Адаптированная рабочая программа по чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4_klass_morozova_o.v.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 24.05.2018г. № 5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Приказ

от 30.08.2018 г. № 469

Адаптированная рабочая программа

Морозовой Ольги Викторовны

по чтению

4 класс

2018-2019 учебный год

                                     

                                                             

пгт. Излучинск

2018 г.                                                                                                                                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;

           - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

        - учебника «Чтение», 2 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Ю. Ильина, А. К. Аксенова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2016.

Исходя  из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся  определена образовательная программа 2 класса (1 уровень).

Цель:

  • повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
  • обучение последовательно и правильно излагать свои мысли;
  • социальная адаптация и реабилитация.

Задачи обучения чтению во 2 классе:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст про себя;
  • осмысленно воспринимать прочитанное;
  • формировать нравственные качества.

Наряду с выше указанными задачами на уроках  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение» во 2 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: минимальный  и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Предметные результаты

минимальный уровень

достаточный уровень

Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;

читать по слогам короткие тексты;

соотносить прочитанный текст с иллюстрацией.

Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;

соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

пересказывать по картинно-символическому плану, серии сюжетных картинок прочитанный или прослушанный текст.

2. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

Раздел

Кол-во часов

Содержание раздела

Тема 1. «Зазвенел звонок – начался урок»

15

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях школьников.

Тема 2. «Осенние страницы»

13

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений осенью.

Тема 3. «Сказка за сказкой»

8

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму сказками разных народов.

Тема 4. «Мир животных»

16

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни животных в разное время года.

Тема 5. «Птицы наши друзья»

6

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о жизни птиц в разное время года.

Тема 6. «Зимние страницы».

14

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений зимой.

Тема 7. «Всё мы делаем сами и своими руками»

14

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о труде взрослых, об участии в домашнем труде детей.

Тема 8. «Буду делать хорошо и не буду плохо».

10

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о хороших и плохих поступках, о дружбе и взаимопомощи.

Тема 9. «Ежели вы вежливы…»

7

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений о правилах поведения, вежливости.

Тема 10. «Весенние страницы»

13

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений весной.

Тема11. «Посмеёмся, улыбнёмся»

7

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений, содержащих смешные истории о детях.

Тема12. «Летние страницы»

6

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений об изменениях в природе, о жизни растений летом.

Тема13. «Как хорошо уметь читать»

8

Учащиеся знакомятся с небольшими по объёму произведениями, отрывками из произведений.

Кроме того, программа 2 класса предусматривает составление и чтение слов со сходными по звучанию артикуляции звуками, со стечением согласных, многосложных; ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение в тексте ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Зазвенел звонок – начался урок (15 ч)

1

Осень в школе. По Н.Саксонской

«Я могу считать до ста…» Р. Сеф

1

2

Где лево, где право. По В. Берестову

1

3

Школьные слова. По В. Драгунскому

1

4

Я учусь писать. По М. Яснову

1

5

«Таня знала буквы…» Л.Толстой. В школе. По К.Ушинскому

1

6

Мы дежурим. По В. Викторову

1

7

Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину

1

8

Физкультура. По Э. Мошковской

1

9

Пятёрка. По Р. Сефу

1

10

Всякой вещи своё место. По К.Ушинскому

1

11

Три плюс пять. М. Юдалевич

1

12

Первый урок. По В. Голявкину

1

13

Уроки. По В. Драгунскому

1

14

Давайте складывать слова. Г. Мамлин

1

15

Обобщение к разделу «Зазвенел звонок – начался урок» Школьные загадки.

