Обучение грамоте, 1 класс Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Голованова Людмила Юрьевна

Обучение грамоте, 1 класс

  Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр

                                                                     

                                        Пояснительная записка к уроку

Согласно тематическому планированию уроков обучения грамоте по теме  «Сонорные согласные» отводится 6 часов, из них

1-й час - Буквы Лл – Мм, звуки [л][л,][м][м,]

2-й час - Закрепление

3-й час – Буквы Нн, звуки [н][н,]

4-й час – Буквы Рр. [р][р,]

5-й час - Закрепление

 

Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, введение новых знаний)

 

Задачи урока:

1)Познакомить с новой буквой, заселенить ее в Буквоград (на основе соотнесения со звуками , которые  обозначает)

2)Сформировать способ чтения слогов нового типа (ССГ)

3)Развивать коммуникативные умения

4)Расширять словарный запас

5)Развитие ООУ (ставить задачу, планировать действия, действовать по алгоритму)

 

Ожидаемый результат: запомнить начертание новой буквы, соотносить при чтении со звуками, которые она обозначает, научить читать слоги нового типа.

Для того чтобы материал урока учащимся был интересен и понятен, в начальной школе чаще всего применяется метод наглядности. Компьютерная презентация позволяет повысить эффективность использования этого метода, включить у учащихся разные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, ассоциативную            

                                                  

План урока

Этапы урока

Время

1.Организационный                                                    

2.Мотивационный                                         3.Актуализация знаний                                 4.Знакомство с новой буквой                      

5.Применение полученных знаний             

6.Физкультминутка                                       

7.Развитие речи                                             

8.Оценочный. Рефлексия.                              

9.Итог                                                              

1мин.

2мин.

6мин.

6мин.

10мин.

2мин.

9мин.

2мин.

2мин.

 

 

№слайда

   Деятельность учителя

  Деятельность ученика

Организационный этап 1мин.

Мотивационный этап  2мин.

2слайд

-Почему к нам на урок пришел город букв?

Высказывают свои предположения.

Актуализация знаний 6 мин.

3слайд

  • Предлагает помочь Буратино ответить на «хитрый» вопрос

-На какие группы можно распределить изученные буквы?

Предлагают свои версии

 

-Проверим, справились ли мы с заданием?

-Кто нашел все способы?

  • Сравнивают свои варианты с правильным результатом
  • Анализируют свою работу

 

4слайд

-Какие буквы живут в доме самых звонких согласных?

-А вы хотели бы узнать нового жителя этого дома?

  • Вычленяют из изученных буквы сонорных звуков
  • Отвечают на вопрос

Знакомство с новой буквой 6мин.

 

  • Учитель предлагает послушать отрывок из стихотворения М.Либина и назвать звуки, которые особенно часто повторяются

 Человека звали Грека

Это просто и легко

Ехал Грека

Через реку,

Видит Грека

В речке рак.

  • Воспринимают на слух
  • Анализируют
  • Сравнивают
  • Называют самые частотные звуки

5слайд

  • Предлагает выполнить полный звуковой анализ слов «речка», «рак»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Предлагает узнать новую букву

 

 

 

 

Какую  «работу» выполняет строчная буква  р, заглавная буква Р?

  • Производят звуковой анализ с опорой на схему

 

image

(схема на доске)

  • Запоминают начертание
  • Называют букву в соответствии с ее алфавитным названием (эр)

 

С опорой на изученный  материал строят высказывание

6 слайд

-Можно ли поселить букву Р в дом самых звонких согласных?

-Что общего у всех жителей этого дома?

Дополняет высказывания детей:

здесь живут буквы сонорных согласных звуков

-Сравнивают, находят общее

(все обозначают согласные звонкие непарные звуки)

7 слайд

  • Предлагает прочитать слоги, найти среди них слова
  • Обучает чтению слогов со стечением согласных (ССГ)

 

 

  • Помогает  объяснить значение слова
  • Читают с опорой на гласную.
  • Учатся добавлять к открытому слогу согласную и прочитывать слог на одном дыхании.
  • Овладевают способом чтения слогов новой структуры
  • Находят слова среди слогов, объясняют значение  слова

8 слайд

 

  • Предлагает составить из слогов слова по команде стрелки
  • Объединяют слоги в слова.
  • Читают полученные слова.
  • Доказывают правильность выполнения опираясь на значение слова

9 слайд

  • Предлагает ответить на «хитрый» вопрос «Чем отличаются слова в парах?»
  • Организует парную работу

 

 

  • Учит грамотно составлять предложения на заданную тему
  • Учатся работать в парах.
  • Анализируют предложенные пары слов.
  • Находят отличия.
  • Строят ответ на вопрос.
  • Составляют предложения по заданию учителя

Физкультминутка  2мин.

