Урок чтения А. Л. Барто .Разлука
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кирова Лилия Владимировна

Урок литературного чтения .А.Л.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass_barto.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  чтения в 3 классе.

Автор: Кирова Лилия Владимировна

Тема: А. Л. Барто  «Разлука».                                                                                                                                

Цели:

- расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного досуга.

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с содержанием произведений А.Барто ;

Научатся выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст; выявлять основную мысль произведения;

Регулятивные: читать осознанно, бегло, выразительно, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: отбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, строить диалог, вырабатывать критерии оценивания поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, осмыслять базовые ценности, рассказывать о своих чувствах, делиться своим эмоциональным состоянием.

Оборудование: портрет А.Л. Барто, компьютер,  компьютерная презентация по теме урока.

1 .Приветствие.

Добрый день уважаемые гости , добрый день ребята!

Давайте поприветствуем друг друга по-европейски(рукопожатия), а теперь по-японски, а сейчас привычным для вас способом(помахать рукой), а в одной африканской республике протягивают сразу две руки и при этом дуют на них(попробуйте). Поприветствуйте наших гостей (Повернулись ,кивнули)

 Садимся, спинки прямые , ножки вместе …

- Мы рады видеть вас! (Вместе)

 - Поднимите  руки   любит,  когда приходят гости? Это приятно , но и ответственно. Давайте настроимся на работу и постараемся провести урок так, чтобы он запомнился нашим  гостям, и им ещё раз захотелось прийти к нам.     

                            

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1. На доске в качестве эпиграфа написано высказывание  из песенки

 «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»  

          (Любое дело надо делать с хорошим настроением, только так оно пойдет на пользу и принесет успех, а если учиться без настроения, то можно многое пропустить и не запомнить)

Настроились на  работу.

3.Речевая разминка.

Урок наш начнем  с речевой разминки.

Представьте, что вы в лес попали , вокруг много одуванчиков, подуйте на них (вдох , дуем) , повторите 3 раза

 Представьте ,что вы барабанщики. Произнесите звук Д чередуя  громко /тихо.  Поиграем в «ЭХО» (смех, экран, олень, мель, коса, уточка)

Наша речь  должна быть красивой и в этом нам помогают скороговорки. У вас на партах  у каждого лежит скороговорка. Потренируйтесь в полголоса произнесите ее, а потом мы вас послушаем.

4 .Проверка домашнего задания.

Ребята, что было задано на дом? (Стихотворение наизусть С. Маршака) .                                                                 Прежде чем приступим к прослушиванию , давайте вспомним как правильно читать стихи наизусть

 (Сообщить ФИО автора и название, передаем настроение стихотворения, делаем где надо паузы, правильно ставим ударение)

Напоминаю:

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка"4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Попрошу Вас слушать внимательно, своих товарищей, оценивать будете вы.

5. Переход к новой теме.:

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать? 
– Какие произведения входят в этот раздел? 
– А вы любите стихи?

6. Игра «Продолжи». Один начинает  читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком, 
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте 
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

– Назовите автора этих стихов? 

Тема  сегодняшнего урока : А. Л. Барто  «Разлука».                                                                                                                                

7.Сообщение цели:                                                                                                                                                       расширим представление о творчестве А.Л. Барто;                                                                                                       познакомимся с новым стихотворением;                                                                                                                    будем развивать навык выразительного чтения;                                                                                            найдем главную мысль стихотворения:                                                                                    продолжим  формировать навык анализа стихотворения;                                                                           продолжим воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.

8. Знакомство с биографией. (Сопровождение файлами из презентации)

Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства» .

Расскажет нам о биографии писательницы группа «литературоведов»

1. Агния Львовна Барто –родилась в 1906 году в Москве в семье ветеринара. Настоящее имя – Гетель  Лейбовна Волова. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Она получила прекрасное образование, с раннего детства занималась музыкой и танцами. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком.

2.  Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Первые стихи для детей Агния Львовна сочинила в соавторстве со своим мужем, поэтом Павлом Барто.

В 1925 году увидели свет два ее сборника – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», после которых новые книги уже следовали одна за другой.

