Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу « Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями).

- Примерных программ. Литературное чтение. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, 2019.

- Учебника «Литературное чтение». 3  класс. В 2 частях. Авторы:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.  Голованова. Просвещение, 2017 г.;

 - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

Целями изучения предмета «Литературное чтение» являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» основных задач образовательной области «Филология»:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

- формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который  во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты;

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 138 часов. Выполнение учебной программы в полном объеме будет обеспечено за счет объединения тем раздела «Советуем прочитать».

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым  местам  своей  Родины,  местам,  воспетым  в  произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до  слушателей,  используя  художественные  формы  изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять  сборники  стихов  и  рассказов  о  Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».  

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- формулировать  учебную  задачу  урока  в  мини-группе (паре),  принимать  её,  сохранять  на  протяжении  всего  урока, периодически   сверяя   свои   учебные   действия   с   заданной задачей;

- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); l составлять план работы по решению учебной задачи урока в  мини-группе  или  паре,  предлагать  совместно  с  группой (парой) план изучения темы урока;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.  

Обучающиеся получат возможность научиться: 

- формулировать  учебную  задачу  урока  коллективно, в  мини-группе  или  паре;

- формулировать  свои  задачи  урока  в  соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной   речи,   без   искажений,   выразительно,   выборочно и пр.);

- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать  свой  индивидуальный  план  работы  (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

-принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана.

Познавательные УУД

Обучающиеся  научатся: 

- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных  заданий.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

- находить необходимую информацию в тексте литературного  произведения,  фиксировать  полученную  информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему  вопросов  учителя  (учебника),  выявлять  основную мысль  произведения,  обсуждать  её  в  парной  и  групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,  олицетворения,  использовать  их  в  своих  творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной  постановки,  кинофильмом,  диафильмом  или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы  раздела,  темы  урока  или  давать  название  выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных  произведений,  выявлять  особенности  их  поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков   литературы   (Пушкина,   Лермонтова,   Чехова, Толстого,  Горького  и  др.)  для  русской  и  мировой  литературы.

           Коммуникативные  УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное  или  прослушанное  произведение,  проявлять  активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного  поведения,  предлагать  компромиссы,  способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на  протяжении  всей  работы  в  группе,  соотносить  с  планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным  критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному  произведению; создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым  событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности.

Обучающиеся научатся:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных  высказываниях;  предлагать  свои  варианты  разрешения конфликтных ситуаций;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое  ударение,  паузы,  особенности  жанра  (сказка сказывается,  стихотворение  читается  с  чувством,  басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать  примеры  из  прочитанных  произведений,  доказывая свою точку зрения;

- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять  самостоятельно  план  пересказа,  продумывать связки для соединения частей;

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.  

            Творческая деятельность.

Обучающиеся научаться:

- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием

- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя; сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие  нравственные  ценности,  осознавать  русские  национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по  данной  теме,  делать  подборку  наиболее  понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить  проекты  на  тему  праздника  («Русские  национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники  на  Руси»  и  др.);  

- участвовать  в  литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых  великим  русским  поэтам;  участвовать  в  читательских  конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

            Литературоведческая  пропедевтика.

Обучающиеся научаться:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

- находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающиеся получат возможность научиться:  

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной  выразительности.  

- допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

- проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.

Содержание  учебного предмета

Знакомство с учебником  

Самое великое чудо на свете  

      Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество  

      Русские народные песни. Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1  

      Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели  

       А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь 2  

      Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки  

      Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы  

      М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

      С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое  

      М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 

      С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок  

      Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов  

      Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература  

      «Храбрый Персей», Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Советуем почитать  

       Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей». А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

№ п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

2

Самое великое чудо на свете.

2

3

Устное народное творчество.

15

4

Поэтическая тетрадь 1.

10

5

Великие русские писатели.

19

6

Поэтическая тетрадь 2.

4

7

Литературные сказки.

10

8

Были – небылицы.

9

9

Поэтическая тетрадь 1.

6

10

Люби живое.

16

11

Поэтическая тетрадь 2.

6

12

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

15

13

По страницам детских журналов.

9

14

Зарубежная литература.

10

15

Советуем почитать.

6

Итого фактически:

138

График выполнения практической части программы

п/п

Тема

Вид работы

Дата проведения

1.

Поэтическая тетрадь 1.

Проверочная  работа.  

 18.10

2.

Литературные сказки.

Проверочная работа.  

 24.12

3.

Люби живое.

Проверочная  работа.

 27.02

4.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

Проверочная работа.

 15.04

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема  

Раздел

Кол-во часов

Вступление

1

1.

03.09

Вводный инструктаж.

Книга как источник необходимых знаний. Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

Самое великое чудо на свете

2

2.

04.09

Рукописные книги Древней Руси. Элементы книги.

1

3.

05.09

Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Устное народное творчество

15

4.

06.09

Особенности русского народного фольклора. Русские народные песни.

1

5.

10.09

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1

6.

