.Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

Апрель, апрель. 3венит капель!

Стихотворные тексты. А.Майков.  Весна. Ласточка примчалась... А. Плещеев «Травка зеленеет», Т.Белозёров. Подснежники. Темп чтения. С.Маршак. Апрель.   И.Токмакова. Ручей. Загадки. Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна.В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. Из старинных книг. А.Майков. Христос Воскрес. Разноцветные страницы. Лунин. Тень.Обобщение по разделу.

Проект: «Составляем сборник загадок»

И в шутку и всерьёз

 Особенности юмористических произведений. Произведения И.Токмаковой, Я.Тайца, Г.Кружкова

Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

Внеклассное чтение

Авторское слово в художественном произведении. К.Чуковский. Федотка.  О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. К.Чуковский. Телефон. М.Пляцковский. Помощник. Из старинных книг. К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

Я и мои друзья

 Прозаические тексты. Ю.Ермолаев. Лучший друг.

Прогнозирование содержания произведения. Е. Благинина «Подарок», В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны.

Р.Сеф. Совет.  В.Берестов. В магазине игрушек.

Юмористические произведения. И.Пивоварова. Вежливый ослик. Я.Аким. Моя родня.

Внеклассное чтение

С.Маршак. Хороший день. М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу. Из старинных книг. Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

Проект: «Наш класс – дружная семья.  Год первый»

О братьях наших меньших

 С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак. Приёмы словесного рисования. В.Осеева. Собака яростно лаяла, И. Токмакова «Купите собаку»М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. Научно-познавательный текст, стихотворение. В.Берестов. Лягушата. В.Лунин. Никого не обижай. С.Михалков. Важный совет. Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж. Из старинных книг. С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы. Обобщение по теме.

                                                                                                                   

                                                                                                                                          2 класс (136ч.)

 Вводный урок по курсу литературного чтения

Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса.

Самое великое чудо на свете

 Мы идём в библиотеку. Старинные и современные книги Р. Сеф. Напутствие читателю. Пересказ научно-познавательных текстов

Устное народное творчество.

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях.

 Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка. «У страха глаза велики».  Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки.  Русская народная сказка. «Лиса и тетерев».Русские народные сказка. «Лиса и журавль». Русская народная сказка. «Каша из топора».  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди».

Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои достижения.

Люблю природу русскую. Осень.

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Стихотворение Ф. Тютчева Есть в осени первоначальный». Стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника». Стихотворение А. Плещеева Осень наступила». Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали». Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенина «Закружилась листва золотая». М. Пришвина «Осеннее утро». Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник». М. Пришвина «Осеннее утро». В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения.

Русские писатели.

Знакомство с названием раздела.  А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя». «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке.  Характеристика героев произведения. И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Филиппок». Л. Толстой «Правда всего дороже». Л. Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу. Внеклассное чтение

Проверим и оценим свои достижения.

О братьях наших меньших.

Знакомство с названием раздела.  Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится». Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака». Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Внеклассное чтение Б. Житков «Храбрый утёнок». В. Бианки «Музыкант». В. Бианки «Сова».

 Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Внеклассное чтение.  Проверим и оценим свои достижения

Из детских журналов.  

Обучение составлению вопросов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». Д. Хармс «Игра»  Д. Хармс «Вы знаете?». Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Д. Хармс «что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя». А. Введенский «Лошадка»

Внеклассное чтение. Проект: «Мой любимый детский журнал». Проверим и оценим свои достижения

Люблю природу русскую. Зима.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. И. Бунин. Стихотворение «Первый снег». К. Бальмонт. Стихотворение  «Снежинка» (в сокращении)

Я. Аким «Утром кот принёс на лапках». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». С. Есенин «Поёт зима – аукает». С. Есенин «Берёза»

 Русская народная сказка «Два мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим свои достижения.

Писатели детям.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказка «Путаница». К. Чуковский. Сказка «Радость».К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет»С.В. Михалков. Стихотворение «Сила воли». С.В. Михалков. Стихотворение «Мой щенок».А.Л. Барто. Стихи для детей. Стихотворение «Верёвочка». А.Л. Барто. Стихотворения «Верёвочка», «Мы не заметили жука». А. Барто. Стихотворение «В школу». А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая душа». Н.Н. Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Живая шляпа».

 Развитие речи: обучение выборочному пересказу.  Н.Н. Носов «На горке». Внеклассное чтение.  Проверим и оценим свои достижения

Я и мои друзья.  

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов. Стихотворение «За игрой». В. Берестов. Стихотворение «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду».В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»Н. Булгаков «Анна, не грусти!»Ю. Емолаев «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.В. Осеева «Хорошее», «Почему?». Внеклассное чтение. Проверим себя и оценим свои достижения.

Люблю природу русскую. Весна.

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.Ф. Тютчев «Зима недаром злится» «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот».  И. Бунин «Матери».  А. Плещеев «В бурю».  Е. Благинина. «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза». Запуск проекта «Газета «День победы – 9 мая». Проверим и оценим свои достижения.

