Литературное чтение, 4 класс. Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии. Программа "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Цель урока: использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Задачи:

  • развивать операции сравнения фрагментов текста с целью выявления закономерностей;
  • развивать умение анализировать текст с точки зрения средств художественной выразительности;
  • развивать устную и письменную речь;
  • использовать выборочное чтение, чтение по ролям с целью демонстрации понимания прочитанного;
  • учиться работать в команде;
  • создать черновик собственного текста-подражания на материале домашнего задания и анализа;
  • проанализировать под руководством учителя текст сказки с целью создания аналогичного текста;
  • развивать умение обобщать прочитанное и услышанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazka_po_analogii_boltlivaya_ptichka.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения «Создание сказки по аналогии».

Учитель – Малышева Е.В. 4 класс.

Тема: Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Цель урока: использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Задачи:

  • проанализировать под руководством учителя текст сказки с целью создания аналогичного текста;
  • создать черновик собственного текста-подражания на материале домашнего задания и анализа;
  • учиться работать в команде;
  • использовать выборочное чтение, чтение по ролям с целью демонстрации понимания прочитанного;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать умение анализировать текст с точки зрения средств художественной выразительности;
  • развивать операции сравнения фрагментов текста с целью выявления закономерностей;
  • развивать умение обобщать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты

Предметные: 

научатся 

  • понимать цель чтения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • составлять самостоятельно тексты разных жанров;

получат возможность научиться 

  • составлять рассказы на тему;
  • представлять свои рассказы в группе;
  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы;
  • находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для составления его художественного варианта;
  • самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения.

Метапредметные:

регулятивные: 

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;         
  • корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: 

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
  • создавать высказывание (пересказ) и собственное высказывание по аналогии;
  • находить необходимые слова в тексте;
  • на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • использовать разные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием.

Коммуникативные:         

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • участвовать в работе пары, группы;
  • планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием.

Личностные:

  • вырабатывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения;
  • обращаться к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • самостоятельно понимать поступки героев произведения.

Ресурсы урока:

  1. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1- М.: Просвещение, 2019 – с.48
  2. Презентация «Болтливая птичка. Тайская народная сказка».
  3. Выставка книг, которые включают и не включают сказки о животных, научное описание птиц нашего края.

 Примерный перечень:

  • Э. Бомонт «Животные в картинках» - М.: Скорпион, 1994.
  • «Русские сказки про зверей» – М.: Советская Россия, 1992.
  • И.С. Соколов – Микитов «Звуки земли» - М.: Детская литература, 1971. и другие.
  1. Рабочие листы обучающихся (34 штуки)-см. Приложение
  2. Листы  самоконтроля команды (8 штук) (см.Приложение)
  3. Стикеры – яблочки.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Слайд 1-титул

Напоминает о домашнем задании к уроку.

Учитель. С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Учитель. Что подготовили в качестве домашнего задания?

Учитель. Какой был 4-ый вопрос?

Проверяют готовность к уроку.

Рефлексируют по подготовленному к уроку.

Ученик. С тайской народной сказкой «Болтливая птичка».

Ученик. Читали сказку и отвечали на вопросы устно. С. 48 

Ученик. Составить текст, похожий по сюжету, но заменить героиню тайской сказки на птицу наших краёв. Включите в сказку описание пейзажа.

Актуализация необходимых знаний

УУД

 Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока; корректировка своей деятельности в соответствии с возможно допущенными ошибками; *осуществление пошагового контроля по результату; *выполнение учебных действий  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: осуществление объяснения поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; установление причинно-следственных связей в тексте; выполнение сериации.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; высказывание и обоснование своей точки зрения, принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения; работа в группе.

Фиксирует тему и цель урока, сформулированную учащимися.

Учитель. Чтобы сформулировать тему и цель урока, давайте предварительно поработаем.

Библиотекари поработают с выставкой книг и подберут только те, которые могли бы пригодиться.

РЕЧЕВАЯ разминка:

Первая колонка подберет эпитеты для характеристики птицы- героини тайской сказки.

Вторая колонка подбирает синонимы к словам.

А третья колонка составляет словарь фразеологизмов.

Учитель. Что помогло отобрать правильно книги?

Учитель. Как справились колонки? (проверка результатов речевой разминки).

Учитель. Зачем вы проделали такую работу?