11.09

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и  богородская игрушки.

1

7.

12.09

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

8.

13.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Составление плана пересказа.

1

9.

17.09

Чему учит русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

1

10.

18.09

Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк».

1

11.

19.09

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

1

12.

20.09

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк». Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)

1

13.

24.09

Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» .

1

14.

25.09

Русская народная сказка «Сивка- бурка». Деление текста на части, составление плана сказки .

1

15.

26.09

Русская народная сказка «Сивка- бурка». Воспроизведение текста с опорой на план.

1

16.

27.09

Создание собственного текста на основе художественного произведения. «Сочиняем волшебную сказку».

1

17.

01.10

Внеклассное чтение. Определение особенностей художественного текста. Волшебные сказки.

1

18.

02.10

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

Поэтическая тетрадь 1

10

19.

03.10

Я. Смоленский. Как научиться читать стихи. Особенности стихотворного произведения (ритм, рифма)

1

20.

04.10

Русские поэты XIX– XX веков. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Нахождение в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

1

21.

08.10

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различие, выделение особенностей. Ф.И. Тютчев «Листья». Устное сочинение- миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1

22.

09.10

Русские поэты XIX– XX веков. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

23.

10.10

Обновление природы, отраженное в стихах
И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

24.

11.10

Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы»

1

25.

15.10

Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство»

1

26.

16.10

И.З. Суриков «Зима». Нахождение средств художественной выразительности в тексте (синонимы, антонимы, эпитеты)

1

27.

17.10

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

28.

18.10

Проверочная работа по темам раздела «Поэтическая тетрадь 1»

1

Великие русские писатели

19

29

22.10

А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество.

1

30

23.10

Картины природы в стихах А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» , «За весной, красой природы…»,  «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».

1

31.

24.10

Звуки и краски зимы в стихах А. С. Пушкина «Зимнее утро»,  «Зимний вечер».

1

32.

25.10

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сходство русской народной сказки и авторской сказки
Тема сказки. События сказочного текста

1

33.

06.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности волшебной сказки

1

34.

07.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Нахождение средств художественной выразительности в тексте (синонимы, антонимы, эпитеты)

1

35.

08.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Чтение по ролям, инсценирование.

1

36.

12.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».  Характеристика героев произведения.

1

37.

13.11

И. А. Крылов. Биография и творчество. Басня как жанр дидактической литературы.  Особенности басни.

1

38.

14.11

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»,  «Мартышка и очки». Мораль басен.

1

39.

15.11

Инсценирование басен И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

40.

19.11

Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…».

1

41.

20.11

Лирические стиха М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Осень».

1

42.

21.11

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

43.

22.11

Л.Н. Толстой «Акула». Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием.

1

44.

26.11

Л.Н. Толстой «Прыжок». Характеристика героя произведения, выраженные через его поступок.

1

45.

27.11

Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный пересказ.

1

46.

28.11

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Особенности текста-описания и текста-рассуждения, их отличительные признаки.

1

47.

29.11

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1

Поэтическая тетрадь 2

4

48.

03.12

Описание природы в произведениях Н.А. Некрасова «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».

1

49.

04.12

Повествовательное произведение в стихах Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Характеристика главного героя.

1

50.

05.12

Лирическое произведение. К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

51.

06.12

Роль детских воспоминаний в стихах  И.А. Бунина «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1

Литературные сказки

10

52.

10.12

Знакомство с литературными сказками. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

1

53.

11.12

Специфические особенности жанра литературной сказки Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

54.

12.12

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героя произведения, выраженная через поступки и речь.

1

55.

13.12

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница». Главная мысль произведения.

1

56.

17.12

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница». Характеристика героев сказки на основе его намерений и поступков.

1

57.

18.12

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница». Составление плана к сказке.

1

58.

19.12

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

1

59.

20.12

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнительная характеристика главных героев сказки.

1

60.

24.12

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

61.

25.12

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

Были - небылицы

9

62.

26.12

М. Горький «Случай с Евсейкой». Деление текста   на смысловые части.

1

63.

27.12

М. Горький «Случай с Евсейкой». Составление  небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст.

1

64.

09.01

Человек и животные К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

65.

10.01

К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей». Деление текста смысловые части, составление плана пересказа.

1

66.

14.01

К.Г. Паустовский « Растрёпанный воробей». Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный пересказ.

1

67.

15.01

А.И. Куприн «Слон». Деление текста смысловые части, составление плана пересказа.

1

68.

16.01

А.И. Куприн «Слон». Составление  небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст.

1

69.

17.01

Обобщающий урок по разделу «Были -небылицы».

1

70.

21.01

Внеклассное чтение. Сказки русских писателей.

1

Поэтическая тетрадь 3

6

71.

22.01

С. Чёрный.  Стихи о животных « Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон».

1

72.

23.01

Картины зимних забав А.А. Блок «Ветхая избушка».

1

73.

24.01

Картины зимних забав А.А. Блок «Сны».

1

74.

28.01

А.А. Блок  «Ворона». Нахождение средств художественной выразительности в тексте (метафора, эпитеты)

1

75.

