Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»
статья по чтению (1 класс)

         Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.

         Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.

         Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

       Особой значение для педагога художественного образования имеет знание законов организации процесса художественного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему произведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме

«Психологические особенности обучения младших школьников

художественному восприятию текста»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками…………………………………….………………………………..4

2. Психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен….………………………………………………..…..……...6

Заключение……………………………………………………………………….9

Список используемых источников…………………………………………………………..…………..11

Введение

       Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.

Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.

       Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

Особой значение для педагога художественного образования имеет знание законов организации процесса художественного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему произведением.

  1. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками

            Над проблемой восприятия художественного произведения работали

и продолжают работать многие исследователи, такие как И. А. Зимняя, А. А. Мелик - Пашаев, Н. Д. Молдавская, О. И. Никифорова, М. И. Оморокова.

М. Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками (8, С. 145).

             Психологи считают, что у учащихся начальных классов проявляются два типа отношений к художественному миру произведения.

1) – эмоционально - образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения.

2) – интеллектуально - оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа (4, С. 111).

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

          Поскольку художественный текст допускает возможность различных

трактовок, в методике принято говорить о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

             О. И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия

художественного произведения: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений (5, С. 88).

           Существует классификация М. П. Воюшиной, согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения). Поэтому уровни восприятия, выделенные М. П. Воюшиной, описываются с точки зрения способности или неспособности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.

          1. Фрагментарный уровень.

У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное

представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных

событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.

           2. Констатирующий уровень.

Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной

эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. При специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

             3. Уровень «героя».

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию.

Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

             4. Уровень «идеи».

Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

  1. Психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен

            Младший школьник – «наивный реалист». В этом возрасте он не осознаёт особых законoв построения художественного текста и не замечает формы произведения. Его мышление остаётся деятельностно-образным. Поэтому сложная форма — препятствие на пути к пониманию содержания.

В связи с этим, одной из задач учителя является обучение детей «внешней» точке зрения, т.е. умению уяснить структуру произведения и усваивать закономерности построения художественного мира текста. Для правильной организации анализа произведения необходимо учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками.

              Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения вообще и действующих лиц в частности может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщённому восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на его личностные установки. Сделать всё это самостоятельно младший школьник не может.

              В связи с этим, задачи учителя можно определить как необходимость:

 1) вместе с детьми прояснить, закрепить их первичные читательские впечатления;

 2) помочь уточнить и осознать субъективное восприятие произведения, сопоставив его с объектной логикой и структурой произведения.

              При этом следует отметить, что уровни читательской зрелости учеников 1-2 и 3-4 классов существенно различаются.

             Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание произведения; дети не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно» и т.д. Читатель 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель не может оценить соответствия содержания и формы. Поэтому учащиеся не смогут в полной мере работать с произведениями одного из интересующих нас жанров — баснями.

               Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщён. Как читатель он проявляет себя уже на более высоком уровне, а именно:

- способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры;

- воображение достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства;

- появляются сопереживание автору, т.е. ребёнок разводит свою собственную читательскую позицию и позицию автора;

- без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приёмы;

- таким образом, он может испытывать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

В младшем школьном возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребёнок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически объяснить читаемое; всё, что читается должно быть обязательно понятно ему.

               Однако эта особенность имеет и отрицательную сторону: всё, что ребёнку непонятно, просто в тексте не читается. Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию «смысла произведения», и постепенно читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но при этом читателем не становится.

              Более подробно можно остановиться на особенностях восприятия младшими школьниками сказок о животных .

             Восприятие любой сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы. Восприятие произведений данного жанра, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребёнка в этом возрасте и определяет его интеллектуальное, эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие.

               Восприятие сказки и предпочтение определённых героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Дети самостоятельно могут воспринимать идейную направленность сказки: добро побеждает зло и т.п. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют своё отношение к персонажам, могут оценивать их поступки, анализировать ситуацию произведения и т.д. Задача учителя — помочь заметить формальные признаки данного жанра.

               В начале анализа сказки всё направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. И только на последнем этапе анализа сказки о животных учитель ставит детей в условие «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи жизни, т. е. развивает у учащихся умение интерпретировать информацию из текста. Этого достаточно, чтобы сказка осталась для учащихся сказкой и в тоже время, они обогатили себя знаниями определённых явлений жизни.

