Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 «Б» классе Тема урока: «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р р» Дата проведения: 14.10.2019г.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Воронина Светлана Анатольевна

Технологическая  карта  урока по обучению грамоте

                                                              в 1 «Б» классе

 

Тема урока:

«Звуки   [р] [р,],

обозначение  их буквой «Р р»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по обучению грамоте

                                                              в 1 «Б» классе

Тема урока:

«Звуки   [р] [р,],

обозначение  их буквой «Р р»

                                                                                                                                   

                               

                 

  Тема урока: «Звуки   [р] [р,],  обозначение  их буквой «Р».

Цели урока:

  1. Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения.
  2. Познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ букв.
  3. Способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха.
  4. Прививать интерес и любовь к чтению.

Задачи урока:    образовательные:

  • познакомить с буквой Р р;
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

   развивающие:

  • развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).
  • развивать устную речь учащихся; способствовать развитию у учащихся логического мышления, умение анализировать,   расширению кругозора.

                              воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Формируемые УУД:        

1. Познавательные общеучебные: развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка. 

2. Регулятивные УУД: развивать ориентацию на образец и правило выполнения действий, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.

3. Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции участников учебного действия; формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения; контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.

4. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование моральной самооценки; развитие доброжелательности, доверия и готовности к сотрудничеству.

Методы обучения:

  • словесный – объяснение; практический - упражнение; наглядный – показ, образец, демонстрация; частично – поисковый; практический – упражнение.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа
  • парная
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • у учителя – мультимедийный проектор, компьютер,   презентация, доска;
  • у учащихся – учебник «Азбука», цветные фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.

Ход урока

(технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

III.Постановка учебной задачи.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

V.Первичное закрепление.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VII.Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какой сейчас урок?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Каким цветом наша лента?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Сколько знаете гласных букв?

-А гласных звуков? Назовите.

-Назовите изученные согласные.

-Все ли буквы нам известны?

-Хотите познакомиться с новой буквой?

Физкультминутка для глаз, дыхательная гимнастика.

                             

2. Чистоговорка.(слайд №5)

-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?

-С какой буквой познакомимся на уроке?

1.Звуковой анализ слова «рыба», «речка».

-Отгадайте загадку:

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

-Составьте звукобуквенную модель слова «рыба».

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите последний звук?

-Что знаете о нем?

Аналогично проводится анализ слова «речка».

Загадка.

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

-Буква, которой обозначаются звуки   [р][р,], называется  «эр»

-Почему здесь две буквы «эр»?

-Письменная буква Р.

-На что похожа буква «эр»?

«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

                        В.Степанов

-Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки     [р], [р,]

-Определите, твердый или мягкий это звук?

2.Работа в парах.

-Назовите как можно больше слов со звуками      [р],  [р,]

-Составьте звукобуквенную модель   слова с новыми звуками.

3.Физкультминутка (изображение пальцами буквы)

«Мы ладонь согнем дугой

И прижмем её к другой,

И у нас у всех теперь

Получилась буква «Р».

4.Работа в тетрадях для печатания.

5.Работа по учебнику (с.66)

Дифференцированная работа.

1 группа – прочитать предложения, найти и прочитать имена;

2 группа – прочитать слоги по  

                   строкам;

3 группа – прочитать слоги с буквой Р, используя пособие –  

                   окошечки».

6.Коллективная работа.

Чтение слов по строчкам, по столбикам.

-Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки.

-Прочитайте слова, в которых только один гласный звук.

-Составьте и прочитайте слова по стрелочкам.

-Прочитайте только имена.

7.Физкультминутка

«У реки росла рябина

А река текла, рябила.

Посредине глубина

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыба – царь

Называется пескарь».

-Назовите слова с новым звуком.

8.Работа с текстом.

«На рыбалке».

Митя и Леша удили рыбу.

Вот ёрш и карась.

А это пескарь.

Дети кладут рыбу в ведро.

Мурзик будет рад улову.

-Как называется рассказ?

-Кто прочитает?

Работа по вопросам.

-Кто удил рыбу?

-Какую рыбу они поймали?

-Куда дети кладут рыбу?

-Кто будет рад улову?

-Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,]

9.Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

Закрепление зрительного образа буквы Р.

-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква  Р.

Задание «Сообрази и запиши»

-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

-Прочитайте получившиеся слова.

-Чем похожи эти слова?

-Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное?

-В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук?

-А мягкий согласный звук?

Задание «Напиши»

-Впиши букву Р.

-Прочитай получившиеся слова.

-Что общего у всех слов первой строчки?

-С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква Р?

-Что было интересным на уроке?

-Возникали затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

-Удалось вам сохранить хорошее настроение?

-Оцените свою работу

-Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

(Слайд 1,2)

-Красным и синим.

-Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.

-А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Десять.

-Шесть: [а],[о],[у],[ы],

[и],[э].

-М, Н.

-Нет.

-Да (учащиеся готовы к продолжению работы)

(слайд №4)

Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук.

-[р] и [р,]

- С буквой  Рр.

-Рыба.

(слайд №6)

-[ р]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

(слайд №7)

-[ы]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

-[б]

-Твердый, согласный звук.

-Синей.

-[а]

-Гласный, обозначим красной фишкой.

-Речка(слайд №8)

            (слайд №9)

-Печатная большая, печатная маленькая.

         (слайд №10)

           

          (слайд №11)

-Парус, ромашка.

           (слайд №12)

-Кирилл, Родион, Рината, Дмитрий, Варвара, Александр, Дарья, Григорий, Егор.

(учащиеся определяют)

-Рама, тарелка, ручка, дверь и т.д.

Учащиеся печатают букву Рр.

-Марина, Нина, рана, имена.

-Нина, Марина.

       (слайд №13)

-Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь.

(слайд №14)

-На рыбалке.

Чтение читающими детьми вслух.

-Митя и Лёша.

-Ерша, карася, пескаря.

-В ведро.

-Мурзик.

-Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.

-Море, нора, рама.

-Есть звук [р]и[р,]

-Нет.

-Нора, рама.

-Море.

Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия.

Имена людей.

-Рр

-[р],[ р,]

Фронтальные ответы детей.

-Да.

-Да.

-Да.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Список использованной литературы:

  1. И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику.
  2. Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс. Тема урока: "Звук [ ц], буква Ц,ц"

Урок обучения грамоте в 1 классе                                              ...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Обучение грамоте, 1 класс Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр

Обучение грамоте, 1 класс  Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр                  ...

Урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В и в."

Полный конспект урока грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в']. Буквы В и в"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Согласные звуки [ г ],[ г`] и буквы Г, г.

Организовать учебную деятельность, направленную на усвоение новой буквы г и звуков, которые она обозначает;  формирование  умения находить  её в словах, читать слова с этой буквой; сове...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...