3.   В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение  Агнии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот" (1934), "Снегирь" (1939). Некоторые ее стихи стали известными песнями.

4.   В конце тридцатых она попробовала себя в качестве кинодраматурга, написав совместно с Риной Зеленой сценарий фильма «Подкидыш» "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер". . Во время войны Барто некоторое время работала корреспондентом на Западном фронте, писала военные очерки и стихи, выступала на радио.

5.    В самом конце войны, перед Днем Победы в семье

А. Л. Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.

В послевоенные годы в течении 9 лет  А. Л. Барто вела на радио передачу «Найти человека» ,в которой занимались поисками людей, которые были разлучены войной. Около 1000 семей воссоединились благодаря передаче. Позже Агния Барто напишет повесть «Найти человека».

 6.     В 1976 году ей была присуждена Международная премия им.  Г. Х. Андерсена за большой вклад в детскую литературу. А еще у нее было много орденов и медалей.

7.   Астрономы назвали именем поэтессы маленькую звезду, расположенную между орбитами Марса и Юпитера.

8.    Умерла А. Л. Барто  1 апреля 1981 г. в городе  Москве. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства. 

11.Физминутка 

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись.

Вправо, влево наклонись.

Руки вверх! Перед собой!

Топни правою ногой!

Повернись направо к другу

Пожелай ему успеха

Улыбнись и за парту садись.

Дружно маме помогаем -                                                                                                                                          Пыль повсюду вытираем.                                                                                                                                     Мы белье теперь стираем,                                                                                                                 Полощем, отжимаем.                                                                                                                              Подметаем все кругом.                                                                                                                                                                                     И бегом за молоком.                                                                                                                                              Маму вечером встречаем,                                                                                                                                    Двери настежь открываем.                                                                                              Маму крепко обнимаем.

9. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». 

Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.  Группа «филологов» нам помогут с ними разобраться.

1.Словарная работа

разлука – отлучение друг от друга на определённое время, 
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся,

командировка – отъезд, связанный с работой, 
витает – носится в вышине, 
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области. 

 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ. 

Как думаете по названию стихотворения можно  ли определить о чем пойдет речь ?                                                                            

-Откройте учебники на стр.112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.                      

 Кто станет героем стихотворения?

– Что можно рассказать об этом мальчике?

Какое оно будет веселое или грустное?                                                                                                                            Сейчас проверим ваш прогноз.

10. Первичное чтение (Знакомство со стихотворением.)  

Исполняют наши «Артисты». Слушаем внимательно.

Спасибо группе артистов.

-Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?

О чём задумались во время прослушивания?  (высказывания детей)

Прочитайте теперь самостоятельно стихотворение.

5.АНАЛИЗ ТЕКСТА 

От имени кого написано стихотворение?

–Как чувствует себя мальчик без мамы?                                                                          (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

-Перечислите  что делал мальчик для мамы.

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы?

Мальчик ест морковку, но он не просто ее ест он ест овощи и фрукты, которые дает мама, а во фруктах витамины, которые необходимы для  рост и здоровья детей. Это морковь, свекла, яблоки.

Все что мы перечислили, это когда мама была дома.

3) Где теперь мама? Прочитайте.

4) Изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы?

(отложил в сторонку гаммы)

Как еще?

(нагляделся в телевизор)

Ребята. Он сидел за телевизором столько, сколько он хотел, а это вредно для зрения. Телевизор нужно смотреть в определенное время и смотреть детские передачи.

Что он увидел по телевизору?  (Там у них одна актриса ходит в маминой прическе)

Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками? (что мальчик очень скучает по маме и потому ее видит повсюду)

Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?

Посмотрите на их настроение.( Им грустно, скучно без мамы.)

Как папа старается успокоить мальчика?

1) Что теперь  делает мальчик?

2) по привычке или от скуки мальчик делает?

Рассудить с детьми, что его к этому приучила мама, что все нужно выполнять правильно, поступать хорошо и добросовестно.

1) ребята, какое произведения мы прочитали?(Разлука)

А жанр? Как вы это поняли?

2) Почему Агния Барто его так назвала?