Слайд 2. Цель урока.

Учитель. Правильно. Сегодня каждый из вас подготовится к написанию подражания сказке «Болтливая птичка».

Электронный ресурс https://learningapps.org/display?v=pmysm43tc19 

Демонстрирует ресурс. Ставит проблему. Контролирует  правильность ответов на сериацию.

Учитель. Ваня перечитал сказку и составил план. Вы согласны с его ответом?

Учитель. Давайте установим последовательность сюжета сказки.

Слайды 3-11. Учитель. Угадайте птиц нашего края.

Нацеливает на выбор капитанов групп (те, кто ответили правильно) и на выбор названия команды по названию птицы.

Учитель. У нас определились лидеры. Наберите себе команду.

Формулируют тему урока.

Определяют цель урока: подготовиться к написанию текста дома (минимум) и к составлению текста классом по аналогии (максимум).

Работа детей по заданию своей колонки

Библиотекарь. Название, иллюстрации и содержание.

Ученик 1 колонки. Болтливая, глупая, суетливая, громкоголосая, эмоциональная.

Ученик 2 колонки. Беспокоиться- тревожиться, волноваться.

Болтливый – говорливый, разговорчивый, многоречивый, словообильный, словоохотливый.

Бояться- пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха.

Вкусный – аппетитный, лакомый.

Восторг- восхищение, ликование, веселье, радость.

Глупый- неразумный, несмышлёный.

Ученик 3 колонки. Как снег на голову – совершенно неожиданно.

Как ветром сдуло - исчез.

Капля в море – очень мало.

На седьмом небе от счастья – быть в полном восторге.

Не верить своим глазам- сильно удивиться.

Остаться с носом – потерпеть неудачу, ничего не добиться.

Ученик. Мы будем писать подражание тайской народной сказке.

Ученик. Нет. Неверный порядок.

Рассматривают изображения  на слайде. Определяют последовательность в соответствии с сюжетом сказки.

Первый, кто поднимает руку, даёт ответ-  отгадывает ребус. Если правильно, то ученик нажимает на изображение-триггер: появляется название. Те, кто правильно ответили, выходят к доске.

Ученики. Ворона, сорока, утка, ласточка, воробей, цапля, чайка, сова.

Разбиваются на 8 групп: капитаны выбирают себе партнеров, команда

 определяет название: ворона, сорока, утка, ласточка, воробей, цапля, чайка, сова.

Организация познавательной деятельности

УУД

 Регулятивные: корректировка своей деятельности в соответствии с возможно допущенными ошибками; *учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; *осуществление пошагового контроля по результату;

*выполнение учебных действий  в материализованной, громкоречевой и умственной форме..

Познавательные: установление причинно-следственных связей в тексте; создание собственного высказывания по аналогии; нахождение необходимых слов в тексте; на основе опорных слов составление своего высказывания; *использование разных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбор разных видов чтения в соответствие с поставленным заданием. Коммуникативные: составление высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи; высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и слышание других, попытки принятия иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения; построение понятных для партнера (собеседника) высказываний; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; участие в работе группы; планирование работы группы в соответствии с поставленным заданием.

Задача: придумать начало сказки в соответствии со своим вариантом местности и вида птицы.        

проанализировать причину проблемы сказки и выбрать подходящую проблему для своего варианта.

Слайд 12. Первый вопрос

Формулирует вопрос  и нацеливает учащихся на вычитывание в тексте (в эпизодах команды) ответа. 

Учитель. Где может жить ваша птица? Как можно начать сказку? Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Учитель. Где может пролетать ваша птица? Составьте ваш текст.

Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Учитель. Прочитайте.

 

Находят ответ на вопрос учителя в тексте (изменяя эпизод о своей птице)- работа в команде.

Составляют свои тексты.

Зачитывают ответ на вопрос.

Обобщают ответы всех групп (фронтальная работа).

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Задача: проанализировать причину проблемы сказки и выбрать подходящую проблему для своего варианта.

Учитель. Чем питается птица, о которой нужно подобрать  информацию?

Подводит учащихся к обобщению.

Учитель. Что может найти ваша птица с обилием пищи для нее? Составьте примерный текст.

Слайд 12-14. По клику появляется обобщение ответов.

Нацеливает на редактирование-формулировку фрагмента своего текста.