И в шутку, и всерьёз

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер «Товарищам детям». Б. Заходер «Что красивей всего». Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Э. Успенский «Над нашей квартирой». Э. Успенский «Память». В. Берестов «Знакомый». В. Берестов «Путешественники», «Кисточка».  И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным».

Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои достижения

Литература зарубежных стран.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского», «Храбрецы» (перевод С. Маршака». Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети». Ш. Перро «Кот в сапогах».  Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка». Г. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Внеклассное чтение. Проверим себя и оценим свои достижения.

3 класс (136ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Знакомство с учебником литературного чтения. Система условных обозначений. 

Самое великое чудо на свете.

Знакомство с названием раздела.  Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений.

 Устное народное творчество.

 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская  народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Деление текста на части. Соствление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем сказку». Оценка достижений. 

Поэтическая тетрадь 1.

 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект «Как научиться читать стихи». Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»А.А. Фет. «Мама! Глядь-ка из окошка…»  «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. И.С. Никитин. «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Подвижные картины природы. И.З. Суриков «Детство». «Зима» Сравнение как средство создания картин природы.  Оценка достижений. 

Великие русские писатели.

Знакомство с название раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение. Звукопись, её выразительное значение.

Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок.

Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Рисунки И. Билибина у сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Басни И.А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басен. М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого.  Рассказы Л.Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства выразительности. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений. 

Поэтическая тетрадь 2. 

Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к герою. К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.  Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений. 

Литературные сказки

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиря «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.

 Были-небылицы.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А.И Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений. 

Поэтическая тетрадь 1.

 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А.А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов С.А. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений.

Люби живое.

 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста.

Сочинение на основе художественного текста. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения.

Листопадничек – главный герой. Рассказ о герое. Творческий пересказ. В.И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста.  Главные герои рассказа. В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.Б.С. Житков. Пересказ. Краткий пересказ. В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А.Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С.В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений. 

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М. Зощенко «Золотые слова»..«Великие пушественники»  Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов о Н.Носова. Оценка достижений.

По страницам детских журналов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.  «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев»Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ.  Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. 

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей.Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений.

4 класс (136ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Знакомство с учебником по литературному чтению. 

Летописи, былины, жития.

Знакомство с названием раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи –основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».Сергей Радонежский – святой земли русской. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. 

Чудесный мир классики

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкина. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование…» Интонация стихотворения. Заучивание стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа». Характер главного героя рассказа Л.Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А.П, Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер художественного текста. Оценка достижений. 

Поэтическая тетрадь

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»  Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ф.И. Тютчев  «Как неожиданно и ярко…» 3.Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А.А. Фет «Весенний дождь».»Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении. Н.А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…» Выразительное чтение. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах поэта. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.

Литературные сказки

 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Мотивы народных сказок в литературном тексте. Герои  художественного текста. Деление текста на части. Составление плана.

Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. 

Делу время – потехе час

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведений. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирования произведения. Оценка достижений. 

Страна детства  

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений. 

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов «Опять сон».«Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. 

Природа и мы

Д.М. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.  А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика характеристика героя произведения 

Поэтическая тетрадь

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведениях Б. Пастернака. Д.Б. Кедрин «Бабье лето».  С.А. Клычков. Картины весны и лета     в их произведениях. Н.М. Рубцов «Сентябрь. Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А. Есенин «Лебёдушка».  Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений. 

Раздел № 11.Родина. (6 ч.)

 И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину». Оценка планируемых результатов.

 Раздел № 12.Страна фантазия.(5ч)

 Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений. 

Раздел № 13.Зарубежная литература.(13 ч.) 

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Особенности повествования. Герои приключенческой лдитературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда. Оценка достижений.

Тематическое планирование по литературному чтению. 2 Б и В классы (базовый уровень)

№ п/п

Дата урока

Тема

урока

Корректировка

планируемая

фактическая

                                                                          Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

 

Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса.

 

                                                                                  Самое великое чудо на свете (4 часа)

2

Мы идём в библиотеку.

 

3

Старинные и современные книги

4

Р. Сеф. Напутствие читателю

 

5

Пересказ научно-познавательных текстов

 

                                                                                       Устное народное творчество. (15 ч)

6

Знакомство с названием раздела.

Устное народное творчество.

7

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества.

8

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях.

 

9

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества.

10

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

 

11

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

 

12

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко».

13

Русская народная сказка. «У страха глаза велики».

 

14

Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки.

15

Русская народная сказка. «Лиса и тетерев».

16

Русская народная сказка. «Лиса и журавль».

17

Русская народная сказка. «Каша из топора».

18

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди».

 

19

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

20

Проверим и оценим свои достижения

 

Люблю природу русскую. Осень. (8 ч)

21

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы.

