Урок литературного чтения по теме "Чувство юмора в поэзии". 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок литературного чтения по теме

"Чувство юмора в поэзии".

1 класс УМК

 "Перспективная начальная школа"

 

Технологическая карта урока

Урок: Литературное чтение

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового текста для чтения, осмысление связей и отношений в данном тексте

Задачи урока:

  • образовательные: создать условия для ознакомления, понимания и осмысления уч-ся стихотворения Тима Собакина “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
  • коррекционно-развивающие:
    • cоздать условия для дальнейшей работы по формированию навыков правильного, осознанного чтения,
    • создать условия для формирования умения работать с учебником как источником информации,
    • коррегировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) через использование различных заданий
    • расширять и активизировать словарный запас учащихся через словоизменение, словообразование, упражнения в подборе слов-названий признаков
  • воспитательные: способствовать воспитанию у школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства, воспитывать культуру общения через работу в парах (группах).

Оборудование:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Карточки со словами “БАЦ”, “ТОП”, “ШЛЁП”, “ШМЯК”
  • ТСО (интерактивная доска, компьютер. мультимедийный проектор, колонки, презентация см. Приложение)

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационное начало урока

Приветствие.

- Вспомните песенку В. Шаинского “Улыбка”

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку, а вы мне - свою! (посмотреть с улыбкой на каждого ученика)

- Как красиво вы улыбаетесь!

2. Целеполагание. Актуализация знаний.

- Скажите, пожалуйста, у кого из вас есть чувство юмора? Кто любит посмеяться?

- Хотите узнать, почему я задала вам этот вопрос?

- Тогда откройте Тетрадь и найдите тему нашего урока. (Учащиеся открывают тетрадь, находят нужную страницу, читают тему урока “ Чувство юмора в поэзии” про себя, озвучивает вслух 1 ученик).

- Что такое ЮМОР? Что понимаем под словом “поэзия”? (предположения)

- Поставьте цель урока: Что мы можем узнать на уроке? Чему будем учиться? (формулируют цель урока)

- Начнем как всегда с “речевой зарядки”

Задание №1 Читаем 1 строчку про себя, вслух...

(Читают строчки слов с наращиванием слогов, объясняют значение незнакомых слов)

- Читаем 2-ю строчку про себя, вслух....

Сравните слова: много – немного - немножко. (Показ жестами)

3. Основной этап.

Мотивация

- Откройте учебник, найдите тему урока. (Поиск нужной страницы в учебнике)

- Назовите автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Тим.Собакин)

Презентация.

Слайд №1 Тим Собакин – это псевдоним Андрея Викторовича Иванова, автора детских книг... Слайд №2 “Все наоборот”, “Игра в птиц”, “Здравствуй, гусь”, “Песни бегемотов” и др.)

Чтение интриги с.48 учителем (мальчик-с-пальчик просит прочесть название стихотворения)

- Кто такой мальчик-с-пальчик? Вы поможете ему выполнить задание?

- Прочитайте название стихотворения. (Читают название про себя, 1 ученик вслух)

- Докажите, что мальчик-с-пальчик – хитрец. (Обнаруживают несоразмерность названия стихотворения и самого текста)

- Прочитайте слова в скобках. Что обозначает выражение “Немножко необычное нестихотворение”? (Предполагают)

Аудирование. Работа по содержанию текста

-Послушайте теперь само стихотворение. Закройте глаза. (Слушают с закрытыми глазами.)

- Кто герои этого произведения?

- Опишите Бегемота. Какой он в стихотворении? Почему ЛОВКИЙ?

- Какой бегемот на самом деле?

Слайд №3 Бегемот

- Выберите подходящие слова-названия признаков. (На слайде убирают неподходящие слова-признаки)

- Что вы знаете о мухе? (Описывают)

- Почему муха в стихотворении “НАХАЛЬНАЯ”? Подберите близкие по значению слова-названия признаков (Наглая, бесстыжая, бессовестная)

- Рассмотрите муху на иллюстрации в учебнике.