Контролирует время на формулирование своего фрагмента - ответа на вопрос; выслушивает и корректирует варианты.

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Задача: обратить внимание на художественность текста на примере описания пейзажа.

Слайд 15.  Четвертый вопрос 

Формулирует вопрос  и нацеливает учащихся на вычитывание в тексте (в эпизодах команды) ответа.

Учитель. Что отличает художественный текст от научного?

Учитель. Какие средства художественной выразительности используются в тексте? 

Слайд 15. Памятка «Средства художественной выразительности».  

Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Подводит учащихся к обобщению.

Учитель. Какие же средства чаще всего встречаются?

Учитель. Какой это тип текста?

Нам нужно включить в текст- повествование элемент описания пейзажа. В какую часть сказки уместно включить описание пейзажа?

Контролирует время на формулирование своего фрагмента - ответа на вопрос; выслушивает и корректирует варианты.

Слайд 15. По клику появляется обобщение ответов

Нацеливает на редактирование фрагмента своего текста.

Учитель. Дома подберете слова для описания пейзажа, где происходит действие.

Ученик. Язык.

Находят ответ на вопрос учителя в тексте (эпизод о своем насекомом)- работа в команде. 

Работают с Памяткой «Средства художественной выразительности».  Находят примеры в тексте.

Обобщают ответы  всех групп (фронтальная работа).

Ученик. Сравнения, повторы, перечисление действий, звуков и слова звучащие.

Ученик. Текст- повествование.

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Задача: проанализировать способ раскрытия секрета нахождения пищи и выбрать для своего варианта.

Слайд 16.  Пятый  вопрос 

Формулирует вопрос  и нацеливает учащихся на вычитывание в тексте (в эпизодах команды) ответа.

Учитель. Как птичка раскрыла свой секрет? Найдите ответ в тексте.

Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Учитель. Прочитайте.

Подводит учащихся к обобщению.

Шестой вопрос.

Учитель. Почему же так случилось, что птичка не хотела, чтобы ее запасы были обнаружены, а птицы слетелись?

Учитель. Какой поворот событий вы выберете для раскрытия информации о запасах?

Контролирует время на формулирование своего фрагмента - ответа на вопрос; выслушивает и корректирует варианты.

Находят ответ на вопрос учителя в тексте - работа в команде. 

Зачитывают ответ на вопрос.

Обобщают ответы  всех групп (фронтальная работа).

Ученик. Она стала громко кричать.

Ученик. Она была очень эмоциональная, наивная, неумная.

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Задача: проанализировать возгласы птички и выбрать для своего варианта.

Седьмой вопрос.

Учитель. Подберите действия своей птицы. Как она движется: быстро или медленно, легко, воздушно или тяжело, грузно? Какие звуки можно услышать, когда будет двигаться ваша птица?

Учитель. С чего начались проблемы птички? Найдите ответ в тексте.

Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Учитель. Зачитайте по ролям.

Подводит учащихся к обобщению.

Нацеливает на редактирование-формулировку фрагмента своего текста.

Учитель. Составьте ваш вариант, что могла кричать ваша птица и тем самым привлекла внимание сородичей. Используйте образец сказки.

Контролирует время на формулирование своего фрагмента - ответа на вопрос; выслушивает и корректирует варианты.

Находят ответ на вопрос учителя в тексте (эпизод о своей птице)- работа в команде. 

Зачитывают ответ на вопрос (выборочное чтение по ролям).

Обобщают ответы  всех групп (фронтальная работа).

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя.

Задача: определить, чем заканчивается сказка и выбрать концовку для своего варианта.

Слайд 18.  Восьмой   вопрос 

Формулирует вопрос  и нацеливает учащихся на вычитывание в тексте (в эпизодах команды) ответа.

Учитель. Чем заканчивается сказка? Зачитайте.

Фиксирует время работы в команде с текстом произведения.

Подводит учащихся к обобщению.

Нацеливает на редактирование-формулировку фрагмента своего текста.

Учитель. Как может закончиться история с вашей птицей? Контролирует время на формулирование своего фрагмента - ответа на вопрос; выслушивает и корректирует варианты.

Учитель. Как вы можете назвать вашу сказку?

Находят ответ на вопрос учителя в тексте)- работа в команде. 

Обобщают ответы  всех групп (фронтальная работа).

Ученик. Птичка остается с носом.

