Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по чтению (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение не только обучения, но и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chtenie_4b_klass.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Ι. Пояснительная записка

            Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 4 класс. -  М.: Просвещение, 2017.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Рабочая тетрадь 4 класс. -  М.: Просвещение, 2017.

Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного   произведения, выразительные   средства, создающие    художественный    образ,  развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и   познавательный   опыт ребенка
  • обеспечивать развитие речи школьников   и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

В рамки предмета «Литературное чтение» включен материал учебного предмета «Литературное чтение на родно языке». В качестве родного языка изучается русский язык.

Обучение литературному чтению на родном языке совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Цели изучения материала предмета «Литературное чтение на родном языке»:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Важнейшими задачами являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

 Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (четвёртый год обучения в            общеобразовательной школе).

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» предназначена для учащихся 4б класса. В классе 24 учащихся: 12 мальчиков и 12 девочек.  По итогам 3-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету: 100% общую успеваемость и 100% качественную успеваемость. По итогам 2018/2019 учебного года «5» имели 76% учащихся (19 школьников), «4» -  24% учащихся (6 школьников).

В соответствии с учебным планом на изучение литературного чтения в 4 классе при пятидневной учебной неделе выделено 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часов в год.  

В связи с тем, что 05.05.2020 года является выходным днем, тема урока №94 «Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» перенесена на урок №93 «Первичное чтение. Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

IIΙ. Содержание учебного предмета

4 класс – 102 часа

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

         Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

        Литературоведческая пропедевтика

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Тематика

            Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

 Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

             Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Вводный курс по литературному чтению (1 ч)

"Летописи. Былины. Жития" (8 ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (18 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь"(8 ч)

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (12 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (7 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна детства" (6 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь" (4 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка..." Наши царства".

"Природа и мы" (8 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь" (6 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (5 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (7 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (12 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.

  - по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

 - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

 Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • дифференциация обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;          
  • система инновационной оценки «Портфолио».

Типы и формы организации уроков

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Тип  №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.

Формы уроков для каждого типа урока

№ п/п

Тип урока по ФГОС

Формы уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

ΙV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

Вводный курс по литературному чтению  (1 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником

1

 03.09

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Летописи, былины, сказания, жития  (8 ч)

2

Из летописи « И повесил Олег  щит свой на вратах Царь-града». Сравнение  текста летописи и исторических источников

1

04.09

Определять главную мысль текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

3

Из летописи « И вспомнил  Олег коня своего»

1

05.09

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

10.09

Понимать нравственное содержание прочитанного.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

5

Прозаический  текст былины в пересказе И.Карнауховой

1

11.09

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя.

6

Входная контрольная работа

1

12.09

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

7

Герой былины - защитник  Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри»

1

17.09

Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Находить в тексте слова, описывающий внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников

8

Сергий Радонежский –святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

1

18.09

Читать отрывки из древнерусских летописей, жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать скульптурный памятник известному человеку

9

Входная проверка сформированности навыка чтения

1

19.09

Читать текст выразительно, осознанно, в темпе разговорной речи, без ошибок

Чудесный мир классики (18 ч)

10

Знакомство с новым разделом. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

1

24.09

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке

11

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героев

1

25.09

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров

12

А.С.Пушкин «Няне»

1

26.09

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Сравнивать произведения разных жанров

13

А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье»

1

01.10

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Сравнивать произведения разных жанров

14

А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

02.10

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке.

15

А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев

1

03.10

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Пересказывать большие по объёму произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

16

А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части

1

08.10

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Сравнивать начало и конец сказки

17

Урок КВН по сказкам А.С.Пушкина

1

09.10

Пересказывать большие по объёму произведения. Характеризовать героев разных жанров. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений

18

М.Ю.Лермонтов  «Дары Терека»

1

10.10

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

19

М.Ю.Лермонтов  «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

1

15.10

Характеризовать героев разных жанров. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Сравнивать мотивы русской и турецкой сказки. Характеризовать героев турецкой сказки

20

М.Ю.Лермонтов  «Ашик-Кериб». Характеристика героев

1

16.10

. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста

21

Жизнь и творчество  Л.Н.Толстого

1

17.10

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

22

Л.Н.Толстой «Детство»

1

22.10

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Характеризовать главного героя рассказа с использованием художественно выразительных средств текста

23

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» Басня

1

23.10

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать особенности басни, её главную мысль. Сравнивать произведения разных жанров

24

Творчество А.П. Чехова. А.П.Чехов «Мальчики»

1

24.10

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям

25

А.П.Чехов «Мальчики» Главные герои рассказа-герои своего времени

1

05.11

Находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и события. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Понимать смысл названия рассказа, характер героев своего времени

26

Оценка достижений по разделам  «Летописи», «Чудесный мир классики»

1

06.10

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

27

Обобщающий урок – КВН

1

07.11

Обобщать и систематизировать полученные знания по теме «Чудесный мир классики»

Поэтическая тетрадь  (8 ч)

28

Знакомство с названием раздела Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как

неожиданно

и ярко…»

1

12.11

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

29

А. Фет.

