Чтение с увлечением
рабочая программа по чтению (3 класс)

Суханова Диана Валентиновна

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_uvlecheniem_-3kl_.docx46.67 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн

администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн

МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкиннима гимназия МАВУ

Рассмотрена и рекомендована                                     Утверждена приказом

методическим объединением                                        №        301/2     от    01.09.2015 г.       учителей гуманитарного цикла                                    Директор                           Л.И.Гладкова

Протокол №1 от «29» августа 2015 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 "Чтение с увлечением"

Уровень: начальное общее образование

возраст учащихся – 8 -10 лет

общеинтеллектуальное  направление развития личности

Составитель Суханова Диана Валентиновна,

 учитель начальных классов

г. Сыктывкар

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа факультатива создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г. (111с.) – (Стандарты второго поколения).

Целью курса является: 

  • организация самостоятельного чтения младших школьников.
  • общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.

Задачи:

1. Совершенствование навыка чтения обучающихся.

2. Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.

3. Знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.

4. Формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей.

5. Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.

6. Формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников.

7. Выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

8. Развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Вдумчивое чтение», автор Е.В.Посашкова.

Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-читателя. Введение курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Общая характеристика курса

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:

- подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

- первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);

- работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

 

Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

- фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Тип программы: тематическая, реализующая художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Место курса в учебном плане

 Курс «Чтение с увлечением» проводится 1 раз в 2 недели по  40 - 45 минут и рассчитан на 20 часа в 3 классе.  

Режим занятий обусловлен нормативно - правовой общеобразовательной базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста.

Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время и в городской детской библиотеке.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

          Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

         Развитие речи создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Развитие речи” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание программы занятий курса «Чтение с увлечением» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:

- познавательная деятельность;

- игровая деятельность;

- художественно-эстетическая деятельность.

Принципы проведения занятий:

1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

4. Учёт возрастных особенностей.

5. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

6. Связь теории с практикой.

7. Доступность и наглядность.

8. Включение в активную жизненную позицию.

9. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА 

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

 интерес к содержанию художественных произведений;

 эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;

 интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;

 умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;

 первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

 принимать установленные правила работы с текстом;

 соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

 работать с дополнительной литературой во внеурочное время;

 адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

 определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;

 самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

 понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».

Обучающийся получит возможность научиться:

 участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

 создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

 принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;

 использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.

Обучающийся получит возможность научиться:

 выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

 уважать мнение собеседников.

Предметные результаты

В результате освоения программы курса «Чтение с увлечением» формируются следующие умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

 ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.

В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»:

Обучающиеся получат возможность:

 закрепить умение работать с книгой;

 закрепить умение работать с текстом;

 проявить интерес к книге;

 расширить читательский кругозор;

 заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.

Обучающиеся закрепят умение:

 называть автора произведения;

 записывать название произведения;

 определять тему произведения;

 составлять вопросы по содержанию рассказа;

 понимать содержание произведения и отвечать на вопросы;

 формулировать письменные ответы на вопросы;

 восстанавливать сюжетную линию произведения;

 восстанавливать порядок плана;

 восстанавливать цитатный план;

 дополнять план произведения;

 называть героев рассказа;

 составлять план произведения;

 составлять картинный план;

 выбирать сюжет, к которому относится рисунок;

 отвечать на вопросы теста;

 собирать из слов предложения;

 записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;

 находить и подбирать самим слова - синонимы;

 подбирать свои заголовки к рассказам;

 определять ключевые слова в произведении;

 восстанавливать предложения;

 выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;

 давать характеристику герою, определять его качества характера;

 анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;

 анализировать поступки героев рассказа и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;

 определять главную мысль произведения;

 подбирать слова - ассоциации к предложенным словам;

 разгадывать кроссворды;

 заполнять кроссворд, используя слова для справок;

 разгадывать анаграммы;

 читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;

 составлять из предложенного слова новые слова;

 читать слова наоборот;

 разгадывать слова по указанным номерам букв.

Содержание учебного курса  

1.  История книги. Библиотеки (2 часа)

2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3 часа)

3. Книги-сборники. Басни и баснописцы ( 2 ч.).

4. Книги о родной природе (2 часа)

5. Книги Л. Н. Толстого для детей (2 часа)

6. Животные – герои детской литературы (2 часа)

7. Дети – герои книг (2 часа)

8. Книги о детях войны (2 часа)

9. Газеты и журналы для детей (2 часа)

10. Итоговое занятие  (1 час)

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание учебного материала

(наименование раздела и темы урока)

Характеристика

учебной

деятельности

Формирование УУД

1

История книги. Библиотеки

(2 часа)

Вводный инструктаж по технике безопасности. Былины, легенды, сказы.

Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях.

Л.: положительное отношение к чтению ;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: уметь организовывать своё рабочее место и работу;

К.: уметь задавать уточняющие вопросы; оформлять свою мысль в устной речи.

2

Первые книги. Библия.

Познакомиться с  разными изданиями детской библии.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: находить книгу в открытом библиотечном фонде

Знать историю создания книги.

К.: оформлять свою мысль в монологическое  речевое высказывание небольшого объёма.

3

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

(3 часа)

Волшебный мир сказок.

Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы».

Л.: проявление интереса к загадыванию и разгадыванию кроссвордов;

П.: знать что такое тема кроссворда.

Р.: развивать  логическое мышление,

 проявление познавательной инициативы

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

4

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Уметь рассматривать и сравнивать книги.

Л.: выполнять творческую работу.

П.: прогнозировать содержание книги до чтения;

Р.: уметь работать самостоятельно;

К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

5

Сказки с загадками.

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию.