29.01

Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

1

76.

30.01

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3».

1

Люби живое

16

77.

31.01

Автобиографическое повествование. М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

78.

04.02

О братьях наших меньших .И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек».

1

79.

05.02

И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек». Сравнение своих наблюдений за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.

1

80.

06.02

Верность и преданность в произведении В.И. Белова «Малька провинилась».

1

81.

07.02

В.И. Белов «Еще про Мальку». Характеристика главных героев рассказа.

1

82.

11.02

О чем заставил задуматься  рассказ В.И. Белова «Еще про Мальку»?

1

83.

12.02

Реальность и вымысел в произведении В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

84.

13.02

В.В. Бианки «Мышонок Пик». О чем заставил задуматься  автор сказки?

1

85.

14.02

Животные в нашем доме. Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

86.

18.02

Б.С. Житков «Про обезьянку». Нахождение в тексте отрывков по заданию в учебнике, оценивание событий, героев.

1

87.

19.02

Б.С. Житков «Про обезьянку».  Освоение разных видов пересказа художественного текста: сжатый  пересказ.

1

88.

20.02

В.Л. Дуров «Жучка». Сравнение своих наблюдений за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.

1

89.

21.02

В.Л. Дуров «Жучка».  Деление текста на смысловые части, составление плана пересказа.

1

90.

25.02

 Основная мысль произведения В.П. Астафьева «Капалуха». Мотивы поступков героев литературного произведения

1

91.

26.02

Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

92.

27.02

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа по разделу «Люби живое».

1

Поэтическая тетрадь 4

6

93.

28.02

Цвета и звуки в стихотворении С.Я. Маршака «Гроза днём».

1

94.

03.03

Стихи о детях.  А.Л. Барто «Разлука».

1

95.

04.03

Стихи о детях. А.Л. Барто « В театре».

1

96.

05.03

С.В. Михалков о детских фантазиях в стихотворениях  «Если», «Рисунок».

1

97.

06.03

Любовь к животным в стихах Е.А. Благиной «Кукушка», «Котенок».

1

98.

10.03

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4».

1

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

15

99.

11.03

Положительные качества человека.  Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1

100.

12.03

Описание природы в рассказе А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

101.

13.03

А.П. Платонов «Цветок на земле». Деление  текста  на смысловые части, выделение  микротем каждой части

1

102.

17.03

Рассказы о детях.  А.П. Платонов «Ещё мама».

1

103.

18.03

А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью.

1

104.

31.03

 Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова».

1

105.

01.04

 М.М. Зощенко «Золотые слова». Характеристика  героев произведения.

1

106.

02.04

 М.М. Зощенко «Золотые слова». Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием.

1

107.

03.04

Общение и поступки детей в рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

108.

07.04

М.М. Зощенко «Великие путешественники». Сравнительная характеристика героев.

1

109.

08.04

Юмористические рассказы для детей Н.Н. Носов «Федина задача».

1

110.

09.04

Особенности юмористического рассказа. Н.Н. Носов «Федина задача».

1

111.

10.04

Н.Н. Носов «Телефон». Выявление в тексте и осмысление элементов смешного, юмористического изображения картин жизни.

1

112.

14.04

В.Ю. Драгунский «Друг детства». Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

1

113.

15.04

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

1

По страницам детских журналов

9

114.

16.04

 «Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

115.

17.04

 «Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

116.

21.04

Юмор в рассказе Ю.И. Ермолаева  «Проговорился». Чтение текста в лицах.

1

117.

22.04

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» Отношение автора к описываемым событиям и героям произведения

1

118.

23.04

Веселые стихи для детей.  Г.Б. Остер «Вредные советы».

1

119.

24.04

Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Создание собственного текста на основе художественного произведения.

1

120.

28.04

Шутливое искажение действительности в стихах Р. Сефа «Весёлые стихи».

1

121.

29.04

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

1

122.

30.04

Внеклассное чтение. «По страницам детских журналов». Смешное в юмористических произведениях писателей и поэтов.

1

Зарубежная литература

10

123.

05.05

Мифы Древней Греции. Знакомство с древнегреческим мифом «Храбрый Персей».

1

124.

06.05

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Можно ли поступок Персея назвать подвигом?

1

125.

07.05

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Фразеологизмы как средства языковой

выразительности.

1

126.

08.05

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Для чего нам нужны мифы?

1

127.

12.05

Великий сказочник Г.Х. Андерсен и его сказка «Гадкий утёнок».

1

128.

13.05

Нравственный смысл  сказки Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

129.

14.05

У каждого свое место в природе. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

130.

15.05

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Составление плана к сказке.

1

131.

19.05

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1

132.

20.05

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1

Советуем почитать

5

133.

21.05

Советуем прочитать. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

1

134.

22.05

Советуем прочитать. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

1

135.

26.05

Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

1

136.

27.05

Советуем прочитать. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».

1

137.

28.05

Советуем прочитать. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».

1

138

29.05

Советуем прочитать. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...

Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»

1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2

Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...

Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе

Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...