3) Какое чувство вызвало у вас произведение?
А вы бы могли сказать, что это произведение написано от вашего имени? Почему? ( Потому что бывают дни когда приходится расставаться с мамой, а без нее скучно, грустно)

Что хочется пожелать всем деткам?

 Пусть наши мамы всегда будут рядом с нами! И у них всегда будет хорошее настроение!

А от кого оно зависит?  

Как будем к мамам относиться?

Чтобы лучше понять стихотворение и научится выразительно читать проделаем следующую работу.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

-Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

-Найдите имена существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.

-Как, по-вашему, автор относится к мальчику?(переживает, сочувствует)

А теперь каждый сам должен попытаться прочитать выразительно.

Но сначала давайте обратим внимание на некоторые моменты. .

 Как вы думаете, как стоит прочитать первую часть, что мальчик в этот момент переживает?   (он обижен ,сердится ,что все делал для мамы, а ее нет)

-Правильно.  

А как думаете какое слово надо выделить голосом? (Стоит делать смысловое ударение на слово «ВСЕ».)

 Обратите также внимание, что под конец чувствует наш герой? ( наш герой, будто расстраивается) Значит интонация должна стать более спокойной, грустной.

Прочитайте 2 раза  стихотворение шепотом , а  потом мы вас послушаем.

12. Первичное применение полученных знаний.

-Ваше время на самоподготовку закончилось. Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Ученики по желанию с места выразительно читают стихотворение.

13. Виктрорина

Викторина: Про кого и из чего?

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине? 
(Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости) 
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз? 
(В 1 класс)
6.Какой кружок не посещала болтунья Лида? (Танцевальный кружок)
7.Как звали девочку-рёвушку? (Это Ганя-ревушка)
8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»? (Синего)
9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?
(Утром брату помогала,— он с утра конфеты ел.)
10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.)
11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Озера начал повторять и горы на востоке).
12.Кого держал мальчик в пустой спичечной коробке в стихотворении «Юный натуралист»? (В пустой коробке спичечной четыре муравья).
13.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня – 
Есть фонарик у меня. 
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем, 
А посмотришь вечерком – 
Он с зеленым огоньком, 
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой. ) 
14.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?
(Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.)
15. О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»? 
(Прыгалка-скакалка)
16.Про какую страшную птицу написала А.Л.Барто? (Про воробья)
17.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»? (Санитары)
18.Кто из членов семьи был на футболе с Петей? (Бабушка)

21.Какое стихотворение имеет такое же название, что и одна из басен
И. Крылова? (Квартет)

23.Назовите стихотворения о мамах? 
(Разлука. Мама. Мама-болельщица. Мама поет. Разговор с мамой)
24.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?
( Павлик:
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!)

26. Что смотрели в театре Люба с подругой? (Балет)
27.Какое стихотворение А.Барто называется как русская народная сказка? (Гуси-лебеди) 

29.Кто из героев стихотворения так говорил: « А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!» ( Лида)

14.ИТОГ

Вот и подошел к концу наш урок.

Чему учились на уроке?

15.Рефлексия

А теперь мне бы хотелось посмотреть какое впечатление произвел на вас урок.

 Кому было интересно, узнал для себя новое поднимите зеленую карточку.

Кому  урок показался скучным, поднимите желтую карточку.

Кто сожалеет о том что попал на этот урок и потерял время зря поднимите красную карточку.

Вы сейчас пойдете домой о чем напомнили вам цвета карточек?

СПАСИБО за урок . Всем до свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Агния Львовна Барто «Разлука», «В театре» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтенияТема: Агния Львовна Барто «Разлука», «В театре». Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Л. Барто, п...

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто "Разлука" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучение правильному чтению стихов;Планируемые результатыПредметные:уметь прогнозировать содержание произведения;планиро...

Конспект урока литературного чтения А. Л. Барто «Разлука» ( УМК "Школа России", 3 класс )

Конспект урока литературного чтенияТема: А. Л. Барто  «Разлука» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто, обучать правильному чтению ...

Технологическая карта урока Чтения А. Л. Барто «Мы не заметили жука…», «Вовка – добрая душа». (2 класс, УМК Школа России)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведений Агнии Барто.Задачи урока: Дидактические:вспомнить с детьми сведения об авторе А. Л. Барто;знать содержание ст...