Л.: проявление интереса к загадыванию и разгадыванию загадок;

П.: знать что такое тема загадок.

Р.: развивать  логическое мышление,

 проявление познавательной инициативы

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

6

Книги-сборники. Басни и баснописцы ( 2 ч.).

История басни.

Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Л.: проявление учебно-познавательного  интереса  к новому материалу;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: знать структуру книги, уметь оформлять рукописную книгу;

К.: работать в паре, группе, учитывая мнения своих одноклассников.

7

Басни в прозаической форме.

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков.

Л.: выполнять творческую работу.

П.: прогнозировать содержание книги до чтения;

Р.: уметь работать самостоятельно;

К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

8

Книги о родной природе.

(2 часа)

Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.

Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.

Л.: ориентироваться в мире книг;

П.: знать  стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.;

Р.: сравнивать стихотворения разных авторов, читать выразительно стихотворения;

К.: работать в паре, групп.

9

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

Выполнять поисковую работу по проекту.

Л.: выполнять творческую работу.

П.: прогнозировать содержание книги до чтения;

Р.: уметь работать самостоятельно;

К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

10

Книги Л. Н. Толстого для детей.

(2 часа)

Л. Н. Толстой для детей.

Работать с каталогом, составлять выставки книг.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: использовать  информацию из аппарата книги, знать, что такое каталог;

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

11

Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок.

Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу.

12

Животные – герои детской литературы

(2 часа)

Рассказы о животных А. Куприна.

Работать с книгой Куприна  «Ю-ю»,

писать отзыв о прочитанной книге.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию;

П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать  авторов книг о животных;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

13

Книга Дж. Лондона «Бурый волк».

Писать отзыв о книге или героях книги.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию;

П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать  авторов книг о животных;

Р.: уметь  писать отзыв о книге, ее героях;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

14

Дети – герои книг.

(2 часа)

Дети – герои книг.

Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда»

Л.: ориентироваться в мире книг о детях;

П.: знать современные детские газеты и журналы;

Р.: планировать  свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

К.: уметь работать в группе, распределяя обязанности между участниками группы.

15

Литературная игра. «Кто они, мои сверстники — герои книг?»

Участвовать в литературной игре «Кто они, мои сверстники — герои книг?»

Л.: ориентироваться в мире книг;

П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: участвовать в беседе о прочитанной книге.

16

Книги о детях войны

(2 часа)

Л. Воронкова «Девочка из города».

Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры).

Л.: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

П.: составление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

17

Кто они – дети войны.

Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Л.: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

П.: Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом».

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

18

Газеты и журналы для детей.

(2 часа)

Что такое периодика.

Детские газеты и журналы.

Рассматривать и читать детские газеты и журналы;

Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах;

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки;

Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах, соблюдать правила поведения в читальном зале.

19

Электронные периодические издания.

Уметь пользоваться электронными газетами и журналами.

Л.: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

П.: уметь пользоваться электронными газетами и журналами.;

Р.: , участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты

20

Итоговое занятие  (1 час)

Итоговая проверочная работа.

 Летнее чтение

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.:уметь организовывать своё рабочее место и работу;

К.: оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Контроль и оценка планируемых результатов.

В качестве
воспитательного результата внеурочной деятельности выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о заботливом и бережном отношении к природе, о добром и чутком отношении друг к другу, при понимании того, что природу нужно любить и беречь.

Влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процессе развития личности производит стойкий воспитательный эффект.

 В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы контроля

Обучение безотметочное. Оценка овладения учениками логических операций мышления отслеживается по тестам, олимпиадам, диагностическим заданиям. Оцениваются результаты проверочных работ в баллах. После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовыйпозволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).

Текущий

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; 
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Также показателем эффективности занятий являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническое обеспечение:

- для работы с интернет-ресурсами и создания мультимедийных презентаций, буклетов: компьютер с выходом в интернет – 1 шт; мультимедийный проектор – 1 шт.; многофункциональное устройство – 1 шт.;

- для групповой работы и организации встреч: ученическая мебель – на каждого ученика; учительский стол.

1. Литература.

 Литература для учителя: 

1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009г.

2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007г.

3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008г.

4.Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007г.

5.Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008г.

6.Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.

7.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1981г.

8.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011г.

9. Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

10.Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

11.Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

12.Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

 

Материалы для учащихся:

1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

2.Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

3.Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

Литература для детского чтения.
1.Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис. 2004.
2. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002.                                                                                                                                                               3.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА». 2003.
4. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992.                                                                                                         6.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. 2001.                                                                                                              7. 7.Синицына Е.И. Сказки для игры и развития.  М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 .                                                                                                                       8.Праздник букваря: стихотворения и рассказы .М.: ООО «Издательство Артель». 2004.                                                    
9.Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001.
10.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ»:  Сталкер. 2001
11.Сказки, песни, загадки, стихотворения.С. Маршак. – М.: Детская литература . 1984.
12.Светлый мир. Произведения русских писателей. Сост. Е.А. Копытова. М.. 1998 .                                                                                                                        Книги
 Е.Пермяка, В. Драгунского, В. Осеевой, Н.Носова.                                                                                                        

 Оборудование.

1.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

2.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.

3.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.

4.Иллюстрации к литературным произведениям.

5.Электронно-программное обеспечение.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чтение с увлечением"

Проект направлен на формирование читательской деятельности у обучающихся начальной школы.Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необх...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9054895","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением". (занятие 8)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9155037","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"461","width":"480"}}]]...

Пятиминутки на уроках чтения "Чтение с увлечением".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9155072","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"309","width":"480"}}]]...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

МАСТЕР-КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ» презентация

МАСТЕР-КЛАСС  «ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ.  ЧТЕНИЕ  С  УВЛЕЧЕНИЕМ»...

Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"

Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...