- Похожа ли она на настоящую? (Сравнивают, находят ошибку: на рисунке у мухи 4 лапки, а у насекомых - 6)

Слайд №4 Муха

- Какие звуки издавала муха? Прочитайте по-разному.

- Хотите услышать жужжание мухи?

(Слушают звукозапись, на слайде – нажать на значок)

- Попробуем прочитать так, чтобы передать жужжание мухи.

(Чтение 1-2 учениками)

- А сейчас будем работать в парах (группах).

Динамический момент – пересаживание.

- Каждая пара (группа) получает задание. Договоритесь, кто подойдет ко мне за заданием.. (1 человек от пары (группы) подходит к столу, выбирает карточку с заданием)

- Внимание, задание! Прочитайте стихотворение друг другу, найдите слово с карточки в тексте и объясните, что оно обозначает.

Работа в парах (группах). Проверка

Учитель-консультант

- Проверим, как вы справились с заданием. Договоритесь, кто будет отвечать!

Дополнительные вопросы после отчета каждой пары (группы):

Карточка со словом “БАЦ”

(БАЦ - с таким звуком падала посуда)

- В какой комнате происходит действие? Почему вы так решили? (Кухня, столовая)

- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, какая посуда была у бегемота. (Называют предметы посуды по иллюстрации)

Карточка со словом “ТОП”

- Как шагал бегемот?

- Посчитайте, сколько шагов он сделал.

- Прошагайте на месте столько раз, сколько шел бегемот

Динамический момент (Шагают ритмично: Топ, топ-топ, топ-топ-топ)

Карточка со словом “ШЛЁП” (звук хлопушки, мухобойки)

- Что такое “ШЛЁП”? Объясните значение слова.

Слайд№ 5

Мухобойка — инструмент для отпугивания или прихлопывания мух (из Словаря С.И. Ожегова)

Карточка со словом “ШМЯК” (звук падения мухи)

- Жалко ли вам муху? Почему? (Доказывают свою точку зрения)

- О вреде мух вы знаете, а я расскажу и покажу о пользе мух

Слайд №6

Мухоловки разных видов: птица, растение, насекомое питаются мухами.

(Рассматривают картинки, задают вопросы по увиденному)

- Придумайте свое название стихотворению Тима.Собакина. (Фантазируют)

Закрепление

- Кто желает выступить перед классом и прочитать выразительно это “немножко необычное нестихотворение”? (Выразительное чтение - 1-2 человека за кафедрой. Все аплодируют)

- Давайте продолжим нашу юмористическую тему и обратимся к Тетради.

- Найдите задание №2.

- Назовите автора и название произведения. (Новелла Матвеева “Путаница”)

- Прочитайте про себя текст, найдите незнакомые слова.

Слайд №7

Интерактивное задание: подобрать картинку к слову.

- В чем “секрет” путаницы?

- Докажите, что это стихотворение. (Есть рифма)

- Прочитаем стихотворение вслух по частям. Начнёт...(читают 4 более “сильных” в чтении ученика)

- Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. (Выборочное чтение)

- Выполните задание к этому отрывку самостоятельно.

(Подчеркивают рифмующиеся слова, находят признаки скороговорки, считалки)

- Если возникли затруднения, обращаемся к консультантам...

Работа консультантов.

4. Итог урока. Рефлексия

- Вернитесь к теме урока.

- Почему Тим Собакин назвал свое произведение “немножко необычным нестихотворением”?

- Поделитесь впечатлениями об уроке: продолжите фразу.

Слайд №8

Сегодня на уроке я...

- удивился...

- понял...

- узнал...

- Если вам понравился наш юмористический урок - подарите друг другу свою улыбку.

Слайд №9 (песня В. Шаинского “Улыбка”)

- Всем спасибо за урок!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter._cht.po_teme_yumor_v_poezii_sobakin.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме

"Чувство юмора в поэзии".

