Статья
статья по чтению

Маланина Наталья Александровна

Статья на тему: "Работа надвыразительностью речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах 

Подготовила:

учитель начальных классов 

МКОУ «Красносельская средняя школа»

Красносельского муниципального района

Костромской области

Маланина Наталья Александровна  

                                                                                                                                  Приходя на урок литературного чтения, мы , учителя, ставим перед собой очень важную задачу: НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ! Да, и не просто – читать, а ОСОЗНАННО ЧИТАТЬ. И только учитель начальных классов знает , как кропотлив и тщателен этот труд. Есть детки, которые приходят к нам в 1 класс с приобретённым навыком чтения, а есть , которые таким навыком не обладают. Отсюда вытекает ещё одна задача перед учителем: продолжать учить осмысливанию текста умеющих детей читать и начинать учить элементарному навыку чтения, начиная со звуковой стороны, сливая слоги и т. д. не умеющих деток читать…

Работа над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения-это тоже один из компонентов осознанности чтения. Прочувствовать-значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчёркивается словом «чтение».

Признаки выразительного чтения:

умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Задачи выразительного чтения являются важным компонентом в становление речи. Зная задачи, учитель целесообразно проводит работу с учениками, ставя перед ними определенные цели по их реализации.

Задачи:

· Совершенствование навыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

· Формирование читательских умений по рабате с текстом. Учитель формирует у учеников умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста.

· Формирование первоначальных литературных знаний.

· Чтение обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей,

· Развитие речи, мышления, воображения детей.

Перечисленные задачи должны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения тесно связаны между собой.


   Работу над умением выразительно читать текст я начинаю уже в первом классе. Эта работа включает в себя упражнения на речевое развитие. Для работы над интонацией, ритмом, тембром чтения,  чёткостью произношения слов, над выделением логического ударения использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы.

Работе над выразительным чтением на моих уроках предшествует тщательная подготовительная работа

1. анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.

2. демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

3.  словесное иллюстрирование,  то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.

Работа над средствами выразительности.

1.Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.

4. Темп и ритм чтения.

Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

5. Интонация.

Определение интонации - это широкое понятие, оно включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки.

Как итогом этой работы является составление детьми партитуры текста:

| - короткая пауза
|| - длинная пауза
′ - знак ударения над гласной (ударной)
– - логическое ударение
- чтение в слиянии
- повышение интонации
- понижение интонации
- убыстрение  или замедление темпа и произношения ,

      Обязательным условием работы над выразительным чтением считаю выразительное чтение текста детьми и обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Важно, чтобы в конце урока ученики класса обсудили удачи и промахи в чтении.

   С первого класса я веду театральный кружок, где использую приёмы для развития выразительности чтения:

- чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности

- чтение по ролям;

- инсценирование;

- конкурс чтецов

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.

В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

К ним относятся:

- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...