Сказка обеспечивает переживание событий, поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребёнка, создавая условия для ценностно-смыслового и нравственного опыта.

                   Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость сердца к человеческому несчастью, горю, страданию и т. д.

Сказка также является благодатным и ничем незаменимым источником воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине её содержания; созданные народом сказочные образы, живущие не одно тысячелетие, доносят к сердцу и уму ребёнка дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления через поступки героев. Познавая духовные богатства народной культуры, ребёнок познаёт сердцем родной народ.

Таким образом, работа над сказкой предполагает восприятие, проживание и переработку её нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка.

                Таким образом, для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками сказок о животных, необходимо правильно организовать работу на уроке, чтобы дети правильно поняли главную мысль произведения, могли анализировать его и интерпретировать полученную информацию. Кроме того, важно учитывать жанровые особенности произведений и с их учётом подбирать задания для работы на уроке и дома.

Заключение

             Методические выводы из всего сказанного могут быть такими:

· при анализе произведения нужно разводить понимание того о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;

· должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;

· при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения;

· нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;

· при анализе произведения должны учитываться и данные методической науки. В частности, учителю надо иметь в виду учение о типе правильной читательской деятельности, диктующее необходимость думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения, а также не забывать о принципе продуктивного многочтения, который предполагает обращение к перечитыванию фрагментов текста, важных для уяснения идеи произведения.

                Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а также на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа). Остановимся на каждом из этих компонентов.

                  Первичное восприятие текста, как правило, обеспечивается таким приемом, как чтение учителем вслух. Детям дается установка на прослушивание: например, перед чтением рассказа Н.Носова «На горке» можно предложить детям подумать, веселое это произведение или грустное. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного. Однако на поздних этапах обучения чтению (III—IV классы) могут быть использованы и другие приемы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение - когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно. В этом случае учитель для своего чтения выбирает:

1)диалоги;

2) описательные отрывки;

3) начало произведения;

4) заключительные строки произведения (концовку).

             Иногда для первичного восприятия может быть использована аудиозапись чтения текста мастером художественного слова. Однако, прибегая к этому приему, учитель должен иметь в виду ряд обстоятельств: не следует использовать а/запись, если произведение совершенно незнакомо детям (незнакомый текст через аппаратуру воспринимать трудно); нецелесообразно демонстрировать чтение артиста, если его понимание художественного произведения совпадает с пониманием учителя - это может создать дополнительные трудности в процессе последующего анализа; качество записи и состояние технических средств должны быть безупречны.

                Проверка первичного восприятия - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого - беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть невелико: 3-4, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.                        Например, можно обратиться к детям с вопросами:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Когда было страшно?

- Что вызвало ваш смех?

- Когда героя было жалко?

- А было ли стыдно вам за главного героя? И т.п.

                 Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром при анализе произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом.

               Например, после первичного восприятия рассказа Н.Носова «На горке» в беседе может прозвучать:

- Как вы думаете, меняется ли Котька к концу рассказа?

Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и повлечет за собой чтение и обдумывание произведения.

Список используемых источников

  1. Воюшина, М. П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П. Воюшина // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов./ Под ред. Т. Г. Рамзаевой. –СПб: Спец. лит-ра, 1996. – Разд. 2. - с. 44 - 52. - ISBN 5-7571-0076-1.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Семенович Выготский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1998. - 480 с. – ISBN 5- 222- 00256 – Х.
  3. Гамезо, М. В. Психология младшего школьника. Особенности познавательной и учебной деятельности / Михаил Викторович Гамезо // Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое Общество России, 2003. – Гл. 4. - § 3. - 512 с. – ISBN 5 - 93134 – 195 – 1.
  4. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
  5. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /Ольга Ивановна Никифорова. - М.: Книга, 1972. - 152 с.
  6. Оморокова М. И. Художественное произведение в начальной школе. Специфика работы над художественным образом в младших классах / М. И. Оморокова // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская; под ред. М. И. Омороковой.- М.: Педагогика, 1977. – Гл. 3. - Разд. 2. - 216 с.
  7. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (II – IY кл.) / Лилия Николаевна Рожина. - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
  8. Сосновская О. В. Методика чтения и литературы / Ольга Вадимовна Сосновская // Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под ред. М. Р. Львова. – 2-е изд., испр. - М.: Изд. Академия, 2000. – Разд. 2. - 464 с. -ISBN 5 – 7695 – 0697 – 0.