И.А. Крылов "Ворона И Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Майорова Ольга Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Презентация к уроку  и бланк телеграммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ
Файл prezentatsiya.pptx410.65 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и  

Лисица»

Задачи урока:

  1. Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
  2. Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  3. Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование  и материалы:

  • мультимедийная презентация;
  • фильм о творчестве И.А. Крылова;
  • рисованный фильм к басне;
  • компьютер;
  • экран для демонстрации презентации;
  • мультимедийный проектор;
  • учебник «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова, 3класс 1 часть;
  • толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;
  • заготовленные бланки телеграмм.

Ход урока

I. Мотивация учащихся (слайд1)

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

Стадия вызова. (слайд2)

Приём «Корзина идей»

- Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп         Лафонтен         Крылов

Др. Греция         Франция         Россия

VI век до н. э.         XVII век        XIX век

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Учитель: - Как вы думаете, кто такие баснописцы?

- Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)

-Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

(слайд3)

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).

- Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

- Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

(слайд4) Фильм о И.А.Крылове. (для запуска фильма желтая кнопка, время показа 1мин 16 сек)

Учитель: - А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

(слайд5) Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши).

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

 

III. Знакомство с басней.

Учитель: - Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

- Что знаете об этих животных?

(слайд6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Учитель: - А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

(слайд7)

Стадия осмысления.

а) Первичное знакомство с басней.

Учитель: - А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

Словарная работа. (слайд8-9) (по щелчку мыши появляется значения слов)  

Объяснение лексического значения слов.

Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу:

  • глаз не сводит  - смотрит пристально, не отрываясь;
  • на цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно;
  • вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать;
  • во всё горло - каркнула очень громко;
  • была такова - исчезла, скрылась;
  • дыханье спёрло - трудно стало дышать;
  • бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

Физкультминутка   Игра «Если нравится тебе».

Ребята поют песню  и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай всё.

б) Повторное чтение басни  учащимися («жужжащее» чтение.)

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель: - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

- А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

- А что говорила о голосе Вороны Лиса?

- Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

д) Работа над моралью басни.

Учитель: 

- В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?

- Чем интересна эта мораль?

- Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)

IV. Проверка и оценивание ЗУНКов

Учитель: - Прочитайте басню от имени одного из главных героев.

 - Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны.(3 - 4 учащихся.)

Взаимооценка учащимися.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

(слайд 11) по щелчку появляются в правильной последовательности цепочки слов

V. Стадия рефлексии: (cлайды12-13)

  • Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)

(по щелчку появляется синквейн про Ворону, а потом про Лисицу)

  • Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)

 - Было интересно ….

 - Сегодня на уроке я узнал, что …

 - Я хотел узнать ещё о баснях…

 - Больше всего мне понравилось…

 - Новым для меня стало….

VI. Домашнее задание:

(слайд 14)

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;

б) задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;
  • инсценировка басни;
  • выучить басню наизусть;
  • создание диафильма к басне.

Приложение1 (презентация)

Приложение2 (бланк телеграммы)

Приложение3 (фильм)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Крылов Россия XIX век Корзина идей Эзоп Др. Греция VI век до н. э. Лафонтен Франция XVII век

Слайд 3

Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного ( баского ) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными). Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Определение

Слайд 4

Портрет И.А. Крылова Биография 02.02.1769-09.11.1844 Фильм о биографии Годы жизни И.А. Крылова

Слайд 5

1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. 2. Он родился в городе Самаре. 3. Его семья жила бедно. 4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. 5. Он работал продавцом. 6. Крылов выучил несколько языков. 7. Он начал писать в 16 лет. 8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. 9. В первой книге Крылова были рассказы. 10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. Верные и неверные утверждения ДА ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ

Слайд 6

Что знаете об этих животных?

Слайд 7

Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - предсказательница.

Слайд 8

Глаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло - каркнула очень громко. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа

Слайд 9

в орона нашла кусочек сыру; л иса близёхонько бежала; в орона каркнула; л исица говорит сладкие слова вороне; п лутовка подходит на цыпочках; л исица схватила сыр и убежала; с ыр выпал. Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки

Слайд 10

в орона нашла кусочек сыру; л иса близёхонько бежала; п лутовка подходит на цыпочках; л исица говорит сладкие слова вороне; в орона каркнула; с ыр выпал. л исица схватила сыр и убежала; Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки

Слайд 11

Глупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона Синквейн

Слайд 12

Было интересно … Сегодня на уроке я узнал, что … Я хотел узнать ещё о баснях… Больше всего мне понравилось… Новым для меня стало …

Слайд 13

1. В ыразительное чтение басни стр. 66 Домашнее задание 2. З адание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть; создание диафильма к басне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...