1 класс УМК

 "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока

Урок: Литературное чтение

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового текста для чтения, осмысление связей и отношений в данном тексте

Задачи урока:

  • образовательные: создать условия для ознакомления, понимания и осмысления уч-ся стихотворения Тима Собакина “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
  • коррекционно-развивающие:
  • cоздать условия для дальнейшей работы по формированию навыков правильного, осознанного чтения,
  • создать условия для формирования умения работать с учебником как источником информации,
  • коррегировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) через использование различных заданий
  • расширять и активизировать словарный запас учащихся через словоизменение, словообразование, упражнения в подборе слов-названий признаков
  • воспитательные: способствовать воспитанию у школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства, воспитывать культуру общения через работу в парах (группах).

Оборудование: 

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  • Карточки со словами “БАЦ”, “ТОП”, “ШЛЁП”, “ШМЯК”
  • ТСО (интерактивная доска, компьютер. мультимедийный проектор, колонки, презентация см. Приложение)

Ход урока

1. Организационное начало урока

Приветствие.

- Вспомните песенку В. Шаинского “Улыбка”

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.

- Ребята, я дарю вам свою улыбку, а вы мне - свою! (посмотреть с улыбкой на каждого ученика)

- Как красиво вы улыбаетесь!

2. Целеполагание. Актуализация знаний.

- Скажите, пожалуйста, у кого из вас есть чувство юмора? Кто любит посмеяться?

- Хотите узнать, почему я задала вам этот вопрос?

- Тогда откройте Тетрадь и найдите тему нашего урока. (Учащиеся открывают тетрадь, находят нужную страницу, читают тему урока “ Чувство юмора в поэзии” про себя, озвучивает вслух 1 ученик).

- Что такое ЮМОР? Что понимаем под словом “поэзия”? (предположения)

- Поставьте цель урока: Что мы можем узнать на уроке? Чему будем учиться? (формулируют цель урока)

- Начнем как всегда с “речевой зарядки”

Задание №1 Читаем 1 строчку про себя, вслух...

(Читают строчки слов с наращиванием слогов, объясняют значение незнакомых слов)

- Читаем 2-ю строчку про себя, вслух....

Сравните слова: много – немного - немножко. (Показ жестами)

3. Основной этап.

Мотивация

- Откройте учебник, найдите тему урока. (Поиск нужной страницы в учебнике)

- Назовите автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Тим.Собакин)

Презентация.

Слайд №1 Тим Собакин – это псевдоним Андрея Викторовича Иванова, автора детских книг... Слайд №2 “Все наоборот”, “Игра в птиц”, “Здравствуй, гусь”, “Песни бегемотов” и др.)

Чтение интриги с.48 учителем (мальчик-с-пальчик просит прочесть название стихотворения)

- Кто такой мальчик-с-пальчик? Вы поможете ему выполнить задание?

- Прочитайте название стихотворения. (Читают название про себя, 1 ученик вслух)

- Докажите, что мальчик-с-пальчик – хитрец. (Обнаруживают несоразмерность названия стихотворения и самого текста)

- Прочитайте слова в скобках. Что обозначает выражение “Немножко необычное нестихотворение”? (Предполагают)

Аудирование. Работа по содержанию текста

-Послушайте теперь само стихотворение. Закройте глаза. (Слушают с закрытыми глазами.)

- Кто герои этого произведения?

- Опишите Бегемота. Какой он в стихотворении? Почему ЛОВКИЙ?

- Какой бегемот на самом деле?

Слайд №3 Бегемот 

- Выберите подходящие слова-названия признаков. (На слайде убирают неподходящие слова-признаки)

- Что вы знаете о мухе? (Описывают)

- Почему муха в стихотворении “НАХАЛЬНАЯ”? Подберите близкие по значению слова-названия признаков (Наглая, бесстыжая, бессовестная)

- Рассмотрите муху на иллюстрации в учебнике.