1

Осенние страницы (13 ч)

16

Художник-Осень. По Г.Скребицкому

1

17

В эту осень. (Отрывок.) С.Козлов

1

18

Падают, падают листья… М.Ивенсен

1

19

Здравствуй, осень. В.Викторов

1

20

В октябре. По А.Митяеву

1

21

Верная примета. Г.Ладонщиков Народные приметы

1

22

Когда шубу носить? А.Степанов

1

23

Белки. По И.Соколову-Микитову

1

24

Белкина кладовка. Е.Благинина

1

25

Кто сажает лес. По Г.Снегирёву

1

26

Почему ноябрь пегий. По Н.Сладкову

1

27

Обобщение к разделу «Осенние страницы» Осенние загадки

1

Сказка за сказкой (8 ч)

Русские народные сказки

28

Вершки и корешки

1

29

Лиса и кувшин

1

30

Рак и Лиса

1

31

Старик и два медвежонка

1

Сказки разных народов

32

Заяц и черепаха. (Ингушская сказка)

1

33

Волк и лошадь. (Румынская сказка)

1

34

Добрый крестьянин. (Японская сказка)

1

35

Обобщение к разделу «Сказка за сказкой»

1

II четверть

Мир животных (16 ч)

36

Кто любит собак… Р. Сеф.

Барашек. (Английская народная песенка.)

1

37

Загадка. А. Введенский

1

38

Кролик. В. Лифшиц

1

39

Лапки. Ю. Коринец

1

40

Котёнок. Е. Благинина

1

41

Собака. А. Барто

1

42

Ёж. Е. Чарушин

1

43

Живой букет. Я. Агафарова

1

44

Медвежонок. По Г. Снегирёву

1

45

Лисья нора. По. И. Соколову-Микитову

1

46

Кто? С. Чёрный

1

47

Бобрёнок. По Г. Снегирёву

1

48

Детский дом. С. Маршак

1

49

Животные. Р. Зелёная, С. Иванов

1

50

Обобщение к разделу «Мир животных» Загадки о животных

1

Птицы – наши друзья (6 ч)

51

Соловей. По И.Соколову-Микитову

1

52

Ворон. Г.Снегирёв

1

53

Спор на скворечне. Г.Ладонщиков

1

54

Пылесос. По Н.Сладкову

1

55

Птичка. По В.Голявкину

1

56

Обобщение к разделу «Птицы – наши друзья» Птичьи загадки

1

Зимние страницы (14 ч)

57

По ягоды на лыжах. Н.Егоров

1

58

Снег идёт. По Л.Воронковой

1

59

Озорные снежинки. Л.Наппельбаум

1

60

Сёмка и Мороз. По Е.Кузнецовой

1

61

Белая страница. С.Маршак

Книга зимы. В.Бианки.

1

62

Что это было? Д.Хармс

1

63

Зайчик и рябина. В.Сухомлинский

1

64

Зимний запас. По Н.Сладкову

1

65

Наши друзья. Г.Ладонщиков

1

III четверть

66

Зимний разговор через форточку. (Отрывок.) Б.Брехт

1

67

Храбрая птица. По Н.Плавильщикову

1

68

Ночное приключение. Ю.Кушак

1

69

Снеговики. По Л.Сергееву

1

70

Обобщение к разделу «Зимние страницы» Зимние загадки. Е.Благинина

1

Всё мы сделаем сами и своими руками (14 ч)

71

Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка.) Вот какие наши руки. А.Гарф

1

72

Белоручки. В.Голышкин

1

73

Своими руками. В.Осеева

1

74

Десять помощников. М.Коцюбинский

1

75

Первая рыбка. Е.Пермяк

1

76

Кукла и Катя Г.Ладонщиков

1

77

Разговор о технике. Е.Серова. Странное дело. И.Мазнин

1

78

Вкусный пирог. По П.Тихонову

1

79

Мы вдвоём. Г.Глушнев

1

80

Подходящая вещь. По В.Голявкину

1

81

Танечка-хозяйка. М.Глазков

1

82

Доктор Петрова. М.Моисеева

1

83

Мамина работа. По Е.Пермяку

1

84

Обобщение к разделу «Всё мы делаем сами и своими руками» Загадки о наших помощниках

1

Буду делать хорошо и не буду плохо (10 ч)

85

Подружки. А.Кузнецова Рыцари. А.Барто

1

86

Жалейкин и пруд. Н.Сладков

1

87

Страшная история. Р.Зелёная, С.Иванов

1

88

Хитрое яблоко. По Т.Пономарёвой

1

89

Урок дружбы. М.Пляцковский

1

90

Яблоко. В.Хомченко

1

91

Про Людочку. В.Карасёва

1

92

Никто не мешает. Р.Баумволь

1

93

Сказка про честные ушки. С.Прокофьева

1

94

Обобщение к разделу «Буду делать хорошо и не буду плохо»

