Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Обобщение по разделу "Животные в нашем доме"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Марчук Ольга Александровна

Форма данного урока с элементами проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МОКУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа»

Конспект 

открытого урока  

литературного чтения

в 3 классе  

 Обобщение по разделу

«Животные в нашем доме»

Учитель:

Марчук  Ольга Александровна

с. Троицкое, 2015 год

       Учитель: Марчук Ольга Александровна

        Дата проведения: 05.03.2015 г.

Предмет: Литературное чтение

        Класс: 3

        УМК «Школа 2100»

        Автор учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, БАЛАСС, 2014 г.

Тема

Обобщение по разделу «Животные в нашем доме»

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности

Цель

Задачи

Формирование    образовательных    компетенций  (информационных,    коммуникативных,  креативных,          рефлексивных) у  учащихся  3 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Животные в нашем доме».

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)воспитание любви к животным.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в парах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта),  развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: выборочное чтение, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) формирование  умения распознавать особенности характера животных;

3) формирование потребности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Основные понятия

Обобщение, отчёт, синквейн, охранная грамота. 

Оборудование

Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг о животных, презентация с заданиями по теме урока, конверты с заданием, книга «Ребята и зверята», «Охранные грамоты», оценочный лист.

Организация пространства

Работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Межпредметная связь

Окружающий мир, музыка, русский язык.

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте. Поприветствуйте наших гостей. Меня зовут Ольга Александровна. Желаю всем вам успеха.

-Каким бы вы хотели увидеть наш урок?

-Что нам для этого необходимо?

-У  вас у каждого есть лист самооценки. В течение урока вы сами должны оценить свою работу, поставив напротив задания знак «+», если считаете, что справились.

2. Формулировка цели урока и планирование деятельности .

1) -Посмотрите видеофильм.

Просмотр видеофильма «Глаза животных».

2) Беседа. Создание проблемы.

-Понравился вам ролик, ребята? Правда, интересный? Чем?

-Какие эмоции, чувства вызвал у вас просмотр?

-О чем мы будем говорить с вами? (о животных)

(слайд 1,  (клик 1)  ( ТЕМА «Животные в нашем доме»)

-Какие произведения вы прочитали на уроках чтения? (клик 2)

-Ребята, какова цель нашего урока? (клик 3)

-Зачем авторы вам это рассказали? (чтобы показать, как живут животные)

-Зачем мы ещё раз будем говорить об этих произведениях?

-Какой же главный вопрос урока? (Как живётся животным рядом с человеком?)  (клик 4)

-Предлагаю провести расследование. Поиграем с вами в сыщиков. Для этого организуем детективное агентство.

-Позовём на помощь опытного сыщика, который будет помогать нам. (слайд     м/ф)

3) Определение задач.

- Что надо сделать нам, как детективам? (ответы детей) (слайд)

  1. Опросить свидетелей.
  2. Собрать улики.
  3. Всё сопоставить.
  4. Составить отчёт.

3. Поиск решения проблемы. Развитие умений.

1) Работа в парах.

Игра «Умный конверт» (на столах конверты с заданием).(слайд)

-Первая улика.  Сыщик прислал список свидетелей. Ваша задача, правильно сопоставить фамилию автора и название произведения. Соедините стрелками.

Автор                                                            Название

В. Берестов                                                  Прощание с другом

Д. Н. Мамин –Сибиряк                              Медведко

Ю. Коринец                                                 Ханг и Чанг

В. Драгунский                                             Дымка и Антон

Г. Сапгир                                                      Морская собака

Ю.Коваль                                                     Капитан Клюквин

Ю. Мориц                                                     Пони. Любимый пони

-Кто справился с заданием? (Ответы.)  

- Проверьте себя. (слайд)

-Оцените свою работу в оценочном листе.

2)  Фронтальная работа.

(стук. Слайд)

-Кто это? (еж)  

- Из какого он произведения? - Кто автор стихотворения и свидетель? (В.Берестов, «Прощание с другом»)

- Расскажите, что случилось?      Почему еж ушёл?

- А к вам может прийти ёж?

- Поднимите руки, у кого была такая ситуация.