- Похожа ли она на настоящую? (Сравнивают, находят ошибку: на рисунке у мухи 4 лапки, а у насекомых - 6)

Слайд №4 Муха

- Какие звуки издавала муха? Прочитайте по-разному.

- Хотите услышать жужжание мухи?

(Слушают звукозапись, на слайде – нажать на значок)

- Попробуем прочитать так, чтобы передать жужжание мухи.

(Чтение 1-2 учениками)

- А сейчас будем работать в парах (группах).

Динамический момент – пересаживание.

- Каждая пара (группа) получает задание. Договоритесь, кто подойдет ко мне за заданием.. (1 человек от пары (группы) подходит к столу, выбирает карточку с заданием)

- Внимание, задание! Прочитайте стихотворение друг другу, найдите слово с карточки в тексте и объясните, что оно обозначает.

Работа в парах (группах). Проверка

Учитель-консультант

- Проверим, как вы справились с заданием. Договоритесь, кто будет отвечать!

Дополнительные вопросы после отчета каждой пары (группы):

Карточка со словом “БАЦ”

(БАЦ - с таким звуком падала посуда)

- В какой комнате происходит действие? Почему вы так решили? (Кухня, столовая)

- Рассмотрите иллюстрацию, назовите, какая посуда была у бегемота. (Называют предметы посуды по иллюстрации)

Карточка со словом “ТОП”

- Как шагал бегемот?

- Посчитайте, сколько шагов он сделал.

- Прошагайте на месте столько раз, сколько шел бегемот

Динамический момент (Шагают ритмично: Топ, топ-топ, топ-топ-топ)

Карточка со словом “ШЛЁП” (звук хлопушки, мухобойки)

- Что такое “ШЛЁП”? Объясните значение слова.

Слайд№ 5

Мухобойка — инструмент для отпугивания или прихлопывания мух (из Словаря С.И. Ожегова)

Карточка со словом “ШМЯК” (звук падения мухи)

- Жалко ли вам муху? Почему? (Доказывают свою точку зрения)

- О вреде мух вы знаете, а я расскажу и покажу о пользе мух

Слайд №6 

Мухоловки разных видов: птица, растение, насекомое питаются мухами.

(Рассматривают картинки, задают вопросы по увиденному)

- Придумайте свое название стихотворению Тима.Собакина. (Фантазируют)

Закрепление

- Кто желает выступить перед классом и прочитать выразительно это “немножко необычное нестихотворение”? (Выразительное чтение - 1-2 человека за кафедрой. Все аплодируют)

- Давайте продолжим нашу юмористическую тему и обратимся к Тетради.

- Найдите задание №2.

- Назовите автора и название произведения. (Новелла Матвеева “Путаница”)

- Прочитайте про себя текст, найдите незнакомые слова.

Слайд №7

Интерактивное задание: подобрать картинку к слову.

- В чем “секрет” путаницы?

- Докажите, что это стихотворение. (Есть рифма)

- Прочитаем стихотворение вслух по частям. Начнёт...(читают 4 более “сильных” в чтении ученика)

- Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. (Выборочное чтение)

- Выполните задание к этому отрывку самостоятельно.

(Подчеркивают рифмующиеся слова, находят признаки скороговорки, считалки)

- Если возникли затруднения, обращаемся к консультантам...

Работа консультантов.

4. Итог урока. Рефлексия

- Вернитесь к теме урока.

- Почему Тим Собакин назвал свое произведение “немножко необычным нестихотворением”?

- Поделитесь впечатлениями об уроке: продолжите фразу.

Слайд №8

Сегодня на уроке я... 

- удивился...

- понял...

- узнал...

- Если вам понравился наш юмористический урок - подарите друг другу свою улыбку.

Слайд №9 (песня В. Шаинского “Улыбка”)

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

Урок литературного чтения по теме.Н.А. Тэффи "Преступник", 3кл. УМК "Перспективная начальная школа"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  прописаны цели к каждому этапу урока....

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...