1

Ежели вы вежливы… (7 ч)

95

Доброе утро. Н.Красильников

1

96

Как Маша яблоко ела. Л.Каминский

1

97

Удивительное превращение. По В.Голышкину

1

98

Брысь, шапочка! А.Седугин

1

99

Песенка о вежливости. (Отрывок.) С.Маршак

1

100

Кто грамотней? По Я.Пинясову

1

101

Обобщение к разделу «Ежели вы вежливы…»

1

IV четверть

Весенние страницы (13 ч)

1

102

Появление весны. Л.Модзалевский

1

103

Весна-красна. И.Соколов-Микитов

1

104

Март. Ю.Коринец Поздравление. Л.Барбас

1

105

Сосульки. М.Пляцковский Песенка капели. М.Борисова

1

106

Художник-Весна. По Г.Скребицкому Подснежник. Е.Серова

1

107

Белое и жёлтое. По Ю.Ковалю

1

108

Салют весне. З.Александрова

1

109

Любитель цветов. Н.Сладков

1

110

Терем-рукавица. В.Хомченко

1

111

Девятое мая. Г.Виеру

1

112

Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю

1

113

Майский праздник. Т.Белозёров. Лучше нет родного края. П.Воронько

1

114

Обобщение к разделу «Весенние страницы» Весенние загадки

1

Посмеёмся, улыбнёмся (8 ч)

1

115

Повар. О.Григорьев

1

116

Память. Э.Успенский

1

117

Хорошо спрятанная котлета. Г.Остер

1

118

Как поросёнок говорить научился. По Л.Пантелееву

1

119

Банька. Ю.Кушак

1

120

Как котёнок Яша учился рисовать. По Л.Каминскому

1

121

Познакомился. В.Лапшин

1

122

Обобщение к разделу «Посмеёмся, улыбнёмся» Отвечайте, правда ли? По Г.Чичинадзе

1

Летние страницы (6 ч)

1

123

Земляника. Е.Трутнева

1

124

Солнце и радуга. К.Ушинский

Мост. Л.Мануш

1

125

Шмель и Миша. А.Седугин

1

126

Гнездо в траве. По В. Хомченко

1

127

Каникулы. Л.Фадеева

1

128

Обобщение к разделу «Летние страницы» Летние загадки

1

Как хорошо уметь читать! (8 ч)

1

129

Читалочка. В.Берестов

1

130

Раньше улица молчала. И.Железнова

1

131

Читателю. Р.Сеф

1

132

Спрятался. В.Голявкин

1

133

Ау. Л.Пантелеев

1

134

Прощальная игра. Д.Чиарди

1

135

Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!» Книжкины загадки

1

136

Обобщение к разделу «Как хорошо уметь читать!» Книжкины загадки

1

Критерии оценки

достижения планируемых результатов освоения программы

учебного предмета «Чтение»

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

1 балл ― минимальная динамика;

2 балла ― удовлетворительная динамика;

3 балла ― значительная динамика.

Личностные результаты освоения АООП

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Владение знаниями о здоровом образе жизни, наличие мотивации к творческом труду

знание ЗОЖ

соблюдение режима дня

соблюдение правил личной безопасности

способность применять правила ЗОЖ

сформированность мотивации к творческому труду

способность к бережному отношению к результатам своего труда

способность к бережному отношению к результатам чужого труда

способность к бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

соответствие / несоответствие науке и практике;

полнота и надежность усвоения;

самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/«неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной организации.

Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Для успешной реализации программы необходим следующий учебно-методический комплекс:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1-4 классы ,2009г, под редакцией Воронковой В.В.

2. Учебник Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида/Авт. сост. С. Ю. Ильина. – 5 изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. 247 стр.

3. Рисунки, иллюстрации,

4. Слоговые таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС

Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....

адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  чтению  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 классов

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по чтению (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII...

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...