Образ осени в загадках.

 

22

Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальный».

23

Стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника».

24

Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».

 

25

Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».

26

Стихотворения А. Толстого «Осень», «Обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенина «Закружилась листва золотая».

 

27

Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой  «Опустел скворечник». М. Пришвина «Осеннее утро».

28

В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы».

Проверим и оценим свои достижения.

 

Русские писатели. (14 ч)

29

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

 

30

А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя»

31

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок

32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.

 

33

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.

34

И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

 

35

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

36

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

 

37

Л.Н. Толстой «Филиппок»

38

Л. Толстой «Правда всего дороже»

 

39

Л. Толстой «Котёнок».

Развитие речи: обучение подробному пересказу.

40

Обобщение по разделу «Русские писатели»

41

Разноцветные страницы

 

42

Проверим и оценим свои достижения

 

О братьях наших меньших. 12 (ч)

43

Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших»

44

Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится»

45

Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака»

 

46

Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок».

47

М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

 

48

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

49

Б. Житков «Храбрый утёнок»

 

50

В. Бианки «Музыкант»

51

В. Бианки «Сова»

 

52

В. Бианки «Сова». Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок

53

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

 

54

Проверим и оценим свои достижения

 Из детских журналов. (9 ч)

55

Знакомство с названием раздела «Из детских журналов»

56

Д. Хармс «Игра» Д. Хармс «Вы знаете?»

57

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

 

58

Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки».

59

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

 

60

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

61

Проект: «Мой любимый детский журнал».

 

62

Проект: «Мой любимый детский журнал».

63

Проверим и оценим свои достижения

 

 Люблю природу русскую. Зима. (9ч)

64

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

65

И. Бунин. Стихотворение «Первый снег»

 

66

К. Бальмонт. Стихотворение  «Снежинка» (в сокращении).

67

Я. Аким «Утром кот принёс на лапках».

 

68

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит».

69

С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».

 

70

Русская народная сказка «Два мороза»

71

С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

 

72

А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим свои достижения.

 Писатели детям. (17 ч)

73

К. Чуковский. Сказка «Путаница».

74

К. Чуковский. Сказка «Радость».

75

К. Чуковский. Сказка «Федорино горе».

 

76

 Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри».

77

С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет»

 

78

С.В. Михалков. Стихотворение «Сила воли»

79

С.В. Михалков. Стихотворение «Мой щенок»

 

80

А.Л. Барто. Стихи для детей. Стихотворение «Верёвочка»

81

А.Л. Барто. Стихотворение «Мы не заметили жука»

 

82

А. Барто. Стихотворение «В школу».

83

А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая душа»

84

Н.Н. Носов «Затейники»

 

85

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

86

Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу

 

87

Н.Н. Носов «На горке»

88

Н.Н. Носов «На горке»

 

89

Проверим и оценим свои достижения

 Я и мои друзья. (10 ч) 

90

В. Берестов. Стихотворение «За игрой».

91

В. Берестов. Стихотворение «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду»

92

В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка»

 

93

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

94

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

 

95

В. Осеева «Волшебное слово».

96

В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

 

97

В. Осеева «Хорошее», «Почему?»

98

Обобщение по разделу « Я и мои друзья»

 

99

Проверим себя и оценим свои достижения

Люблю природу русскую. Весна. (9 ч)

100

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

 

101

Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весенние воды».

102

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

 

103

А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот».

104

И. Бунин «Матери».

 

105

А. Плещеев «В бурю».

106

Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

 

107

С. Васильев «Белая берёза»

108

Проверим и оценим свои достижения.

 И в шутку, и всерьёз. (14 ч)

109

Б. Заходер «Товарищам детям».

110

Б. Заходер «Что красивей всего».

 

111

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

112

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»).

Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану.

 

113

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

114

Э. Успенский «Над нашей квартирой».

 

115

Э. Успенский «Память».

116

В. Берестов «Знакомый».

 

117

В. Берестов «Путешественники», «Кисточка».

118

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

119

Г. Остер «Будем знакомы».

 

120

В. Драгунский «Тайное становится явным».

121

Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз»

 

122

Проверим и оценим свои достижения.

 

                                                                                 Литература зарубежных стран. (14 ч)

123

Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран»

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

125

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» ,«Храбрецы»

 

126

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети».

127

Немецкая народна песенка «Знают мамы, знают дети».

128

Ш. Перро «Кот в сапогах».

129

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

 

130

Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка».

131

Г. Андерсен «Принцесса на горошине».

 

132

Г. Андерсен «Принцесса на горошине».

133

Э. Хогарт «Мафин и паук».

 

134

Э. Хогарт «Мафин и паук».

135

Проверим себя и оценим свои достижения.

136

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

 

Проектные работы.  2 класс:

№ п.п.

Тема проектной работы

Месяц

№ урока

1

Проект «Мой любимый детский журнал».

2 четверть

61-62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...