-Откуда пришёл ёжик? (Из степи.) И территория Калмыкии находится в степной зоне.

- Каких животных Калмыкии вы знаете? (слайд)

-Ещё одна улика. (Песня «Степь, да степь кругом»)

-С каким произведением связана? («Ханг и Чанг»)

--Что делает собака? (поет)     Кто из них любил петь? (Чанг)

-Назовите автора? (Юрий Коринец)

-Вас удивляет эта картинка? (кость)  (нет) (слайд)

-Это  ТРЕТЬЯ  улика.

-Из какого произведения? (Дымка и Антон)

-Кто автор? (Виктор Драгунский)

-Почему же кость? (рассказ детей)

-Каким образом Дымка решила проблему? (посмотрела в глаза)

- О ком эти два рассказа? (о собаках)

-Что авторы нам хотели сказать своими произведениями?

3) Эмоционально-оценочные сочетания.

Игра «Определи характер животного» (слайд тройной)

- Посмотрите на фотографии этих милых собак и постарайтесь определить их характер.

4) Творческий пересказ. («Медведко»)

-К нам на урок пришел ещё один свидетель. Кто это? (Д,Мамин-Сибиряк)( слайд, тройной)

-С кем он пришел?    Вспомните, как жилось ему? (рассказы детей, 3 уч-ся)    Оцените себя.

5) Выборочное чтение

-Какие слова употреблял автор, характеризуя медвежонка, найдите в учебнике, зачитывая по порядку. Стр.77

(славный, крошечный медвежонок, забавный зверь, медведко, живая рукавица, притихенький зверёк, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость, маленький квартирант, беспокойный гость, зверина, разбойник, поганый зверь)

-На что вы обратили внимание? (Меняется отношение автора к маленькому зверю: сначала умилялись медвежонком, затем отношение к нему стало нейтральное, а в результате – раздражение)

-Оцените свою работу.

4. Физминутка. (слайд) изобразите движения разных животных

6) Фронтальная работа

-Следующая улика в нашем расследовании. (слайд)

-Кого вы видите? (клеста)

-Какой он?  (сосновый, ярко-красного цвета, с скрещённым клювом)

-Ещё кого? ( Юрия Коваля)

-Они выступают свидетелями, а улика – старая гитара.

-Найдите в учебнике, какую музыку исполняет хозяин клеста. (5-й этюд Джулиани)   стр. 93 (часть 6)

- Появляется опять музыка: собаки поют, хозяин играет клесту.  И это не случайно. Почему? (музыка помогает выразить чувства)

-Как хозяин относился к клесту? (любил, уважал, играл для него)

-Почему же хозяин отпустил клеста? (загрустил, ему нужна свобода)

-Есть калмыцкая сказка о родном крае. Один богатый купец, путешествуя по странам, услышал в лесу прекрасное пение птицы и велел её поймать, привезти домой и посадить в золотую клетку, приставил к ней слугу. Но она перестала петь. Один мудрец предложил отвезти её в лес. Долго возили её по разным странам, и только в невзрачном глухом лесу птица встрепенулась, ожила. Мудрец предложил её выпустить. Только после этого птица запела.

-Почему?

5. Обобщение знаний

-Кто выступал свидетелями на нашем уроке? (медвежонок, собаки, еж,  клест) (слайд)

-Нам нужно написать отчёт о проделанной работе детективного агентства.

–Как жилось медвежонку? Почему? (клик)

-А ёжику?

-Хозяин обижал ежа?

-Почему убежал? (клик)

-Как клесту жилось у мальчика?

-Почему улетел? (клик)

-Вспомните собак. Как они жили? (клик)

-Что выяснилось? (собакам хорошо, т.к. они домашние животные, остальным плохо, т.к. дикие)

1) Рассказ о своем питомце.

-У многих из вас есть домашние животные. Встаньте, у которых есть кошки. Теперь у кого есть собаки. Хомячки. Попугайчики. Очень хотелось бы узнать о ваших животных. Предлагаю вам по плану о них рассказать. (слайд     ) ( читаю план).    (3 уч-ся) - Оцените себя.

6.Итог урока.