«Бабочка»,

«Весенний дождь»

1

13.11

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения

30

Е. А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

1

14.11

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах

31

А. Н. Плещеев.  «Дети и птичка»

1

19.11

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям

32

И. С. Никитин.  «В синем небе плывут над полями…»

1

20.11

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

33

Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

21.11

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают чувства других людей

34

И. А. Бунин.  «Листопад»

1

26.11

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения

35

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

27.11

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Литературные сказки (12 ч)

36

В. Ф. Одоевский.  «Городок в табакерке»

1

28.11

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Понимать нравственное содержание прочитанного, осознавать мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм морали

37

Особенности поведения, внешнего облика, речи

героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

03.12

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Понимать нравственное содержание прочитанного, осознавать мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм морали

38

Особенности поведения, внешнего облика, речи

героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

04.12

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Понимать нравственное содержание прочитанного, осознавать мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм морали

39

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

1

05.12

Определять виды текстов. Сравнивать народную и литературную сказки. Осознавать то, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил отношений.

40

Описание. Его

роль в раскрытии

характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

10.12

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки

41

Сказ П. П. Бажова

«Серебряное копытце».

1

11.12

Определять виды текстов. Сравнивать народную и литературную сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст

42

Сказ П. П. Бажова

«Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

12.12

Определять главную мысль произведения. Сравнивать народную и авторскую сказки. Искать народные мотивы в литературных сказках

43

Особенности речи

героев сказа П. П. Бажова

«Серебряное копытце»

1

17.12

Находить в тексте слова и выражения, характеризующих героя и событие. Характеризовать героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста

44

С. Т. Аксаков

«Аленький

цветочек»

1

18.12

Определять главную мысль произведения. Сравнивать народную и авторскую сказки. Искать народные мотивы в литературных сказках

45

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

1

19.12

Определять виды текстов. Сравнивать народную и литературную сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст. Составлять план сказки с опорой на главные события

46

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы

в сказке С. Т. Аксакова

«Аленький цветочек»

1

24.12

Характеризовать героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Искать народные мотивы в литературных сказках

47

Обобщение по разделу.

Оценка достижений по разделу «Литературные сказки»

1

25.12

Находить информацию об интересных фактах из жизни

Делу время – потехе час (7ч)

48

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

26.12

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи

49

Поучительный смысл «Сказки о потерянном

времени»Е. Л. Шварца

1

14.01

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов.

50

В. Ю. Драгунский

«Главные реки».

Средства создания

комического эффекта

1

15.01

Сопоставлять поступки героев по аналогии или контрасту. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл

51

В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

16.01

Характеризовать героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и события

52

В. В. Голявкин.  «Никакой я горчицы  не ел»

1

21.01

Характеризовать героя произведения, определять его нравственный смыл. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения

53

Авторское отношение к герою в рассказе. Книги о школе

1

22.01

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе

54

Обобщение по разделу. Оценка достижений по разделу «Делу время - потехе час»

1

23.01

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Страна детства (6 ч)

55

Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

28.01

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании

56

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

1

29.01

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям

57

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

30.02

Анализировать заголовки произведений. ). Воспринимать на слух художественное произведение. Пересказывать текст на основе плана

58

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе

К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

04.02

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Воспринимать на слух художественное произведение. Пересказывать текст на основе плана

59

М. М. Зощенко «Елка».

1

05.02

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических 03.02рассказов, определять отношение автора к героям

60

Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений по разделу  

1

06.02

Определять главный смысл текста.  Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей

Поэтическая тетрадь (4 ч)

61

Знакомство с названием раздела. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»

1

11.02

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием

62

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

12.02

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Сравнивать произведения разных поэтов на одну и ту же тему. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым произведением

63

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

13.02

64

Обобщение по разделу. Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

18.02

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение

Природа и мы (8 ч)

65

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». Роль рассуждений и диалогов в рассказе

1

19.02

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение

66

А. И. Куприн.