Формулируют ответ на вопрос о своей птице (индивидуальная работа); корректируют свой вариант в соответствии с рекомендациями учителя (выбирают из текста или уже услышанных вариантов одноклассников).

Обучающиеся придумывают название.

Задача: собрать черновик подражания.

Слайд 18.

Наблюдает за индивидуальной работой учащихся

Записывают свой примерный текст подражания (индивидуальная работа).

Задача: представить свою работу в команде и попробовать собрать из вариантов единый текст.

Создает условия для продуктивной работы команды:  раздает листы самоконтроля (см.Приложение), напоминает о времени, о необходимости послушать всех и дать советы.

Слайд 19.

Помогает осознать, что работа еще не закончена. 

Учитель. Всем ли удалось собрать свой текст?

Учитель. Получилось ли собрать ваши варианты в единый текст? Почему?

Учитель. Что подсказал вам слайд?

Учитель. В чем смысл сказки?

Учитель. О каких качествах людей напоминает поведение птички с громким голосом? Какие пословицы нам подойдут для этого?

Работают по Листу самоконтроля:

  • заслушивают вариант каждого члена команды;
  • отмечают, что понравилось;
  • дают советы (дополнить недостающим, задать конкретные вопросы);
  • выбирают самый лучший черновик-текст, который потом будет зачитан перед классом;
  • пробуют собрать все подражания в единый текст, определяют проблемы. 

Ученик. Нет, не хватило нужной информации о насекомом.

Ученик. Не совсем. Не хватило начала и окончания всего произведения, не хватает связки.

Ученик. Пословицы – для концовки.

Рефлексия деятельности

УУД

 Регулятивные: корректировка своей деятельности в соответствии с возможно допущенными ошибками; *осуществление пошагового контроля по результату; выполнение учебных действий  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в собственном тексте; создание собственного высказывания по аналогии; нахождение необходимых слов в тексте-образце и в научно-популярном тексте; составление своего высказывания на основе опорных слов и словосочетаний.

Коммуникативные: высказывание и обоснование своей точки зрения;  принятие иной точки зрения, готовность корректировать свою точку зрения.

Слайд 19

Анализирует зачитанные варианты с точки зрения ответов на вопросы, наличия сравнений и др., научность.

Учитель. Давайте прослушаем те тексты, которые по мнению команд получились.

Слайд 29. Домашнее задание

Формулирует разноуровневое домашнее задание. 

Учитель. Что же вам предстоит сделать дома?

Учитель. На что следует обращать внимание?

Учитель. Какие приметы сказки можно использовать?

Учитель. А что еще надо учесть?

Учитель. Как можно оформить свою работу?

Организует рефлексию.

Учитель. Помните, что птичка нашла плоды? Плод- слово многозначное. Что является плодами вашего труда на уроке? Чему вы научились?

Учитель. И у вас есть свои плоды. Напишите на яблочке- стикере, одним- двумя словами, как вы работали в команде, и приклейте свой плод на одно из деревьев.

На доске нарисованы 2 дерева с глазами и ртом: «1 – улыбающееся, 2 – грустное».

Учитель. Поблагодарите друг друга за работу.

Кого из вашей группы можно особенно поблагодарить? (отзывы по командам).

Спасибо за работу!

Зачитывают тексты. 

Самостоятельно формулируют и выбирают домашнее задание.

Ученик. Отредактировать свой текст.

Ученик. Текст должен быть похож на тайскую сказку.

Ученик. Птицы разговаривают, все закончится хорошо.

Ученик. План развертывания событий, о которых говорили на уроке.

Ученик. Записать в рабочей тетради. Записать на листке. Оформить, как книжку или открытку.

Выражают своё отношение к работе в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Презентация к сказке "Болтливая птичка"

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения при знакомстве с тайской народной сказкой "Болтливая птичка" (УМК "Перспектива")...

Тайская народная сказка "Болтливая птичка"

Урок по литературному чтению проводится в 4 классе по программе "перспектива"....

Урок литературного чтения "А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии"

Данный урок предназначен для учащихся 4 классов. На уроке используется метод проекта, дети создают мини-проекты и защищают перед классом....

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сравнение с народной сказкой" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для проведения сравнительного анализа литературной сказки А. С. Пушкина с народнойЗадачи урокаДидактические:актуализировать знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина;проа...