10 слайд

  • Организует чтение чистоговорки, помогает добавить слово в рифму,

показывает движения

 

 

  • Читают.
  • Добавляют подходящее по смыслу слово, сохраняя рифму.
  • Выполняют движения

Развитие речи 8 мин.

11 слайд

  • Предлагает прочитать слова и выполнить задание:

-Среди предложенных слов найти

слова с буквой «именинницей»

  • Соотнести слово с рисунком
  • Предлагает задания:

- Найти слова, к которым нет рисунков

-  Распределить слова на две группы по интересам ( игрушки для девочек и мальчиков )

  • Дети, владеющие этим умением, читают слова
  • Нечитающие дети следят за чтением и находят слова с буквой «именинницей»
  • Соотносят слова с рисунком.
  • Находят слова, к которым нет рисунков.
  • Выполняют классификацию по указанному признаку.

(Нечитающие дети  это задание выполняют по рисункам)

           

12 слайд

  • Дает задание:

прочитать слова хором, выбрать те, которые помогут составить рассказ о любимой игрушке.

 

  • Корректирует  ответы

 

  • Читают слова.
  • Выбирают слова по заданию.
  • Составляют 3-4 предложения на тему: «Моя любимая игрушка»

Оценочный этап. Рефлексия. 2мин.

13 слайд

  • Просит выбрать рисунок, соответствующий настроению

- Какие задания на уроке вызвали самый наибольший интерес?

 

  • Выбирают  рисунок, аргументируют ответ.
  • Вспоминают задания урока, выделяют самое интересное и самое трудное.

Итог 2мин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ob.gr_._1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Обучение грамоте, 1 класс

  Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр


Информация об авторе.

Обучение грамоте, 1 класс

  Тема урока: Звуки [ р р’ ], буквы Рр

                                                                      

        Пояснительная записка к уроку

Согласно тематическому планированию уроков обучения грамоте по теме  «Сонорные согласные» отводится 6 часов, из них

1-й час - Буквы Лл – Мм, звуки [л][л,][м][м,]

2-й час - Закрепление

3-й час – Буквы Нн, звуки [н][н,]

4-й час – Буквы Рр. [р][р,]

5-й час - Закрепление

Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, введение новых знаний)

Задачи урока:

1)Познакомить с новой буквой, заселенить ее в Буквоград (на основе соотнесения со звуками , которые  обозначает)

2)Сформировать способ чтения слогов нового типа (ССГ)

3)Развивать коммуникативные умения

4)Расширять словарный запас

5)Развитие ООУ (ставить задачу, планировать действия, действовать по алгоритму)

Ожидаемый результат: запомнить начертание новой буквы, соотносить при чтении со звуками, которые она обозначает, научить читать слоги нового типа.

Для того чтобы материал урока учащимся был интересен и понятен, в начальной школе чаще всего применяется метод наглядности. Компьютерная презентация позволяет повысить эффективность использования этого метода, включить у учащихся разные виды памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, ассоциативную                 

        

План урока

Этапы урока

Время

1.Организационный        

2.Мотивационный                                         3.Актуализация знаний                                 4.Знакомство с новой буквой                      

5.Применение полученных знаний              

6.Физкультминутка                                        

7.Развитие речи                                              

8.Оценочный. Рефлексия.                              

9.Итог                                                              

1мин.

2мин.

6мин.

6мин.

10мин.

2мин.

9мин.

2мин.

2мин.

№слайда

   Деятельность учителя

  Деятельность ученика

Организационный этап 1мин.

Мотивационный этап  2мин.

2слайд

-Почему к нам на урок пришел город букв?

Высказывают свои предположения.

Актуализация знаний 6 мин.

3слайд

  • Предлагает помочь Буратино ответить на «хитрый» вопрос

-На какие группы можно распределить изученные буквы?

Предлагают свои версии

-Проверим, справились ли мы с заданием?

-Кто нашел все способы?