«Барбос и Жулька».

1

20.02

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Определять отношение автора к героям на основе текста. Характеризовать героя произведения на основе поступка

67

А. И. Куприн.

«Барбос и Жулька».

Характеристики и портреты животных в рассказе

1

25.02

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, самостоятельно задавать вопросы. Характеризовать героя произведения на основе поступка

68

Писательская наблюдательность

М. М. Пришвина в

рассказе «Выскочка»

1

26.02

Характеризовать героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Определять отношение автора к героям на основе поступка

69

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан».

1

27.02

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

70

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

03.03

Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Делить текст на части, пересказывать текст подробно и выборочно

71

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Составление плана. Краткий пересказ

1

04.03

Определять отношение автора к героям на основе текста. Составлять план произведения. Пересказывать текст подробно и выборочно

72

Обобщение по

разделу «Природа

и мы». Оценка достижений по разделу.

1

05.03

Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью текста. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы

Поэтическая тетрадь  (6 ч)

73

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень». Настроение,

выраженное в стихах.

1

10.03

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть

74

С. А. Клычков. «Весна в лесу»

1

11.03

Выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма). Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять

75

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

12.03

Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять. Определять настроение поэта в лирическом произведении

76

Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

17.03

. Пересказывать самые интересные эпизоды произведений от лица героев произведений

77

С. А. Есенина «Лебедушка»

1

18.03

Определять мотивы народного творчества в авторском произведении. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя

78

Обобщение по

разделу. Оценка достижений  по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

19.03

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение

Родина (5 ч)

79

Тема любви

к Родине и ее героическому прошлому. И. С. Никитин. «Русь».

1

31.03

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме

80

С. Д. Дрожжин.

«Родине»

1

01.04

Предполагать содержание произведения по его названию. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков

81

А. В. Жигулин.

«О, Родина!

В неярком блеске»

1

02.04

Понимать нравственное содержание прочитанного. Осознавать понятие «Родина», представление о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России)

82

Проект по теме «Они защищали Родину»

1

07.04

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Писать сценарий поэтического вечера

83

Обобщение по разделу «Родина».                    Оценка достижений  по разделу «Родина»       

1

08.04

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу

Страна Фантазия (7 ч)

84

85

Е. С. Велтистов.

«Приключения

Электроника»

2

09.04

14.04

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения

86

87

Кир Булычев.

«Путешествие

Алисы»

2

15.04

16.04

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев фантастических рассказов

88

Путешествие по стране Фантазии

1

21.04

Понимать особенности фантастического жанра. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно)

89

Обобщающий урок по теме «Страна Фантазия». Устное сочинение по теме «Фантазёры».

1

22.04

Уметь находить в тексте необходимую информацию. Участвовать в коллективном обсуждении: уметь отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлекать справочные и иллюстративно-изобразительные материалы

90

Оценка достижений по разделу «Страна Фантазия»

1

23.04

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Зарубежная литература (12 ч)

91

92

Фантастические события в произведении    Д. Свифта «Путешествие

Гулливера»

2

28.04

29.04

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст

93

Первичное чтение. Персонажи сказки

Г.-Х. Андерсена

«Русалочка»

1

30.04

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Высказывать своё мнение о прочитанном. Характеризовать поступки героев произведения

94

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей

в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

05.05

Характеризовать поступки героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Находить в тексте слова и выражения, характеризующие событие, героя и его поступки. Анализировать (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа

95

Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Характеристика героев.  

1

06.05

Выявлять авторское отношение к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Находить в тексте слова и выражения, характеризующие событие, героя и его поступки. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

96

97

М. Твена « Приключения

Тома Сойера»

2

07.05

12.05

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Высказывать своё мнение о прочитанном. Самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка

98

Библейские сказания.              С. Лагерлёф. «Святая ночь».   «В Назарете»

1

13.05

Находить в тексте слова и выражения, характеризующие событие, героя и его поступки. Анализировать (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа

99

С.Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство. Иисус и Иуда

1

14.05

Характеризовать поступки героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Анализировать (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа

100

Итоговая контрольная работа.

1

19. 05

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

101

Итоговая проверки сформированности навыка чтения

1

20.05

Читать текст выразительно, осознанно, темпе устной речи, без ошибок

102

Обобщающий урок по теме: «Зарубежная литература». Урок - игра «Литературные тайны»

1

21.05

Уметь находить в тексте необходимую информацию. Участвовать в коллективном обсуждении: уметь отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлекать справочные и иллюстративно-изобразительные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....