Мастер-класс.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Работа с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

СЛАЙД   « Современные педагогические технологии.

Виды работы с текстом на уроках литературного чтения»

 

СЛАЙД       Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

"Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное дело" К.Д.Ушинский.

  Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках чтения в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.

  Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами работы с текстом в начальной школе.
  • показать практическую значимость использования данных видов  работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

  Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

   Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте!

СЛАЙД    «Здравствуйте!» - не просто слово,

В нём добродушие и свет.

Оно - общения основа

Пусть будет каждый им согрет.

 -Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс всем нам  много положительных эмоций, и мы остались бы  довольны, проведённой работой. -Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,  высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.

  СЛАЙД   Психологический настрой «Кувшин счастья»

   -Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.

 - Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.

     К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт. К.Д.Ушинский одной из важнейших задач школы видел  ту, чтобы " приучать детей к разумной беседе с книгой".В учебнике по литературному чтению дети встречаются с различными произведениями. Формы работы над текстом будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема и жанровых особенностей. Работа над сюжетным рассказом потребует одних приемов, работа над стихотворением и басней-других, сказка как разновидность устного народного творчества должна читаться по-особому. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого: Виды работы над текстом на уроках чтения в начальной школе

Цель моего мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами и разнообразными видами  работы с текстом на уроке литературного чтения, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.

   В начале каждого урока я даю задания, которые способствуют развитию синтеза восприятия и понимания. Для этого я применяю следующие упражнения

     1.На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их.

  СЛАЙД   ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ ( зима, страна, коньки)

     2.Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы». (работа в парах)

 СЛАЙД    

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)

Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

     В результате такого упражнения у учащихся не только развивается восприятие, но и  внимательность, что является необходимым для понимания прочитанного.

     Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Моя практика организации работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать следующие виды работы с текстом:

          Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Чтение по готовому плану.
  • Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение  по ролям.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Продуктивное чтение ( включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения)
  • Чтение абзацами.
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
  • Чтение по группам.
  • Поисковое чтение.
  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  • Выборочное чтение (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Чтение с пометками непонятных слов.

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

СЛАЙД 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

СЛАЙД 2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

СЛАЙД 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Работа по теме.

  -Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией  на уроках литературного чтения.

  -Я попрошу участников (7 человек) выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)

  -Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)

-Давайте обратимся к тексту и  проанализируем  его

-Прочитайте.

 СЛАЙД .    У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

   -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения.

   - А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

  -Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)

   -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.

   Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

   У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

  -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.

  -Давайте узнаем, а что же родители?  

СЛАЙД   А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

   -Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того,  чьи это слова.

  СЛАЙД.    Это я так про клестят думаю.

  -Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

  -Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

    -А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ на РОЗОВЫХ листочках.  Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

  -Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?

  -Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

 СЛАЙД    А у клестят − беда.

   -Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

    -Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

    Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

   -Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

   -Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

   -В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде.  (Зачитываются работы)

СЛАЙД - В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание –  составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.    (Зачитываются работы)

- Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

      СЛАЙД.   Спасибо за внимание!

- На мастер- классе я ….. ∗- Самым интересным для меня сегодня было…. ∗- В своей дальнейшей работе я… ∗- Я пожелал бы учителю….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Современные педагогические технологии. Виды работы с текстом на уроках литературного чтения» МОУ СОШ №24 г. Саранск Учитель: Бородинова О.А.

Слайд 2

"Читать- это еще НИЧЕГО не значит, ЧТО читать и КАК понимать прочитанное- вот в чем главное дело." К.Д.Ушинский.

Слайд 3

« Здравствуйте!» -не просто слово, В нём добродушие и свет. Оно - общения основа Пусть будет каждый им согрет.

Слайд 4

«Кувшин счастья» - Счастье - Добро - Позитив - Хорошее настроение

Слайд 5

ФПЗИМАКЯСТРАНАОХКОНЬКИМУВ (зима, страна, коньки)

Слайд 6

Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко ) Старушка от рынка была молоко. (Деревня от рынка была далеко)

Слайд 7

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия . - Практическое отличие текста от набора предложений . - Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя . - Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. - Озаглавливание текста (подбор заголовков ). - Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Слайд 8

2 класс - обучение детей работать с текстом: - смысловое чтение; - владение пересказом разного вида; - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - характеристика героев и их поступков. -Подбор антонимов и синонимов к словам.

Слайд 9

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделение главной и второстепенной информации; - выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; -сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Слайд 10

А В Д К Л О С СЛАДКОВ

Слайд 11

У всех день рождения − радость . А у клестят − беда.

Слайд 12

А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Слайд 13

Это я так про клестят думаю.

Слайд 15

А у клестят − беда.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...