  • Сравнивают свои варианты с правильным результатом
  • Анализируют свою работу

4слайд

-Какие буквы живут в доме самых звонких согласных?

-А вы хотели бы узнать нового жителя этого дома?

  • Вычленяют из изученных буквы сонорных звуков
  • Отвечают на вопрос

Знакомство с новой буквой 6мин.

  • Учитель предлагает послушать отрывок из стихотворения М.Либина и назвать звуки, которые особенно часто повторяются

 Человека звали Грека

Это просто и легко

Ехал Грека

Через реку,

Видит Грека

В речке рак.

  • Воспринимают на слух
  • Анализируют
  • Сравнивают
  • Называют самые частотные звуки

5слайд

  • Предлагает выполнить полный звуковой анализ слов «речка», «рак»

  • Предлагает узнать новую букву

Какую  «работу» выполняет строчная буква  р, заглавная буква Р?

  • Производят звуковой анализ с опорой на схему

(схема на доске)

  • Запоминают начертание
  • Называют букву в соответствии с ее алфавитным названием (эр)

С опорой на изученный  материал строят высказывание

6 слайд

-Можно ли поселить букву Р в дом самых звонких согласных?

-Что общего у всех жителей этого дома?

Дополняет высказывания детей:

здесь живут буквы сонорных согласных звуков

-Сравнивают, находят общее

(все обозначают согласные звонкие непарные звуки)

7 слайд

  • Предлагает прочитать слоги, найти среди них слова
  • Обучает чтению слогов со стечением согласных (ССГ)

  • Помогает  объяснить значение слова
  • Читают с опорой на гласную.
  • Учатся добавлять к открытому слогу согласную и прочитывать слог на одном дыхании.
  • Овладевают способом чтения слогов новой структуры
  • Находят слова среди слогов, объясняют значение  слова

8 слайд

  • Предлагает составить из слогов слова по команде стрелки
  • Объединяют слоги в слова.
  • Читают полученные слова.
  • Доказывают правильность выполнения опираясь на значение слова

9 слайд

  • Предлагает ответить на «хитрый» вопрос «Чем отличаются слова в парах?»
  • Организует парную работу

  • Учит грамотно составлять предложения на заданную тему
  • Учатся работать в парах.
  • Анализируют предложенные пары слов.
  • Находят отличия.
  • Строят ответ на вопрос.
  • Составляют предложения по заданию учителя

Физкультминутка  2мин.

10 слайд

  • Организует чтение чистоговорки, помогает добавить слово в рифму,

показывает движения

  • Читают.
  • Добавляют подходящее по смыслу слово, сохраняя рифму.
  • Выполняют движения

Развитие речи 8 мин.

11 слайд

  • Предлагает прочитать слова и выполнить задание:

-Среди предложенных слов найти

слова с буквой «именинницей»

  • Соотнести слово с рисунком
  • Предлагает задания:

- Найти слова, к которым нет рисунков

-  Распределить слова на две группы по интересам ( игрушки для девочек и мальчиков )

  • Дети, владеющие этим умением, читают слова
  • Нечитающие дети следят за чтением и находят слова с буквой «именинницей»
  • Соотносят слова с рисунком.
  • Находят слова, к которым нет рисунков.
  • Выполняют классификацию по указанному признаку.

(Нечитающие дети  это задание выполняют по рисункам)

           

12 слайд

  • Дает задание:

прочитать слова хором, выбрать те, которые помогут составить рассказ о любимой игрушке.

  • Корректирует  ответы

  • Читают слова.
  • Выбирают слова по заданию.
  • Составляют 3-4 предложения на тему: «Моя любимая игрушка»

Оценочный этап. Рефлексия. 2мин.

13 слайд

  • Просит выбрать рисунок, соответствующий настроению

- Какие задания на уроке вызвали самый наибольший интерес?

  • Выбирают  рисунок, аргументируют ответ.
  • Вспоминают задания урока, выделяют самое интересное и самое трудное.

Итог 2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [й᾿], согласная буква Й, й"(1 класс)...

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...

Методическая разработка урока. Урок по литературному чтению в 1 классе (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [ф], [ф’], буква Ф, ф. Российский флаг.»

Тип урока: открытие нового  знания.Вид урока: урок смешанного типа.Образовательные технологии, элементы технологий,используемые на уроке:Информационно – коммуникационная технологияЗдоровьес...