-Какой вопрос прозвучал вначале урока? (Как живётся животным рядом с человеком?)

-Мы смогли ответить на этот вопрос и какой вывод сделали?

1) Синквейн 

-Нам нужно составить документ, называется Охранная грамота. (слайд       )

Это такой документ, который разрешал что-либо делать, гарантировал неприкосновенность, свободу.  Писать мы будем в форме синквейна. (объясняю)

- Я в качестве примера покажу свой синквейн.

 -У вас на столах лежат заготовки. Заполните их, применяя к своим питомцам.

(помогаю, 2 учащихся послушать)

- Если у вас нет своего питомца, можно написать грамоту для героев из раздела.

- Пусть они останутся у вас.

-Вам понравилось читать о животных?

2) Проект Золотая полка (слайд)

-Я хочу рассказать об одной книге Ольги Перовской «Ребята и зверята».

-Когда я была маленькой, я читала книгу, и своим детям я купила такую книгу.

 -Хочу прочитать вам фрагмент. (читаю стр.121 «Васька»)

-Если вам стало интересно, вы можете прочитать и узнаете, что стало с героем.

7. Рефлексия.

-Закончи предложение. (слайд    )

Я узнал…

Я научился…  (творческому пересказу, составлять синквейн)

Мне понравилось…

Я затрудняюсь…

Моё настроение…

-Посчитайте свои оценки. У кого 4-5 плюсов?

-Ставьте себе «5».

- У кого 3 плюса? Поставьте «4».

-Остальные ребята могут поработать на следующем уроке и получить оценку.

Домашнее задание: (слайд 20)

-В качестве домашнего задания предлагаю несколько вариантов на выбор:

 (по уровню сложности) написать на доске. 

  1. Подготовить пересказ самого интересного эпизода.

3. Нарисовать иллюстрацию к прочитанным произведениям.

4. Написать сочинение «Мой маленький друг».

-На этом наше расследование считаю законченным, дело закрыто.

-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Формулировка цели урока и планирование деятельности .

1) –Посмотрите видеофильм.

Просмотр видеофильма «Глаза животных».

2) Беседа. Создание проблемы.

-Понравился вам ролик, ребята?

-О чем мы будем говорить с вами?(слайд1 клик 1,Тема)

-Ребята, какова цель нашего урока?(слайд1, клик2,цель)

-Предлагаю провести расследование. Агентство. Сыщик. (слайд 2)

-Что нам надо сделать, как агентам?

3) Определение задач (слайд 3)

4) Работа в парах «Умный конверт» (слайд)

-Проверьте себя. Оцените.

Фронтальная работа.

(слайд) –Кто? К кому приходил? ( национальный компонент)

-Ещё одна улика. (слайд 8) (Песня «Степь, да степь кругом»)Чанг

3) Эмоционально-оценочные сочетания.

Игра «Определи характер животного» (слайд 10, тройной)

4)Творческий пересказ . («Медведко»)

-К нам на урок пришел ещё один свидетель. Кто это? (Д,Мамин-Сибиряк)

( слайд 11, тройной) оценить

5) Выборочное чтение

-Какие слова употреблял автор, характеризую медвежонка, найдите в учебнике, зачитывая по порядку.

-На что вы обратили внимание?

6) Физминутка

7) Фронтальная работа (слайд) Клёст.

Калмыцкая сказка.

5. Обобщение знаний

-Кто выступал свидетелями на нашем уроке? (медвежонок, собаки, еж,  клест) (слайд 14)

Нам нужно написать отчёт о проделанной работе детективного агентства.

–Как жилось медвежонку? Почему? (клик)

-Что выяснилось? (собакам хорошо

1) Рассказ о своем питомце (слайд ПЛАН) Оцените

6.Итог урока.

-Какой вопрос прозвучал вначале урока? (Как живётся животным рядом с человеком?)    Мы смогли ответить на этот вопрос?  Какой вывод сделали?

1) Синквейн 

-Нам нужно составить документ, называется Охранная грамота. (слайд 16)

2) Проект Золотая полка (слайд 18)

7. Рефлексия.

-Закончи предложение. (слайд 19) Оценки посчитать

Домашнее задание: на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...